Компоновка ременной передачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоновка ременной передачи



 

    Размеры расположения ременной передачи 1 в приводе относительно двигателя 2 и редуктора 3 показаны на рис. 3.2 (4 – рама двухуровневая). По техническому заданию высота Н от уровня пола до оси ведомого шкива равна 600 мм.

    Габаритные размеры двигателя [1, c.26]* (рис. 3.2) d 30 = 391 мм, h ДВ = 100 мм,

h 31 = 247 мм. ___________________

* Список литературы приведен в конце данного примера на с. 22.

    Ориентировочные размеры [2], [3] редуктора (рис. 3.2) L = 560 мм, Н ред =

= 350 мм, h ред = 0,5 Н ред = 175 мм, l = 100 мм.

    Рама 4 сварная, принимаем предварительно высоту швеллера рамы h P =

= 160 мм (швеллер 16).

      Превышение δ y двигателя над низом правой части рамы: δ y = = h 31 + 2 h P + h редН = 247 + 2∙160 + + 175 – 600 = 142 мм. Это значит, что двигатель нельзя разместить справа под рамой.        Примечание. Рамы (и литые плиты) привода могут иметь самые разнообразные конструкции. Здесь принята одна из них только для данного примера.     Проекции межцентрового расстояния а (рис. 3.2) по осям координат:  а х = 0,5 d 30 + l + δ х = = 0,5∙391 + 100 + 150 = 445 мм, где δ х = 150 мм – расстояние от стой-                                   

ки рамы до двигателя, необходимое для надевания ремней на шкивы при монтаже передачи (предварительный расчет показал, что δ х = 100 мм недостаточно);

а у = Нh Ph ДВ = 600 – 160 – 100 = 340 мм.

    Минимальное межцентровое расстояние по условию компоновки ременной передачи а min = (а х 2 + а у 2)1/2 = (4452 + 3402)1/2 = 560 мм.

    Угол ψ наклона передачи к горизонту ψ = arctg(а у / а х) = arctg(340 / 445) = 37,40.

    Размеры привода накладывают следующие ограничения на диаметры шкивов ременной передачи: d 1 £ d 30 = 391 мм; d 2 £ Н ред = 350 мм.

Расчет передачи

 

1. Номинальный вращающий момент T 1nom = 9550 Р ДВ′ / n 1 = 9550·3,9 / 1410 =

= 26,41 H·м.

Расчетные вращающий момент и мощность T 1 = C p T 1nom = 1,3∙26,41 =

= 34,34 Н∙м;   P 1 = C p P nom = 1,3∙3,9 = 5,07 кВт, где C p = 1,3 – коэффициент динамичности нагрузки и режима работы [4, c. 25] для тяжелого режима и двух-сменной работы.

    2. Согласно ГОСТ1294.1-89 [4, c. 24, рис. П1] при Р 1 = 5,07 кВт и n 1 =

= 1410 мин-1нормальное сечение ремня   В (Б). По табл. П4 [4, c. 22] при Т 1 =

= 34,34 Н∙м – нормальное сечение ремня А; узкое – SPZ(УО).

    Для сравнительного выбора окончательного варианта расчет выполним для трех рекомендуемых сечений. Приняты кордшнуровые сечения клиновых ремней II класса.

Размеры и параметры ремней [4, c. 22] приведены в табл. 3.1.

       Таблица 3.1. Размеры и параметры клиновых ремней

Сечение

Размеры (рис. 3.1), мм

Площадь А, мм2

Масса,

m п, кг/м

Длина ремня

L Р, м

Диаметр шкива,

d 1min, мм

W P W T y 0

норма-

льное

А 11 13 8 ± 0,4 2,8 81 0,1 500…4000 90
В (Б) 14 17 11 ± 0,5 4,0 138 0,18 900…6300 125

узкое SPZ(УО)

8,5 10 8 2,0 56 0,084 630…3550 63

    3. Межцентровое расстояние клиноременной передачи [4, c. 9] лежит в пределах 0,7(d 1 + d 2) £ а £ 2(d 1 + d 2) или 0,7 d 1(1 + u) £ а £ 2 d 1(1 + u); при u =

= 1,83 и а = 560 мм будем иметь 1,98 d 1 £ 560 £ 5,66 d 1. Отсюда для принятой компоновки (рис. 3.2) диаметр d 1 малого шкива должен находиться в пределах 99 £ d 1 £ 283 мм; диаметр ведомого шкива d 2 = ud 1: 181 £ d 2 £ 518 мм. С округлением по ГОСТ Р 50641-94 (на диаметры шкивов) получим 100 £ d 1 £ 280 мм; 180 £ d 2 £ 500 мм. С учетом ограничений (d 1min = 125 мм – по сечению В (Б) и d 1max = 391 мм – по размеру двигателя d 30) принимаем 125 £ d 1 £ 250 мм.

