Восточные славяне. География расселения. Занятия. Верования. Общественный строй. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне. География расселения. Занятия. Верования. Общественный строй.



Билет №1.

 

Азовские походы. Великое посольство Петра I.

Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; были продолжением начатой правительством царевны Софьи Алексеевны войны с Османской империей и Крымом; предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Они могут считаться первым значительным свершением молодого царя.

Причины, цели и задачи сторон

В 1689 году началось официальное царствование Петра 1. Молодой царь одной из своих главных задач видел обеспечение выхода России к морю. Во-первых, для создания мощного флота, во-вторых – для развития торговли и обеспечения культурных связей. Вариантов было два: Балтийское и Черное море

Петр решил продолжать прежнее направление внешней политики, ссылаясь на возможные ослабления турецко-татарской мощи. Однако новой целью была выбрана турецко-татарская крепость Азов. Петр буквально бредил морем, поэтому Азовские походы были лишь вопросом времени.

 

Главными задачами России во время Азовских походов были:

Штурм и захват крепости Азов для обеспечения плацдарма, с помощью которого можно было начать борьбу за выход к Черному морю.

Превратить морскую крепость Азов в центр создания российского флота.

Установление контроля за территорией речки Дон, что давало возможность развивать флот и в других городах на Дону, и в случае необходимости спускать их до Азовского моря.

Ослабление влияния Турции в регионе Азовского моря.

Фактическая подготовка к походу началась с 1694 года. Для организации походов были задействованы донские казаки, а также украинское казачество во главе с гетманом Мазепой.

 

Ход походов

Значение Азовских походов

Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она является заметным примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости, особенно ярко выделяющимся на фоне близких по времени провалов англичан при штурме Квебека (1691) и Сен-Пьера (1693).

Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Впервые проявились такие важные его качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара.

Несмотря на успех, по завершении кампании стала очевидна незавершённость достигнутых результатов: без овладения Крымом или, по крайней мере, Керчью выход в Чёрное море был по-прежнему невозможен. Для удержания Азова необходимо было укреплять флот. Необходимо было продолжать строительство флота и обеспечить страну специалистами, способными построить современные морские суда.

Азовский флот

20 (30) октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…». Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности.

22 ноября оглашается указ об отправке дворян на обучение за границу.

Война с Турцией ещё не закончена и потому с целью лучше узнать расстановку сил, найти союзников в войне против Турции и подтвердить уже существующий союз — Священную лигу, наконец, укрепить положение России, было организовано «Великое посольство».

Войну с Турцией завершил Константинопольский мирный договор (1700).

Билет №2.

1. Появление государства у восточных славян

2. Реформы Петра I: реформы в области управления и экономики, военные, социальные преобразования, церковная реформа.

 

Внутренние

*развитие производственных сил,которое привело к появлению соседской общины и возникновению классов

*рост числа городов, как первых самостоятельных организаций жителей

*возникновение военно-дружинной знати

*зарождение общих культурных традиций, связанные с языком, письменностью и некоторыми обрядами

Внешние

*необходимость созданиявооружённых сил для защиты городов и населения

*развитие постоянных целенаправленных торгово-экономических отношений между городами и государствами

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Изборске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

Билет 3

1.Внешняя политика Руси в первой половине Х в. Рост могущества Древнерусского княжества.

2. Народные выступления в начале XVII века.

Общая характеристика

Первые русские князья на киевском престоле:

· Олег (882-912). Внешняя политика этого Киевского князя характеризуется тем, что он сумел подчинить Киеву такие племена как радимичи, древляне и северяне. Князь совершил военные походы на Византию, которые закончились успешно и привели к подписанию мирных договоров в 907 и 911 годах.

· Игорь (912-945). Это был первый князь, который завершил заключил договор о мире с печенегами. Случилось этого в 915 году. Позже совершил военные походы на Византию и в 943 году поход на Кавказ.

· Ольга (945-962). Княгиня способствовала укреплению отношений между Русью и Византией. В частности в 955 году (по некоторым данным в 957 году) она совершила поездку Византию, где приняла христианство и крестилась под именем Елена.

