Видовременная соотнесённость глаголов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видовременная соотнесённость глаголов.



Теория:

Видовременная соотнесённость — это требование к использованию в предложении членов предложения, выраженных глаголами, или причастиями, или деепричастиями в форме одного времени и вида.

При временной или видовой несогласованности возникает грамматическая ошибка.

 

*После пламенной речи Ивана исключают из университета и выслали на три года в Волгоградскую область.

В предложении встречаются два однородных сказуемых, находящихся в состоянии видовременной несоотнесённости:

исключают — (что делают?) форма настоящего времени несовершенного вида;

выслали — (что сделали?) форма прошедшего времени совершенного вида.

Правильно: после пламенной речи Ивана исключили из университета и выслали на три года в Волгоградскую область.

Видовременную соотнесённость важно выдерживать также при перечислении последовательных или одновременных событий.

 

* Шумели волны, завывал ветер, луна осветила дорогу к пирсу.

Глаголы, называющие одновременные действия, употреблены в прошедшем времени, но в разных видовых формах:

шумели — (что делали?) несовершенный вид;

завывал — (что делал?) несовершенный вид;

осветила — (что сделала?) совершенный вид.

Правильно: шумели волны, завывал ветер, луна освещала дорогу к пирсу.

Рассмотрим пример с несоотнесённостью в формах деепричастий.

*Незнакомец стоял в стороне, не понимая, что происходит, и потеряв уверенность в своих силах.

В формах деепричастий возникла несогласованность во времени и виде:

понимая — (что делая?) настоящее время, несовершенный вид;

потеряв — (что сделав?) прошедшее время, совершенный вид.

Правильно: незнакомец стоял в стороне, не понимая, что происходит, и теряя уверенность в своих силах.

 

10. Как решать задание ЕГЭ.

Теория:

В задании № 8 ЕГЭ по русскому языку предлагается найти грамматические ошибки в предложениях и дать им характеристику.

 

Проверяется умение находить нарушения:

1) в связи между подлежащим и сказуемым;

2) в употреблении причастного оборота;
3) в употреблении деепричастного оборота;
4) в построении предложения с однородными членами;

5) в построении предложения с косвенной речью;

6) в употреблении падежной формы существительного с предлогом;
7) в построении предложения с несогласованным приложением;

8) в построении сложного предложения;
9) в видовременной соотнесённости глагольных форм;

10) в употреблении имени числительного.

 

В задании представлено 9 предложений, среди которых нужно найти 5 с разными видами ошибок (оставшиеся 4 — правильные).

Пример:

установи соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.   Б) Нарушение в построении сложного предложения.   В) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.   Г) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.   Д) Ошибка в построении предложения с однородными членами.     1) Луна, серебрящая всё вокруг, освещала путь ночному страннику.   2) Наивные байбаки лежат себе на печи и ничего не делают, потому что не умеют ничего делать.   3) Все, кто были в госпитале, так или иначе прикоснулись к войне, иначе они бы не попали сюда.   4) Море после бури умиротворённое, ласковое, играет лучами солнца.   5) Они разрушали старый мир и жаждали нового, но однако сами не строили его.   6) Рудин долго ещё стоял на плотине, наконец он встрепенулся, медленными шагами добрался до дорожки и тихо пошёл по ней.   7) Большинство рассказов забылось или, выражаясь старомодно, кануло в Лету.   8) В пьесе Островского «Грозе» разоблачается тёмное царство.   9) Возвратившиеся после войны экспонаты выставлены в музее

 

Важность этого задания в тесте велика, потому что за правильное выполнение даётся 5 баллов — за каждую найденную ошибку по 1 баллу.

 

При выполнении задания пытайся найти в предложениях нужные конструкции и элементы, указанные в левом столбике.

Как решить задание из примера?

1. Прочитай каждое предложение и найди «ошибкоопасные» места.

 

1) Луна, серебрящая всё вокруг, освещала путь ночному страннику.

В предложении встречается причастный оборот, но ошибки в его употреблении нет.

 

2) Наивные байбаки лежат себе на печи и ничего не делают, потому что не умеют ничего делать.

Это сложноподчинённое предложение, построенное верно.

 

3) Все, кто были в госпитале, так или иначе прикоснулись к войне, иначе они бы не попали сюда.

С местоимением кто сочетается глагол только в форме единственного числа.

Это нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

 

4) Море после бури умиротворённое, ласковое, играет лучами солнца.

Однородные сказуемые выражены словами разных частей речи: умиротворённое, спокойное — прилагательные; играет — глагол.

Это нарушение построения предложения с однородными членами.

 

5) Они разрушали старый мир и жаждали нового, но однако сами не строили его.

Сложносочинённое предложение, в котором части соединены сразу двумя сочинительными союзами — но и однако.

Ошибка в построении сложного предложения.

 

6) Рудин долго ещё стоял на плотине, наконец он встрепенулся, медленными шагами добрался до дорожки и тихо пошёл по ней.

Сложное предложение с однородными членами, построенное без нарушений.

 

7) Большинство рассказов забылось или, выражаясь старомодно, кануло в Лету.

Подлежащее выражено сочетанием слова большинство с неодушевлённым существительным рассказов, а сказуемое находится в форме единственного числа. Связь между подлежащим и сказуемым не нарушена.

 

8) В пьесе Островского «Грозе» разоблачается тёмное царство.

Название «Гроза» должно стоять в начальной форме, потому что присутствует родовое слово пьеса.

Это нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

 

9) Возвратившиеся после войны экспонаты выставлены в музее.

Причастие возвратившиеся употреблено неверно, так как более подходящей формой будет страдательное причастие возвращённые (потому что экспонаты кто-то возвратил, они сами вернуться не могли).

Это ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

 

2. Сопоставь буквы, обозначающие вид ошибки, и цифры, определяющие порядок предложений.

 

А Б В Г Д
3 5 9 8 4

 

В бланке ответа ЕГЭ нужно записать только получившуюся последовательность цифр (без знаков препинания и пробелов).

 

Ответ: 35984.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 2049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.011 с.)