    Для каждого из выбранных сечений ремня выполним три варианта* расчета с диаметрами шкивов d 1 и d 2′ = 1,83 d 1  (с округлением d 2 пос округлением ого из выьранных сечений ремня выполним три варианта с диаметрами в пределах  ГОСТ):

d 1, мм 125 140 160
d 2′, мм 226,5 258,8 289,9
d 2, мм 224 250 280

    4. Результаты кинематического и геометрического расчетов передачи даны в табл. 3.2.

       Таблица 3.2. Результаты кинематического и геометрического расчетов

П а р а м е т р ы

Результаты расчета при диаметрах d 1 / d 2, мм

Примечание

наименование формула 125/224 140/250 160/280
1. Фактическое   u рп d 2 / [ d 1(1 – ξ)] 1,81 1,8 1,77 ξ = 0,01
2. Общее передаточное число привода u 0 u рп u ред 45,25 45 44,25 u ред = 25
3. Погрешность D u 0 % 100(u 0′ – u 0) / u 0 1,09 1,64 3,28 < [± 4%]
4. Скорость ремня v, м/ с π d 1 n 1 / 60000 9,23 10,33 11,81 < 30 м / с
5. Угол обхвата α, град 180 – 57(d 2d 1) / / а 170 168,8 167,8 > 1100
6. Длина ремня   ω π(d 2 + d 1) / 2 548 613 644  
                               q (d 2d 1)2 / 4 2450 3025 3600  
                               q / a   4,38 5,4 6,43  
                       L P′, м 2 а + ω + q / a 1672 1738 1770  
                       L P, м стандарт 1600 1800 1800 ближайшая L P
7. Фактическое а nom, мм 0,25{(L P – ω) + + [(L P – ω)2 – – 8 q ]1/2}_ 524 591 575

а min < а nom <

< а max

                       а min, мм 0,7(d 2 + d 1) 244 273 308
                       а max, мм 2(d 2 + d 1) 698 780 880

___________________________________

       * Выбрано для сокращения объема и времени расчета, так как в пределах d 1 и d 2 можно дополнить еще несколько вариантов.

 

Окончание табл. 3.2

П а р а м е т р ы

Результаты расчета при диаметрах d 1 / d 2, мм

Примечание

наименование

формула

125/224 140/250

160/280

8. Увеличение а при эксплуатации D1′ / D1,

А; В (Б)

≥ 0,025 L P

40 / 45

45 / 50

[4 c. 10]; D1 – принято нами

SPZ(УО)

≥ 0,04 L P

64 / 70

72 / 75

9. Уменьшение а при установке ремней D2′ / D2

А

≥ (0,009 L P + 2 W P)

36,4 / 40

38,2 / 40

[4, c. 10]; 

W P – табл. 3.1; D2 – принято

В (Б)

42,4 / 45

44,2 / 45

SPZ(УО)

 ≥ 0,02 L P 32 / 35

36 / 40

10. Пределы межцентрового расстояния а, мм

А; В (Б)

а + D1

569

641

625

 

SPZ(УО)

594

666

650

А

а – D2

484

551

535

В (Б)

479

546

530

SPZ(УО)

489

661

535

11. Ход регулирования D, мм

А

D1 + D2

85

90

 

В (Б)

90

95

SPZ(УО)

105

115

                 

    5. Перемещение натяжного устройства. Двигатель установлен на салазки [2, c. 289]. Ход регулирования D обеспечивается перемещением двигателя (ведущего шкива) в горизонтальной плоскости: натяжение D1 (рис. 3.3, а) – перемещением D1 х оси О 1 влево. При этом проекция а у = 340 мм остается постоянной.

