VI. Русские материалисты XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Русские материалисты XIX века.



В 40-х гг. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего в цикле статей Александра Ивановича Герцена «Письма об изучении природы», где решалась проблема взаимоотношения философии и естествознания. Автор утверждал, что поскольку и философия, и естествознание изучают одно и то же – окружающий нас «фактический мир», то они не могут развиваться вне опоры друг на друга. «Философия, – писал Герцен, – не опертая на частных науках, на эмпирии – призрак, метафизика, идеализм». В свою очередь «эмпирия... вне философии – сборник, лексикон, инвентарий». Антагонизм, существовавший тогда между философией и естествознанием, исключал возможность правильных теоретических обобщений и являлся тормозом в поступательном движении науки.

В своих статьях Герцен стремился показать, что исторически философия развивалась, преодолевая разрыв между природой и духом, между познанием явления и познанием сущности. Он утверждал, что духа вне природы не существует, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития». Идеализм Герцен называл не чем иным, как «схоластикой протестантского мира».

Человек для Герцена – часть природы, подчиненная ее законам. Без человека «природа не заключает в себе смысла своего... именно мышление и дополняет, и развивает его».

В вопросах познания Герцен исходил из постулатов не только материализма, но и диалектики, стремясь преодолеть крайности как эмпиризма, так и рационализма. Всякое истинное знание, отмечал он, есть результат диалектического единства чувственного и рационального. Источником знания является опыт, впечатления, которые передают нам образы. А данные опыта человек подвергает рациональному обобщению. Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли XIX в.

Властитель дум разночинной интеллигенции середины XIX в. Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) был убежденным материалистом. Именно материализм он считал «научным мировоззрением» и утверждал: «То, что существует – материя». Будучи материалистом, Чернышевский признавал единство материального мира. Его формулировка удивительно напоминает формулировку Ф. Энгельса, который считал, что единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности. Подобно Энгельсу, Чернышевский задает вопрос, в чем же состоит одинаковость между материальными предметами. Естествознание, как считал Чернышевский, на этот вопрос отвечает: «Одинаковость между ними состоит в том, что они материальны». Единство, цельность мира необходимо определяет и цельность человека во всех проявлениях его жизни.

В своих поздних сочинениях Чернышевский сформулировал три основных положения материализма:

• в мире не существует ничего сверхъестественного и сверхприродного:

• все человеческие "силы" и проявления (включая духовно-мыслительные процессы) являются свойствами и функциями материи;

• источником знания является опыт, эмпирическое знание, а не вера или чистый разум.

Материализм Чернышевский называл «антропологическим принципом», ибо по цензурным соображением само употребление понятия «материализм» было невозможно.

Под «антропологическим принципом» Чернышевский понимал концепцию человека как единого организма, обладающего при этом «духовным» измерением. Чернышевский страстно боролся против философского подхода к человеку, выделявшего его двойственную природу, духовную и материальную, против противопоставления «духа» природе. Он считал, что принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами должна служить выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма. Наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека: «Эти науки доказывают, что никакого дуализма в человеке не видно».

Защищая единство человека, Чернышевский принципиально мыслил это единство в терминах биологизма, говоря о человеке «как о существе, имеющем желудок и голову, кости, жилы, мускулы и нервы». В своей трактовке человека Чернышевский придерживался упрощенного учения о нем, сложившегося на основе исследований в области естественных наук.

Н. Г. Чернышевский в анализе социальных проблем сочетал антропологический подход (в центре внимания находится «человек вообще» с его естественными потребностями и способностями) с подчеркнутым вниманием к объективным экономическим интересам социальных групп и признанием важности этих интересов как двигателя исторического прогресса. Он полагал, что нельзя подменять общечеловеческий, научный идеал (идеал, вытекающий из человеческой «натуры») интересом общественной группы. Антропологизм Чернышевского выступал как основа его гуманистического подхода к общественным проблемам: нельзя жертвовать интересами конкретного человека ради интересов и целей сословия.

Непримиримый противник идеализма в философии и жизни был Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868). Знаменитым его сделала статья «Схоластика XIX века», опубликованная в 1861 г., где он выступал против всякой «умозрительной философии» и настаивал на том, что именно материализм есть основание новой антиметафизической, не умозрительной философии. В этой статье впервые была выражена критическая  позиция Писарева по отношению к господствующей в его время философии. По его мнению, идеалистическая философия уже давно потеряла кредит в глазах здравомыслящих людей, ее выводы – шарлатанские, серьезно заниматься такой философией могут только невежественные и полупомешанные люди. Писарев в духе позитивизма предлагал заменить отжившую метафизику опытным естествознанием.

