Место реформы Эхнатона в истории религий. Причины возникновения и особенности египетского монотеизма. Причины неудачи реформы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место реформы Эхнатона в истории религий. Причины возникновения и особенности египетского монотеизма. Причины неудачи реформы.



* чисто политический конфликт новой служилой знати и старой номовой (+жречества) выразился в борьбе бога Амона (старый) и Атона (предложенного Эхнатоном)

* ожесточение конфликта было вызвано тем, что царь активно забирал из храмового хозяйства продукты для содержания новой знати

* общегосударственный культ Атона (изображаемого в виде солнечного диска с лучами-руками) не означал отказа от многобожия

* переход к этому культу спровоцировал огромные затраты на строительство храмов, учреждения огромного штата нового жречества, даров богу => перераспределение ресурсов не в пользу старого жречества

* Столица переносится из Фив (города Амона) в новый город Ахет-Атон

* Имя Амона убирается из имени и титулатуры Аменхетепа (он становится Эхнатоном)

* культ Атона не имел корней в египетской культуре и не был выгоден никому, кроме царя и его новых ставленников, соперничавших со старой знатью, из-за чего и не прижился

* У преемников Эхнатона не было ни власти их предшественников, ни воли и желания продолжать реформу

* при Семенхке-Ра Атон сначала смещен с позиции исключительного верховного божества, затем восстановлена старая иерархия богов, столица возвращена в Фивы.

 

16. Роль Восточного Средиземноморья в развитии человеческой цивилизации. *Иудейский монотеизм, финикийская и арамейская письменности.

Изобретение финикийской письменности.

Величайшим изобретением финикийцев стало алфавитное письмо, которое появилось около XV в. до н. э. В Египте и Междуречье писать и читать умели немногие. Ведь и иероглифическое письмо, и клинопись содержат более 700 знаков, каждый из которых обычно изображает целое слово или слог. Финикийцам-торговцам, ведшим постоянные торговые записи, нужна была такая письменность, на изучение которой не надо было бы тратить полжизни. Таким образом, появилось алфавитное письмо, там, где каждая буква соответствовала одному звуку. Всего букв в финикийском алфавите было 22. Они были просты, писать их было легко. Направление письма было справа налево. Финикийская письменность была консонантной (изображаются только согласные звуки). Несмотря на это, финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что им стали пользоваться почти все страны Средиземноморья.

Финикийская письменность легла в основу древнеливийского письма (тифинаг), которое распространилось по всему североафриканскому побережью вплоть до Карфагена и легло в основу современной берберской письменности.

Арамейский алфавит.

Арамейская письменность представляет одну из ветвей северосемитского алфавита (X в. до н. э.), который возник из финикийского линейного письма (вторая половина II тысячелетия до н. э.).

После завоеваний Александра Македонского в IV в. до н. э., арамейский язык потерял своё официальное положение, но использовался по всему Ближнему Востоку. От него произошли:

· еврейский алфавит;

· самаритянское письмо;

· арабская письменность (через набатейский алфавит);

· сирийское письмо (серто, эстрангело и др.);

· уйгурское письмо и его потомки: орхоно-енисейские руны (исчезли), монгольское письмо;

· письменности Индии (современный деванагари) и юго-восточной Азии (через брахми);

· армянский алфавит;

· грузинское письмо.

Греческое письмо, от которого произошли:

· латинский алфавит (через этрусский алфавит);

· кириллица;

Скрижали из Пирги – три золотые пластины с надписями на этрусском и пуническом языках начала V в. до н. э. Важность скрижалей заключается не только в «двуязычии» текста, что позволяет использовать знания пунического языка для расшифровки надписей на этрусском языке, но и показывает пуническое влияние на территории Западного Средиземноморья.

Финикийская колонизация.

Опыт мореходства и развитая международная торговля создали все условия для расселения финикийцев по берегам Средиземного моря. Но толчком к началу активной колонизации послужили события, происходившие вокруг древней Финикии. В конце II тысячелетия до н. э. волны кочевников двигались на запад из степей и пустынь Сирии и Аравии. Этот процесс привёл к постепенному вытеснению ханаанеев, близких по языку и культуре финикийцам, из внутренней Сирии и Палестины. Многие из них перебрались на побережье, где оставались независимыми ханаанские, т. е. финикийские, города. Единственным радикальным средством снятия демографического напряжения было переселение части «излишнего» населения.

Новый этап финикийской колонизации охватывает IX–VII вв. до н. э., совпадая частично с Великой греческой колонизацией. Наибольший размах она приобретает во второй половине IX в. до н. э., когда тирийцы начинают заселять Сардинию и расширять своё присутствие в Африке, основав Карфаген («Новый Город») и другие города. В VIII в. до н. э. финикийцы, вытесненные с юга и востока Сицилии, концентрируются на её западе, обосновываются на Мелите (Мальте), создают новые поселения в Испании. В VII в. до н. э. ещё больше увеличивается территория финикийцев в Африке, Испании и на Сардинии; они занимают некоторые пункты побережья и острова даже западного, Атлантического, берега Северной Африки.

Иудейский монотеизм.

Иудейский монотеизм начинался как языческий культ вокруг местного палестинского божества Яхве – бога грома и молний, посылающего на землю благодатный дождь. К догматическому монотеизму, концепции договора единого Бога с избранным народом (евреями) и иудейской эсхатологии («Судный день») евреи пришли через так называемое «движение пророков», которые по очереди излагали эти религиозные идеи и формировали государственную идеологию Иудейского царства. Иудаизм считается первой монотеистической религией (хотя это спорно, вспоминая о неточных датировках зороастризма), однако он сам был изначально полон заимствований как философско-теологических, так и чисто фольклорных со всей богатой истории Ближнего Востока на тот момент. Всё же иудейский монотеизм с разными искажениями лёг в основу современных мировых авраамических религий: христианства и ислама (а возможно и зороастризма).

 


17. Хеттское царство: главные фазы истории, внешняя политика, государственное устройство и культура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.005 с.)