      Начальный угол наклона ψ уточняется по фактическому а nom: ψ = arcsin(a y / a). Угол ψ1 при перемещении D1 х можно определить по формуле ψ1 = = arcsin[ a y / (a + D1)]. Необходимое перемещение натяжного устройства D1 х для компенсации вытяжки ремня при эксплуатации определяется по формуле  

D1 х = (а + D1)cosψ1а х или D1 х = a y / tgψ1а х, где проекция а х уточняется как а х  =

= а cosψ.

    Результаты расчета по приведенным формулам сведены в табл. 3.3.

       Таблица 3.3. Результаты расчета передачи

П а р а м е т р ы 

Результаты расчета при d 1 / d 2, мм

наименование сечение 125 / 224 140 / 250 160 / 280
1. Угол ψ, град   все 40,5 35,1 36,2

2. Угол ψ1, град

А, В (Б) 36,7 32,0 33,0
SPZ(УО) 34,9 30,7 31,5
3. Проекция а х, мм все 398 484 464

4. Перемещение D1 х, мм

А, В (Б) 58,2 59,6 60,2
SPZ(УО) 89,2 80,8 81,1

    При сборке передачи ось О 1 шкива перемещается вправо (рис. 3.3, б) на величину D2 х, которая определяется по формуле D2 х = а х – (а – D2) cosψ2, где угол ψ2 =

= arcsin[ a y / (a – D2)].

    Результаты расчета D2 х приведены в табл. 3.4.

       Таблица 3.4. Результаты расчета перемещения  D2 х

П а р а м е т р ы 

Результаты расчета при d 1 / d 2, мм

наименование сечение 125 / 224 140 / 250 160 / 280

1. Угол ψ2, град

А 44,6 38,1 39,5
В (Б) 45,2 38,5 39,9
SPZ(УО) 44,1 38,1 39,5

2. Перемещение D2 х, мм

А 53,4 50,4 51,2
В (Б) 60,5 56,7 57,4
SPZ(УО) 46,8 50,4 51,2

3. Проверка ограничения по компоновке – зазор δ х 0 = δ х – D2 х,мм,

(рис. 3.2)*

А 97,6 99,6 98,8
В (Б) 89,5 93,3 92,6
SPZ(УО) 103,2 99,6 98,8

     Примечание. * δ х = 150 мм (подраздел 3.2) – эксплуатационный зазор между двигателем и стойкой рамы; δ х 0 = 89,5…103,2 мм – зазор при монтаже ремней, что вполне достаточно.

    6. Расчет передачи по тяговой способности и долговечности.

    Последовательность расчета и его результаты представлены в табл. 3.5.

 

Анализ результатов расчета

    1. Отношение Lh / T P ≥ 1 показывает, что из ремней нормального сечения только ремни сечения А удовлетворяют условию долговечности (1250 ч для тяжелого режима). Следовательно, ремни В (Б) в дальнейшем не рассматриваются.

    2. Хотя для узких ремней μ < [μ], но напряжения σmax у них в 1,4…1,3 раза выше, чем у ремней сечения А. При этом по условиям компоновки нет необходимости уменьшать диаметры шкивов до пределов допускаемых узкими ремнями.

    3. При d 1 = 140 и 160 мм количество ремней сечения А К = 3, но при разности диаметров D d 1 всего 20 мм (D d 2 = 30 мм) долговечность передачи при d 1 =

= 160 мм возрастает в 4245 / 1921 = 2,21 раза. во столько же раз уменьшается вероятность замены комплекта ремней при d 1 = 160 мм в работе.

    4. Вследствие получившегося отрицательного результата расчетов для всех сечений ремней в вариантах со шкивами d 1 = 140 и 160 мм пришлось увеличивать размер а х (рис. 3.2) на 50 мм (с 395 до 445 мм) с целью обеспечения хода D2 х натяжного устройства при монтаже ремней.

    5. Сравнивая результаты табл. 3.5, можно сделать вывод, что из принятых для расчета параметров преимущество имеет узкий ремень сечения SPZ(УО), хотя напряжения σmax у них в 1,4…1,3 раза выше, чем у ремней сечения А. При d 1 / d 2 =

= 125 / 224 мм и L P = 1600 мм число узких ремней К = 2 (против четырех ремней сечения А или трех, но уже при d 1 / d 2 = 160 / 280 мм и L P = 1800 мм); а = 489…

594 мм против а = 535…625 мм.