В дальнейшем материализм был представлен в трудах ученых-естествоиспытателей, таких как выдающийся физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829–1905), естествоиспытатель-дарвинист Климент Аркадьевич Тимирязев (1843– 1920), биолог Илья Ильич Мечников (1845–1916) и др.

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) – сын помещика, с 1828 по 1833 г. учился в артиллерийской школе. После окончания школы служил офицером в армии. В 1835 г. он вышел в отставку. Примкнув к кружку Станкевича, Бакунин изучал философию Канта, Фихте, Гегеля.  Будучи убежденным гегельянцем, Бакунин, поначалу, истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеобщее, взятое в абстрактном, остается безжизненным и формальным. Оно должно быть претворено в жизнь личности, в божественную человеческую жизнь, проникнутую любовью. В это время Бакунин истолковывал положение Гегеля о том, что «все действительное разумно и все разумное действительно», в духе консерватизма. Именно под его влиянием Белинский прошел через период «примирения с действительностью».

В 1840 г. Бакунин поехал в Берлин учиться. Там он подружился с Арнольдом Руге и другими «левыми гегельянцами». В 1842 г. Бакунин опубликовал в журнале, издаваемом Руге, статью «Реакция в Германии». В этой статье Бакунин говорит об абсолютной свободе духа, утверждая, что отрицательное является условием положительного, и переходит от консерватизма к проповеди разрушения всего старого. «Доверимся вечному духу, - писал он, ломающему и разрушающему только потому, что он в то же самое время является неиссякаемым, вечно созидающим источником жизни. Страсть к разрушению – страсть творческая».

Этот период был началом бурного периода в жизни Ба­кунина. Он принимал участие во многих политических выступлениях, неоднократно приговаривался к смерти и провел много лет в тюрьме (после того как был выдан русскому правительству, которое сослало его в Сибирь). В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири в Англию. Впоследствии Бакунин жил в Италии и Швейцарии. В этот период своей жизни он, наконец, стал материалистом и начал разрабатывать свою теорию анархо-социализма. В 1868 г. он писал в журнале «Народное дело», который издавался им в Цюрихе, что интеллектуальное освобождение личности единственно возможно на основе атеизма и материализма; социальное и экономическое освобождение достигается через отмену наследственной собственности, передачу земли общинам тружеников, а фабрик и капиталов ассоциациям рабочих. В своих книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» и «Бог и государство» Бакунин говорит, что всем истинно свободным людям государственная власть не нужна, так как эти люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу. В этом человек видит смысл развития собственной личности. Все общество в целом должно составлять сво­бодный союз свободных общин.

 

 

VII. МАРКСИЗМ

Поговорив достаточно много о философских истоках материалистической философии, пора, наконец, сказать и о людях которые наиболее полно ее развили, сделав ее одним из ведущих революционных мировоззренческих направлений  рабочего класса.

Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных мыслителей и духовных вождей пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895).

Карл Маркс родился в Германии. Он является философом, социологом, экономистом, политическим журналистом и активным общественный деятелем. Маркс и Энгельс были известны своей дружбой и схожими взглядами. Карл Маркс был уже третьим ребёнком в семье адвоката с еврейскими корнями. В юные годы мальчик занимался в гимназии Фридриха-Вильгельма, а уже в 17 лет окончил её. В одном из сочинений он писал, что только человек, который трудится на благо других, может стать действительно великим. Поскольку гимназию Карл окончил отлично, он без проблем поступил в Боннский университет, а затем продолжил обучение в Берлинском высшем учебном заведении. В 1837 году Карл втайне от родителей обручился с подругой своей старшей сестры – Женни фон Вестфален, которая в скором времени стала его женой. Окончив университет и защитив докторскую диссертацию, он переехал в Бонн.

