Комплетивные (восполняющие) отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплетивные (восполняющие) отношения



зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова* назваться гостем, слыть простаком, край деревни, группа студентов, толпа народа, мало ошибок, множество звезд

* Модели словосочетаний с комплетивными отношениями:

а) гл. + числ: два друга.; гл. + местоимение: кто-то из друзей.;

б) гл. + сущ.: назваться гостем;

в) сущ. + сущ.: ведро воды; г) гл. + инф.: начать собирать;

д) сущ. +инф.: мастер выдумывать.

Между компонентами словосочетания возникает смысловая связь, определяемая характером отношения зависимого слова к главному. Эти смысловые отношения — синтаксическое значение словосочетания.

 

6. Типы словосочетаний по структуре и степени спаянности компонентов.

III. По структуре, т.е. по кол-ву компонентов.

Простые - миним.конструкций, нечленимые далее на уровне сл/соч. Состоят из 2 знач.слов, образованных путем распространения гл. слова, и построены на основе одного вида связи.

Простые осложненные сл/соч – такие сл/соч, которые образованы путем распр.простых.

Это распространение происходит на основе:

1. сочинительной связи (красные и желтые цветы)

2. нерасчленимого соединения слов или фраз (начать с места, 26 июня)

3. использования частиц (только в деревне отдыхаем)

В школе такие сл/соч относятся к сложным.

Сложные сл/соч – состоят из двух или более компонентов и образуются путем распространения простого сл/соч на основе нескольких подчин. связей: широко известный à широко известный в городе.

Три вида подчинения слов в сложном сл/соч:

1. параллельное – две или более подчин.связи, исходящие от одного слова.

2. последовательное – связь, исходящая от разных слов.

3. комбинированное – совмещение параллельного и последовательного.

Согласно концепции Н.Н. Прокоповича, сложные словосочетания могут быть сведены к трем моделям:

1. Простое словосочетание+ зависимое от него слово (красивая лампа с абажурами). Параллельное подчинение слов.

2. Главное слово + зависимое от него простое словосочетание (дом с белыми колоннами).

3. Два зависимых слова, не связанных друг с другом и не образующих словосочетания ( вдеть нитку в иголку, превратить пустыню в сад). В таких словосочетаниях главное слово может образовывать двойную или тройную связь.

Вычленять словосочетания из предложения нужно в следующей последовательности:

1. Подлежащее и сказуемое.

2. Словосочетания, входящие в состав подлежащего.

3. Словосочетания, входящие в состав сказуемого.

Сначала вычленяются сложные словосочетания, затем – простые из них.

При вычленении сложных словосочетаний нужно сначала вычленять следующие:

1. цельные словосочетания (знать много песен);

2. словосочетания, включающие неоднородные определения (мохнатая черкесская шапка);

3. количественно-именные словосочетания с прилагательным – зависимым словом внутри (два разбитых ящика);

4. словосочетания, включающие слова с двойной синтаксической зависимостью (сказать правду о себе);

5. словосочетания, состоящие из определяемого слова и обособленного оборота (буревестник, черной молнии подобный); Это полупредикатиные сочетания слов, которые то определяются как словосочетания, то нет.

6. словосочетания с уточняющими членами предложения (лежали в папке, на столе);

7. словосочетания, включающие в себя сочинительные сочетания (любить книги и музыку);

 

II. По степени степени семантич. спаянности компонентов.

1. Синтаксически свободные

· Каждый компонент играет роль отдельного члена предложения

· Главное слово информативно достаточно

· Такие сл/соч строятся по свободным образцам – схемам (зеленый лес)

2. Синтаксически несвободные

· Образуют синтаксически неразложимое единство, выступая в предложении в роли единого члена предложения

· Главное слово информ.недостаточно, хотя семантич. Значимо (несколько книг)

Типы синтаксически несвободных словосочетаний

1. Составные глагольные и составные именные сказуемые (начинает светать, был чист)

2. Количественно-именные сл/соч (четыре студента, сотни дорог, груда камней)

3. Сл/соч со значением избирательности (сущ. или числ + предлог ИЗ + сущ. или мест.: один из поселков, один из нас, кто-то из детей)

4. Сл/соч со значением неопределенности (некто в белом)

5. Сл/соч, обозначающие время или пространство с предлогами ОТ и ДО, С и ДО (о Москвы до Ленинграда, с лета до зимы)

6. Сл/соч, хар-е человека и включающие соматизмы (название частей тела) с определением (с голубыми глазами, высокого роста)

7. Сл/соч типа летней порой, странным образом, по другой причине, в целях безопасности, где гл.слово информ.недостаточно

8. Сл/соч со значение совместности (мать с отцом, мы с другом)

9. Метафорич.несвободные – гл. слово употребляется в переносном значении (лента шоссе, шапка кудрей)

Несвободные сл/соч делятся на:

· Синтаксически несвободные

· Фразеологически несвободные – сочетания слов, обладающие семантич. и грамм. неразложимостью. Фразеологизмы не придумываются, а воспроизводятся подобно слову. По значению они соответствуют слову и могут быть заменены одним словом.

 

7. Предложение как синтаксическая единица, его признаки.

редложение — синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выражающая законченную мысль.

Предложение – суждение, выраженное словами. Эта ориентация ущербна, так как предложение не всегда суждение.

Предложение – синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли. (Виноградов) Предложение – грамматически интонационно-оформленная по законам данного языка единица речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

Рассматривает предложение в следующих отношениях:

• Назначение
• Грамматическая сущность
• Формальные признаки

Предложение:. Синтаксически коммуникативная единица, обладающая предикативностью и завершенностью интонации и построенная по одной из структурных схем, существующих в русском языке.

2.Предложение может определять на основе 3-х групповых признаков:

• Сематических
• Структурных
• Интонационных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.009 с.)