    По статистике отношение μ < [μ] (5,77 < 30 с-1) гарантирует в среднем ресурс узких ремней 2000…3000 ч.


Таблица 3.5. Результаты расчета передачи по тяговой способности и на долговечность

Параметры

Результаты расчета при d 1 / d 2, мм, исечениях ремней

Примечание

наименование

источник

125 / 224

140 / 250

160 / 280

А В (Б) SPZ А В (Б) SPZ

А

В (Б)

SPZ

1. Мощность, передаваемая одним ремнем Р 0, кВт [4, c. 26] 2,0 2,15 3,05 2,3 3,0 3,55

2,85

3,75

4,45

Класс II

2. Коэффициенты угла обхвата С α [4, c. 11]

0,98

0,98

0,98

3. Длина типового ремня при испытании L 0P, м [4, c. 12] 1700 2240 1600 1700 2240 1600

1700

2240

1600

 

4. Коэффициент длины ремня CL при m

m [4, c. 12] 3,6 4,5 6,0 4,0 4,5 6,0 4,0

4,5

6,0

L P – табл. 3.2

 
(L P / L 0P) m 0,98 0,93 1,0 1,01 0,95 1,02 1,01

0,95

1,02

 
5. Ориентировочное число ремней К 0 P 1 / (Р 0 С α CL) 2,64 2,59 1,7 2,23 1,82 1,43

1,8

1,45

1,14

при Ск = 1

P 1=5,07 кВт

6. Коэффициент числа ремней Ск [4, c. 12] 0,74 0,78 0,83 0,79 0,86 0,9

0,86

0,9

0,95

7. Расчетное число ремней К ¢      К 0 / Ск 3,38 3,32 2,05 2,82 2,12 1,59

2,1

1,61

1,2

                       принято К округление 4 4 2 3 3 2

3

2

2

8. Предварительное натяже-ние ветви одного ремня F 0, Н * см. примечание к табл. 107 114 209 128 136 189

116

179

169

9. Окружное усилие одного ремня Ft, Н 103 P 1 / (v К) 137 137 275 164 164 245

143

205

205

P 1=5,07 кВт

10. Сила на валах F В, Н 2 F 0 K sin(α1/2) 853 909 833 764 812 752

692

712

672

11. Проекции F В по осям:                   

 

 

 

 

                         х      F В х F Вcosψ 649 691 633 625 664 615

558

575

542

ψ– табл. 3.3

                         y     F В y F Вsinψ 554 590 541 439 467 432

409

421

397

12. Напряжения в ремне, МПа:
 
начальное              σ0

F 0 / A 1,32 0,83 3,73 1,58 0,99 3,38

1,43

1,3

3,02

А – табл.3.1

 

 

Окончание табл. 3.5

Параметры

Результаты расчета при d 1 / d 2, мм, исечениях ремней

Примечание

наименование

источник

125 / 224

140 / 250

160 / 280

А В (Б) SPZ А В (Б) SPZ

А

В (Б)

SPZ

  окружное               σ t  / 2 Ft / (2 A) 0,85 0,5 2,46 1,01 0,59 2,19

0,88

0,78

1,92

  центробежное       σц                           10 – 6 ρ v 2

0,11

0,14

0,18

ρ =

= 1300 кг/м3

растяжения          σр σ0 t /2 +σц 2,28 1,44 6,3 2,73 1,72 5,71

2,49

2,26

5,12

 

  изгиба                      σи1 2 Ey 0 / d 1 4,48 6,4 3,2 4,0 5,71 2,86

3,5

5,0

2,5

Е = 100 МПа

  максимальное        σmax σр + σи1 6,76 7,84 9,5 6,73 7,43 8,57

5,99

7,26

7,62

13. Отношение        σр / σи1   0,51 0,23 1,97 0,68 0,3 2,0

0,71

0,45

2,05

  Коэффициент          ξ i [4, c. 17] 1,96 2,0 1,75 1,94 2,0 1,7

1,93

2,0

1,7

14. Частота пробегов ремня                                     μ, с-1 103 v / L P £ £ [μ]

5,77

5,74

6,56

< [μ] = 20 с-1

15. Ресурс ремней Lh, ч ** [4, c. 16] 1863 580,8 1921 897

4245

945

Отношение   Lh / T P   1,49 0,46 1,54 0,72

3,4

0,76

T P = 1250 ч

     Примечания. 