В ранние годы Карл увлекался идеями Гегеля и был настоящим идеалистом. И даже повзрослев, он высоко оценивал труды Гегеля, утверждая, однако, что Гегель многое слишком мистифицировал. Карл хотел стать профессором философии, а также планировал написать труд по христианскому искусству, но жизнь распорядилась иначе. Реакционная политика государства вынудила Маркса стать журналистом. Работа на этой должности показала молодому человеку, что он очень слаб в политической экономии. Именно это событие побудило его активно взяться за изучение данного вопроса. Дальнейшая судьба Карла Маркса была связана с многими странами так как ему пришлось стать политическим диссидентом. Несмотря на все эти обстоятельства, он продолжал упорно работать над тем, к чему его призывала совесть революционера. Он писал свои знаменитые  работы, но не все мог их все опубликовать при жизни. Большой опорой и поддержкой для него стал друг и единомышленник Фридрих Энгельс.

Энгельс, соратник Маркса и один из основоположников марксизма, родился в семье текстильного фабриканта. У него было 8 братьев и сестёр, но глубокую привязанность он питал только к сестре Марии. Мальчик посещал школу до 14 лет, а затем продолжил обучение в гимназии. По настоянию отца ему пришлось бросить гимназию, чтобы начать работать в сфере торговли.

Несмотря на это, парень успешно подрабатывал корреспондентом. Также ему пришлось посвятить один год своей жизни службе в Берлине. Это был глоток свежего воздуха, ведь молодой человек мог посещать интересующие его лекции по философии. После этого Энгельс работал в Лондоне, на фабрике своего отца. Этот этап жизни послужил тому, что сын капиталиста глубоко проникся жизнью рабочих. Помимо общих работ с Карлом Марксом - Фридрих написал несколько трудов, которые также выражали основные идеи марксизма: «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг».

Дружба и сотрудничество Маркса и Энгельса начинались постепенно, но продлились всю жизнь. Они успели создать множество великих трудов, которые и по сей день не теряют своей актуальности. Более того, идеи учёных активно применяются во многих сферах жизни общества. Маркс и Энгельс, как уже было сказано, были изначально идеалистами - младогегелианцами, но, затем, под влиянием Фейербаха перешли на позиции материализма.

Появление марксизма было обусловлено критикой идеалистической философии Гегеля и метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классическая философия Гегеля и Фейербаха.

В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин указывал на эти основные направления предшественников марксизма:

1) Немецкая классическая философия (Георг Гегель, Людвиг Фейербах). В диалектике Гегеля Маркс видел вершину философской мысли. Но Маркс отказался от идеализма в пользу философского материализма Фейербаха. Углубляя и развивая философский материализм, Маркс распространил его на познание человеческого общества — исторический материализм. Энгельс отмечал, что при написании и «Манифеста коммунистической партии», и особенно «Капитала» применялся диалектический метод.

2) Английская политическая экономия (Адам Смит и Давид Рикардо) положила начало трудовой теории стоимости. Задолго до Маркса были высказаны идеи, что стоимость товаров формируется пропорционально рабочему времени на их производство. Был ранее известен и прибавочный продукт, но не была ясна его экономическая природа. Маркс развил эти идеи, выделил рабочую силу и прибавочную стоимость в отдельные категории, показал непротиворечивый экономический механизм оборота капитала и роль наёмных рабочих в его увеличении.

3) Утопический социализм (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн) послужил основой политических выводов и предложений, которые Маркс и Энгельс сделали в «Манифесте коммунистической партии».

Первым общим трудом двух друзей стало сочинение «Святое семейство». В нём два друга символично порвали связь со своими вчерашними единомышленниками – младогегельянцами. Вторым совместным трудом стала «Немецкая идеология». В ней учёные рассматривали историю Германии с материалистической точки зрения. Именно в ходе написания этих и других работ учёные пришли к тому, что готовы создать новое учение – Марксизм. Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи познавать действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то направлено на ее изменение.

У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха – материализм. Поэтому марксистская философия называется «диалектическим материализмом» или «материалистической диалектикой». Однако марксистская философия не исчерпывается диалектическим материализмом, потому что его предметом является только природа. Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется «историческим материализмом». Автором «диалектического материализма» обычно считается Энгельс, а «исторического материализма» – Маркс.

В «Диалектике природы» Энгельс определяет философию как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В этой же книге дается и понятие материи – одно из главных в диалектическом материализме. Маркс и Энгельс, как мы уже знаем,  были учениками и последователями Гегеля, в учении которого, по словам Маркса, почти все верно, за тем лишь исключением, что его философская система стоит «кверху ногами» и поэтому ее надо всего лишь перевернуть и «поставить с головы на ноги».