· Святослав (962-972). В 965 году князь Святослав разгромил Хазарский каганат и его столицу. Это важный момент, поскольку в скором времени Хазарский каганат распался. В 968-971 годах совместно с Византией вёл войну против Дунайской Болгарии, которая завершилась успешно. После этого вел войну с печенегами, от которых погиб в 972 году.

Отношения с Византией

Из всех соседей Древнерусского государства наиболее могущественным и авторитетным была Византия. Поэтому византийское направление всегда было приоритетным в деятельности внешней политики первых русских князей на киевском престоле. В целом можно говорить о том, что в эпоху раннего средневековья именно Византия была самым крупным и самым сильным государством своего времени. Не случайно именно это государство считалось наследником древнеримской империи. На раннем этапе становления государственности русские князья совершили три крупных и важных военных походов на Византию:

· 860 год - успешный поход на Царьград. Обратите внимание, что крупный военный поход против сильнейшего государства своей эпохи Русь совершила до прихода Рюрика. То есть государство, которое по мнению историков, придерживающихся норманской теории, не имело задатков государственности, совершает военный поход на крупнейшую страну своего времени и в этом походе добивается успеха.

· 907 год - князь Олег совершил поход на Царьград (Константинополь). Мирный договор датирован в летописи 2 сентября 911 года. По нему русские торговцы получили право свободной торговли в Византии.

· 941 год - новый поход на Константинополь на этот раз князя Игоря. Поход завершился неудачно.

В последующем княгиня Ольга придерживалась нейтралитета, а Святослав в союзе с Византией сумел завоевать Дунайскую Болгарию.

Отношения с кочевниками

Все северное причерноморье до границ Древнерусского государства занимали печенеги, кочевые племена. Внешняя политика в отношении этих племен была неоднозначное и непоследовательной. В некоторые времена печенеги выступали союзниками России, в некоторые времена - ее противниками. Проблема здесь не столько в непоследовательности внешней политики первых русских князей, сколько в преследовании собственных корыстных интересов со стороны кочевников. Очень часто печенеги совершали набеги на Русь. Один из наиболее крупных набегов случился в 968 году, когда князь Святослав Игоревич находился на Балканах, а печенеги в это время осадили Киев. Святослав был вынужден остановить свое продвижение на Балканах и возвратиться в Русь. В войне с печенегами в 972 году князь Святослав погиб. Позже Владимир Святославич уделил большое внимание защите государства от печенегов и их набегах. В частности он приказал строить крепости вдоль рек, граничащих со степью, а также строить систему заградительных валов.

Билет 4

Княжение в Новгороде

Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая дань в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов[29].

Киевское княжение

Приход на киевский престол

   

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка[30].

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супругасильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню[36], Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул[37] о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Языческое правление

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище[38] с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам[39]. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном[. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 <…> Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от иудейского царя Соломона, отпавшего от Бога и погрязнувшего в языческих обрядах ради жён своих[41].

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский пост

Военные походы Владимира Святославича

В 981 году Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля. По версии Преснякова А. Е., польский поход обозначен в летописи как «хорватская война» и относится к 992 году.

В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками совершил поход против волжских булгар. Некоторые исследователи идентифицировали их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

В том же 985 году он ходил походом на Хазарию и обложил её данью [58]. Впоследствии митрополит Илларион величал Владимира хазарским титулом каган [59].

В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда осаждающие перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

Билет №5.

1.Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

2. «Дворцовые перевороты»: правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».

3. Работа с источником.

Ярослав (1019-1054)

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославовича, Ярослав стал Новгородским князем.

В 1014 г. Ярослав, посаженный княжить в Новгороде, отказался платить традиционную дань в Киев и начал против отца мятеж, наняв варягов. Владимир организовал карательный поход, который так и не произошел в связи со смертью Владимира.

Положение сыновей в княжеской семье было различным. Поскольку двое старших сыновей от Рогнеды умерли, претендентом на русский престол оставался старший в роду Святополк, приемный сын, которого Владимир не любил. Поэтому Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке с Анной – Борису, с чем не смог смериться ни Святополк, ни Ярослав.

Едва Владимир умер, как власть в Киеве захватил Святополк. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает своих братьев: князя ростовского Бориса, князя муромского Глеба и князя древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава.