1. * Для ремней нормального сечения [4, c. 14] F 0 = 500 (2,5 – С α) Р nom C P / (C α vK) + m п v 2, где C P = 1,2 – тяжелый режим, для одной смены работы; для ремней узкого сечения [4, c. 15] F 0 = 780 Р nom C P / (C α vK) + m п v 2.

2. ** ресурс ремней нормального сечения [4, c. 16] Lh = (σy / σmax) m N ξ i / (3600μ) ≥ T P, где σу = 9 МПа – условный предел выносливости ремня; m = 8 – показатель степени кривой усталости; N  – базовое число циклов перемены напряжений [4, c. 21, табл. П3]: для ремня класса II N  = 2∙106; T P = T P(ср) К 1 К 2 – ресурс ремней в эксплуатации, где [4, c. 21] T P(ср) = 2500 при среднем режиме работы ремня класса II; К 1 = 0,5 для тяжелого режима работы; К 2 = 1 для климата центральных районов:   T P = 2500∙0,5∙1 = 1250 ч.

3. Для узких ремней при отсутствии достаточного количества достоверных данных проверку на долговечность ограничивают выполнением условия μ £ [μ] = 30 c-1.

                               

                                                                                                                                                                                           

 

 

        

     
 
 
 

    6. Таким образом, окончательно выбираем ременную передачу с параметрами:

    d 1 = 125 мм; d 2 = 224 мм; u РП = 1,81; D u 0 = 1,09 %; v = 9,23 м/с; α = 1700; L P =

= 1600 мм; a nom = 524 мм; D = 105 мм (D1 = 70 мм, D2 = 35 мм); D1 х = 89 мм, D2 х =

= 47 мм; К = 2; F 0 = 209 Н; F В = 833 Н (F В х = 633 Н, F В у = 541 Н); σmax = 9,5 МПа;

РЕМЕНЬ SPZ (УО) – 1600 ТУ 38-105161-84.

    Указания по конструированию шкивов ременных передач приведены в [2, c. 285], [4, c. 18], [5, c. 165], [6, c. 21].

    Наиболее распространенные конструкции натяжных устройств см. в [2, c. 289], [5, c. 158], [6, c. 31].

    Примеры расчетов ременных передач различных типов представлены в [7].

 

Список литературы к примеру расчета

1. Энергетический и кинематический расчеты приводов: метод. указания по дисциплине "Детали машин" для студентов машиностроительных спец. / НГТУ; сост.: А.А. Ульянов.– Н. Новгород, 2000, 1999. 27 с.

2. Дунаев, П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: учеб. пособие для техн. спец. вузов. 7-е изд. / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов.– М.: Высшая школа, 2001. 447 с.

3. Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3 т. Т.3 - 8-е изд. / В.И. Анурьев.– М.: Машиностроение, 2001. 864 с.

4. Ременные передачи: метод. указания по дисциплине "Детали машин"

для студентов машиностроительных спец. в 2 ч. Ч.1 / НГТУ; сост.: А.А. Ульянов, Н.В. Дворянинов, Ю.П. Кисляков.– Н. Новгород, 1999. 31 с.

           5. Детали машин: атлас конструкций: в 2 ч. Ч.1 – 5-е изд.; под ред. Д.Н. Решетова.– М.: Машиностроение, 1992. 352 с.

       6. Курмаз, Л.В. Детали машин. Проектирование: справочное учебно-метод. пособие / Л.В. Курмаз, А.Т. Скойбеда.– М.: Высшая школа, 2004. 308 с.

7. Ременные передачи: метод. указания по дисциплине "Детали машин"

 для студентов машиностроительных спец. в 2 ч. Ч.2 / НГТУ; сост.: А.А. Ульянов, Н.В. Дворянинов, Ю.П. Кисляков.– Н. Новгород, 1999. 16 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.23 с.)