Вспомним пантеистический идеализм Гегеля, утверждавшего, что физический, или материальный, мир – это инобытие (иная форма существования) мировой духовной реальности – Абсолютной идеи. Это утверждение Маркс и называет «стоящим кверху ногами», и предлагает его перевернуть: первична не духовная реальность (Мировой разум или Абсолютная идея), а материальная, а все духовное есть продукт длительной эволюции материи от низших форм к более высоким и связано только с мыслящим человеком, вне и помимо которого нет никакого духа или сознания. Таким образом, утверждая, что не материальный мир – инобытие духа, а, наоборот, дух – инобытие материи, Маркс, по его собственным словам, поставил учение Гегеля с головы на ноги.

Диалектический материализм утверждает, что материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее, нет, а все бесконечное многообразие мира – это различные формы материи, которая несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, то есть обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. В диалектическом материализме дух, сознание, творчество – все нематериальное – переносится в материю и растворяется в ней.

Неотъемлемое свойство материи, согласно диалектическому материализму, – движение (вернее, не столько свойство, сколько способ существования: материя существует только в вечном движении, изменении, развитии). Как видим, движение в данном случае понимается не только в механическом смысле (как перемещение из точки в точку), а гораздо шире.

Энгельс выделял пять основных форм движения материи:

Механическое движение (простое перемещение материальных тел в пространстве).

Физическое движение (взаимодействия материальных тел).

Химическое движение (взаимодействия, изменения и превращения веществ).

Биологическое движение (сложные процессы изменения и развития, происходящие в живой природе).

Социальное движение (изменения, процессы, события в человеческом обществе). Каждая следующая форма движения, говорит Энгельс, базируется на предыдущих и включает их в себя, однако не сводится автоматически к ним, а представляет собой новый, более высокий уровень, качественно отличающийся от предшествующих.

Как мы уже видели выше, философское учение о вечном движении, изменении и развитии, а также о всеобщей взаимосвязи существующего называется диалектикой, которая, появившись еще в античной философии, а достигла вершины своего развития в учении Гегеля. Его диалектические идеи были восприняты основателями марксизма. Только у Гегеля диалектика относится, прежде всего, к пребыванию Абсолютной идеи в ее собственном лоне – сфере логики, а у Маркса и Энгельса она является неотъемлемой характеристикой материального мира и методом его познания. Гегель сформулировал основные законы (всеобщие правила, принципы) и категории (основные понятия) диалектики главным образом применительно к первой стадии саморазвития Абсолютной идеи – логике, а основатели марксизма перенесли их на материальный мир, утверждая их всеобщность, или универсальность.

Первый закон – единства и борьбы противоположностей – говорит, что все в мире состоит из противоположных начал (день – ночь, расцвет – упадок, созидание – разрушение и т. д. и т. п.). Их вечная борьба и есть источник постоянного движения, изменения и развития. Но противоположные начала также образуют единство: без одной противоположности не может быть другой, они обусловливают, предполагают, создают одна другую.

Второй закон – перехода количественных изменений в качественные – говорит о том, что количество и качество, будучи противоположностями, диалектически взаимосвязаны таким образом, что при изменении количества (увеличении или уменьшении) до какого-то предела (меры) происходит переход (скачок) к новому качеству. Например, воду можно нагревать до 10, 20, 30, 40, 50, 60 °C и так далее, но она все равно будет оставаться водой; однако в некий момент всего один градус (99 + 1 °C) – изменение количества – обусловливает резкое изменение качества – вода превращается в пар.

Третий закон – отрицания отрицания – говорит о том, что любая вещь, появляясь на свет из какой-нибудь другой вещи (своей причины), занимает ее место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицается новой вещью, которую она порождает себе на смену. Например, брошенное в землю семя превращается в растение и уступает ему место, отрицается им, а потом это растение, превращаясь в плоды, в свою очередь отрицается ими. Как видим, отрицание – это не уничтожение, а переход на новый уровень существования: старое присутствует в новом в ином, преобразованном (или снятом, выражаясь по-гегелевски, виде).