Церковь потом канонизировала, Бориса и Глеба.

Канонизация (от греч. «узаконят») – причисление к лику святых в христианской церкви. В чем вы видите смысл поведения князей Бориса и Глеба? (Они избрали христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.)

Святополк «Окаянный» не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками заняли Киев. Поляки начали чинить насилие над людьми, и население стало браться за оружие. Общее восстание горожан заставило поляков убраться восвояси.

В это время Ярослав, собрав новую рать в Новгороде, двинулся на юг. В битве на Альте в 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Ярославу не сразу удалось восстановить единство Руси. Он начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В 1024 году Мстислав под Листвиным нанес поражение Ярославу, после чего Русь по договору между братьями была разделена на две части. Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси.

В 1018 г. произошло решающее сражение между братьями на реке Альте. Ярослав одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей.

Ярослав делил свою власть с братом Мстиславом Тмутараканским (их владения разделял Днепр). После смерти Мстислава в 1036 г. Русь объединилась под властью Ярослава.

Внутренняя политика:

Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Этому способствовала во многом его активная поддержка церкви, потому что Ярослав хорошо понимал идеологическую силу христианства. Он развивал церковное строительство, создание монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, собора святой Софии (покажите иллюстрации).

Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, поставив в 1051 г. на митрополичий престол не грека, а русского, - монаха Илариона. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киевский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».

Иларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. Он принимал участие в составлении церковного Устава князя Ярослава Мудрого. Ему принадлежат сочинения: «Слово о законе и благодати», «Исповедание веры», «Молитва».

Вначале своего правления князь много сил вложил в дело повышения грамотности своих поданных. В Новгороде было основано училище для мальчиков, в котором детей учили церковному делу. Он закупал фолианты, а монахи их переводили. Вскоре эти книги стали служить учебниками для славянских людей. При раскопках историки обнаружили рукописи, на которых дети обучались правописанию.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко говоря, была также нацелена на градостроительство. Столица Киевской Руси по красоте, можно сказать, соперничала с Константинополем. В честь долгожданной победы над кочевниками в 1037 году был воздвигнут знаменитый Софийский собор. Таким образом, Киев вышел на один уровень с Византией, где тоже существовали храмы с таким названием. Не менее значительные соборы были сооружены в Юрьеве, Пскове и других русских городах. Также Ярославом Мудрым были основаны такие города, как Ярославль (один находится в Польше, другой – на Волге).

Внешняя политика:

Ярослав продолжал внешнюю политику своего деда и отца. В 1030 г. он совершил поход на прибалтийскую чудь и для закрепления победы основал недалеко от Чудского озера город Юрьев (Тарту). В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, напали печенеги. Но они были наголову разбиты Ярославом, а часть из них откочевала в Венгрию. В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торговых интересов русских купцов, однако он закончился неудачно. Хотя вскоре конфликт был улажен.

Тысячу лет назад войны были обычным явлением, как и сегодня. То в одну, то в другую кампанию вступала и Киевская Русь. И хотя сын Владимира тоже расширял границы своего государства мечом (воевал с Литвой, Польшей. Византией, половцами…), но все же при его правлении кровопролитных походов было меньше. Внешняя политика Ярослава Мудрого, основные направления которой заключались в укреплении авторитета Киевской Руси в Европе, отличалась взвешенностью, аккуратностью и продуманностью. Князь отдавал предпочтение дипломатическим мерам в решении конфликтов.

Также он считал очень полезными межгосударственные браки. Сам Ярослав был женат на дочери шведского правителя Ингигерде, его сестра стала королевой Польши, дочь – супругой французского короля, сыновья взяли в жены дочерей польского короля и императора Византии.

Внутренняя и внешняя политика князя Ярослава Мудрого привела Киевскую Русь к процветанию. С этим государством считались все, а внутри него росли и богатели города, возводились храмы, школы и библиотеки, развивались торговля и ремесленничество.

Русская Правда».

Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - Русскую Правду. При его сыновьях было продолжено написание законов, а также дополнено Владимиром Мономахом. Отсюда структура: «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха».

Законодательство самого Ярослава, хотя и включало древние устные законы («Русские законы»), но сокращало родоплеменные, языческие нормы.