До Гегеля существовало главным образом два основных представления движения: прямолинейное и циклическое. Первое характеризуется постоянным возникновением нового (графически это можно изобразить восходящей прямой), второе – бесконечным повторением старого (графическое изображание – окружность). Движение, в основе которого лежит закон отрицания отрицания, представляет диалектическое единство противоположных начал: и создания нового, и повторения старого, и графически может быть изображено спиралью: старое повторяется, но каждый раз – на новом уровне (витке спирали). Например, нынешняя зима – такая же, как и прошлогодняя (холодно, снежно и т. д.), но все же это именно новая, нынешняя зима, а не прошлогодняя, которая навсегда ушла в прошлое. Примеры, иллюстрирующие законы диалектики, бесконечны, потому что эти законы (с позиций диалектического материализма) универсальны, то есть действуют на всех уровнях организации материального мира – от атомно-молекулярного до социально-исторического.

Важными элементами и гегелевского, и марксистского диалектических учений являются их основные категории – наиболее общие (широкие) понятия, максимально охватывающие разные области существующего и являющиеся парными, то есть обозначающими противоположности, находящиеся в борьбе и единстве.

Одна из пар – общее и единичное: любая вещь сочетает в себе признаки, делающие ее сходной с другими вещами и – отличной от них. Например, любой из нас обладает чертами, присущими всем людям, человеку вообще (прямохождение, членораздельная речь, мышление, социальность и т. п.), но в то же время ни один человек на земле не похож полностью на другого, уникален и единичен. Его общая человеческая природа выражается через его единичную уникальность: каждый конкретный человек – это диалектическое единство общего и единичного. Другая пара категорий – причина и следствие: любая вещь имеет какую-либо причину (ведь ничто не происходит из ничего) и является ее следствием, но через какое-то время сама становится причиной для будущих следствий. Например, растение – следствие брошенного в землю зерна, но в то же время – причина будущих семян, которые в нем созреют. Таким образом, любая вещь это диалектическое единство причины и следствия. То же можно сказать и о других парных категориях, таких, как возможность и действительность, форма и содержание, целое и часть, сущность и явление.

Подробнее следует остановиться на парах категорий свобода – необходимость и случайность – закономерность. На первый взгляд свобода и необходимость взаимоисключающи, ведь свобода – отсутствие какого-либо внешнего принуждения, полная произвольность, а необходимость, наоборот, – наличие внешнего принуждения, непроизвольность. Однако при более пристальном взгляде на свободу и необходимость оказывается (с точки зрения и гегельянства и марксизма), что они диалектически взаимосвязаны. Приведем простой пример. Допустим, два человека заблудились в лесу. Один из них, пытаясь выйти из него, движется совершенно свободно в любом произвольно выбранном направлении. Когда угодно он может изменить свой путь и идти куда заблагорассудится, будучи абсолютно свободным. Но, действуя таким образом, он вряд ли выберется из леса. Другой заблудившийся, наоборот, ориентируется по звездам и идет в определенном, строго заданном направлении, не отклоняясь от него. Понятно, что в этом движении он несвободен, но именно поэтому он выйдет из леса и обретет свободу. Как ни удивительно, свобода заключается в познании необходимости и ее практическом использовании. Говоря иначе, свобода – это познанная необходимость.

То же можно сказать о случайности и закономерности. На первый взгляд это взаимоисключающие противоположности. Никто, наверное, не будет отрицать наличие в мире закономерности. Еще древние философы говорили, что если бы ее не было, то все представляло бы собой сплошной хаос, в котором невозможно было бы разобраться: муравьи могли бы рождаться от слонов, а мыши – от крокодилов, окружность запросто могла бы быть треугольником, а Солнце – планетой и т. д. и т. п. Но если в мире присутствует упорядоченность и закономерность, то, что же тогда представляет собой случайность? Диалектика утверждает, что случайность – это форма реализации закономерности, ее дополнение: закономерность пробивает себе дорогу через массу случайностей. Говоря иначе, случайность – это неопределенность в проявлении закономерности по месту, времени и форме (событие неизбежно должно произойти, но неизвестно где, когда и как оно совершится). Например, французский ученый Анри Беккерель открыл явление радиоактивности случайно: урановая соль оказалась в одном шкафу с фотопластиной. Однако, не будь этой случайности, радиоактивность все равно была бы обнаружена, так как это открытие было подготовлено всем ходом развития науки, было закономерным (возможно, что оно могло бы быть сделано в другое время и в другом месте, и не Беккерелем, но оно не могло бы вообще не быть сделанным).

Маркс дал нам вдохновение, интуицию, взгляд, нечто радикально новое, а именно: люди сами творят свою историю, «освобождение трудящихся – дело самих трудящихся». Иначе говоря, источник истины, особенно в том, что касается политики, надо искать не на небе или в книгах, а в деятельности людей, осуществляемой в обществе.

И в то же самое время, начиная с «Немецкой идеологии», он выступает как теоретик, открывший Закон развития общества и истории: закон функционирования общества, закон преемственности общественных формаций в истории, а также «законы капиталистической экономики» и т.д.

Такова диалектика жизни: законы истории действительно существуют объективно, независимо от воли сознания человека, и в тоже самое время, люди действительно сами творят свою историю. Поэтому, открыть законы общественного развития, было необходимо для того, чтобы выяснить условия, обеспечивающие и ограничивающие человеческую деятельность, и ее возможные закономерности.

Люди, не познавшие эту диалектику жизни, поверили, что Марксом уже провозглашены все наиболее важные истины, и от них уже ни чего нельзя убавить и к ним ни чего нельзя добавить, а поэтому нет больше нужды думать самому, это даже опасно и подозрительно. Эта метафизическая позиция узаконила бюрократию в рабочих организациях, в основе которой лежит право на официальную интерпретацию «марксистской ортодоксии».

Каким образом марксизм реально действовал в реальном обществе и почему? Какое Маркс имел отношение к рождению тоталитаризма в СССР, Восточной Европе, Китае, Северной Корее и т.д.?

Я не считаю Маркса «отцом» тоталитаризма. Это доказать очень просто. Из марксизма вышел не только якобинский «ленинизм», или бонапартистский «сталинизм». Марксизм породил еще и «коммунизм рабочих советов» и «рабочую оппозицию» в самом «ленинизме». А до этого – еще была социал-демократия. Да, и сегодня существуют различные «не авторитарные» марксисты, к которым относится и автор этих строк. И эти марксистские течения не являются тоталитарными.

Возникновение тоталитаризма объясняется тем, что в периоды внешней угрозы, хронической экономической отсталости, или упадка люди ищут решение в диктатуре чиновников. Централизованный государственный аппарат берет на себя функцию защиты экономического благополучия граждан: регулирования экономики. Единственной гарантией от тоталитаризма является динамичное развитие производительных сил, сознательное и образованное трудовое население, дорожащее своими гражданскими правами. Но, в том-то и дело, что в странах победившего «марксизма», таких условий необходимых для развития повсеместной прямой трудовой демократии, передачи всей полноты власти собраниям трудящихся, не было и не могло быть в силу объективных причин, независящих от сознания и воли людей. Авторитарная бюрократия, согласно марксизму, не должна существовать при социализме, так как она не соответствует новым производственным отношениях. Но, она неизбежна, согласно все тому же марксизму, если производительные силы и производственные отношения идентичны капиталистическим или еще более отсталым отношениям, которые достались в наследство «марксистам», в большинстве стран, где они смогли прийти к власти, от предшествующих режимов.

Теория Маркса и Энгельса не предполагала диктатуру пролетариата конечной целью, это должен был быть лишь переходной этап. Конечной идеей было освобождение от любой формы эксплуатации человека человеком. Поэтому, мы – не авторитарные марксисты, стремимся к подлинной социальной революции - практическому построению бесклассового и безгосударственного общества, основанного на принципах трудового самоуправления, к миру, в котором сами работники станут решать, как и что им производить и по каким правилам жить. Но, мы стремимся к этому исходя из объективных условий нашей эпохи, обеспечивающих, и в то же самое время - ограничивающих нашу деятельность. Мы, стараемся действовать не волюнтаристски, но исходя из возможных закономерностей природы и общества.

Коммунистическое развитие на переходе к полному коммунизму предполагает:

– высокий уровень производительных сил;

– создание пролетарского государства Рабочих Советов на принципах трудового самоуправления;

– обобществление всех источников существования общества;

– осуществление политики диктатуры пролетариата, направленной на преодоление подчинения людей действию законов общественного разделения труда и стоимостного товарного обмена в процессе дальнейшего развития производительных сил; на ликвидацию классовых различий, отмирание самого государства Советов и переход к общественному, коммунальному самоуправлению, к управлению производственными процессами и вещами, но не людьми.

Для этого нам самим необходимо адекватно и творчески усвоить марксистскую теорию в неискаженном виде. Марксизм является в этом отношении международной философией мирового рабочего класса, позволяющей всем рабочим мира быть «на одной волне», понимать друг друга и действовать слаженно и солидарно.

Вот за это мы и ценим марксизм! И если мы можем выразить его в виде, какого либо философского кредо, то оно примерно может выглядеть так:

1. Мы признаем материю единственным началом и причиной мироздания, которое не сотворено, неуничтожимо, является причиной самой себя, бесконечно во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способно к саморазвитию, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. Все бесконечное многообразие мира, его ошеломительная мощь, красота и непознаваемая тайна заслуживают самого искреннего изумления и восхищения.

 

2. Мы признаем материю единственным началом и причиной мироздания, которое не сотворено, неуничтожимо, является причиной самой себя, бесконечно во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способно к саморазвитию, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. Все бесконечное многообразие мира, его ошеломительная мощь, красота и непознаваемая тайна заслуживают самого искреннего изумления и восхищения.

 

3. Материя в ее вечном механическом, физическом, химическом, биологическом и социальном движении, изменении и развитии – это всё есть формы одного целого, и мы неотделимая часть этого вечно изменяющегося, вечно движущегося мира. Мы радуемся нашему существованию, и возможности быть в гармонии с миром через его познание и наблюдение, через размышление и через любовь к природе, жизни и человечеству.

 

4. Мы – неотъемлемая часть природы, которую мы обязаны любить и беречь, стараться сохранить ее во всем великолепии и многообразии. Мы должны стараться жить в гармонии с природой, не только локально, но глобально. Мы признаем жизнь любого существа самым драгоценным даром и величайшей ценностью, и стараемся к каждому относиться с уважением и состраданием.

 

5. Мы – неразрывно связаны с человеческим обществом, экономическим укладом которого определены наши мысли и поступки, с выживанием и развитием которого, связана наша судьба. Поэтому, мы стремимся к мировому социально-экономическому строю, основанному на общественной собственности на средства производства, в котором обеспечивается реальное социальное равенство, ликвидация нужды и безработицы, исчезновение различий между людьми умственного и физического труда, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление от духовного порабощения.

 

6. Все люди – равные центры самосознания материи, и каждый человек является личностью достойной счастья и благополучия. Для достижения этой цели мы поддерживаем освобождение трудящихся от эксплуатации и политического гнёта. Мы не приемлем эгоизм, человеконенавистничество, национализм расизм, сексизм, клерикализм. Мы выступаем за союз угнетенных работников из всех этнических групп, интернационализм, рабочую солидарность. Мы за реальное, социальное, экономическое и политическое равноправие женщин и мужчин.

 

7. Мы рассматриваем смерть, как возвращение к природе элементов, из которых мы состоим, и конец нашего существования, как личности. Эта форма «загробной жизни» доступна любому человеку и является естественной. Наши действия, наши идей и воспоминания продолжают жить, в зависимости от того, что мы делали в своей жизни. Наши гены продолжают жить в наших семьях, а тело становится частью бесконечной природы.

 

8. Мы признаем объективную реальность, не зависящую от нашего сознания, и доверяем свидетельству наших органов чувств. Они – наши проводники в мир познания вселенной. В изучении мира мы опираемся на научные факты, на которых базируются наши этические принципы, философские взгляды, эстетические чувства и политические убеждения.

 

9. Каждому человеку доступны эти средства познания мира: наше сознание дает нам способность к размышлению о действительности, которой и является материя. Мы не нуждаемся в посредничестве между нами и природой, нам не нужны священники или пророки, у нас нет необходимости в религиозном откровении и священном писании.

 

10. Мы поддерживаем отделение церкви от государства, а также уважаем, право человека на свободу совести и вероисповедания. Мы верим в великий потенциал человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты и заботимся о его всестороннем развитии, о создании счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством.

Марксизм – это наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления.

Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трёх главных идейных течений 19 века: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского социализма. Даже современные противники марксизма вынуждены признать замечательную последовательность и полноту его взглядов, дающих в совокупности строго научное, материалистическое понимание природы и общества, а также революционную теорию социализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.082 с.)