Вводился новый принцип наследования, завещанный Ярославом Мудрым: передача власти по старшинству. Однако в реальной действительности осуществлялся принцип родового наследования. Он отличал Киевскую Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал старший сын. Если королевство дробилось между братьями, то каждый передавал свою часть собственности детям, но никак не братьям или детям родственников, как это было на Руси.

«Русская правда» стала первым законодательным сводом на Руси. Для будущего поколения этот документ был ценнейшим источником информации о жизни в те времена. Все последующие законы имели в основе своей идеи «Русской правды».

Привычное для нас слово «правда» во времена Ярослава Мудрого значило не только истину. Основной его смысл в ту эпоху – это закон и устав. Именно поэтому первый свод правил назвали «Русская правда» (год создания - 1016). До этого времени все правоустанавливающие документы были основаны на морали языческой, а позже – на церковно-византийской религии.

Законы «Русской правды» должны были появиться по нескольким причинам. Во-первых, судейство на Руси в то время состояло из греков и южных славян. Они практически не были знакомы с русскими обычаями в юриспруденции. Во-вторых, старые русские обычаи содержали нормы языческого права. Это не соответствовало новой морали, основанной на новых религиозных принципах. Поэтому введенный институт церковных судов и принятие христианства стали основными факторами, благодаря которым создали писаные законы. Именно поэтому «Русская правда» складывалась без особого участия княжества. Зато церковная юрисдикция выступила активным составителем этого уникального документа. О месте, в котором впервые выпустили «Русскую правду», идут споры.

К сожалению, «Русская правда», текст которой включал в себя законодательные статьи по уголовному, торговому, наследственному праву, претерпевала изменения. И первоначальное изложение не сохранилось до наших дней.

Год создания «Русской правды», по утверждению историков, 1016-й. Хотя достоверную информацию никто из исследователей предоставить не может. До 1054 года все законы собирались в одну книгу по инициативе Ярослава Мудрого. В ней содержались законодательные статьи, касающиеся следующих вопросов: уголовное право; работа суда; социальный статус граждан.

Структура «Русской правды»

Несмотря на то что год создания «Русской правды» – 1016-й, до наших дней дошел один их экземпляров, который относится к 1280 году. Это самая древняя копия, найденная на сегодняшний день. А в печати первый текст появился в 1738 году благодаря российскому историку В. Н. Татищеву. «Русская правда» имеет несколько вариантов изложения: краткое; пространное; сокращенное. Самая первая из них – это древнейший вариант.

1. В кратком варианте есть 4 документа. В них поместили 43 статьи. Они посвящены государственным традициям на Руси, включая старые обычаи наподобие кровной мести. Также в "Правде" выложены правила уплаты штрафов, и за что их необходимо взимать. При этом наказание определялось исходя из социального статуса преступника. Документ отличало отсутствие дифференцированного подхода к определению размеров штрафов.

2. В более полном варианте «Русская правда», текст которой насчитывает порядка 121 статьи, содержит уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Этот вариант носит название "Пространная Правда". Здесь уже четко определено, что феодалы наделены привилегиями, чего не скажешь о холопах. Статьи определяли правовые отношения при определении права собственности на любое имущество, при передаче его в наследство и заключении различных договоров. В таком варианте своды законов использовались также церковными и гражданскими судами для наказания преступников.

Сокращенная Правда. Это самый поздний вариант, который полностью сформировался к середине 15 века. Его создали на основе "Пространной Правды". Не было бы первоначальных источников свода закона, не будь фундамента для его создания. В данном случае такими источниками и стали "Краткая Правда" и "Пространная Правда".

Преступления и наказания

Великий князь Ярослав Мудрый совместно с сыновьями установили законы, по которым следовало жить, прописали все возможные наказания за различные преступления. Новшеством стало то, что был отменен обычай под названием «кровная месть». Правда, это случилось не в год создания "Русской Правды", а немного позже. За убийство должно было отвечать по закону. При этом княжеские приближенные и сами князья получали более мягкие наказания, чем люди без «рода и племени». За многие преступления были назначены штрафы. За тяжкие провинности наказания были суровые. Семью могли изгнать вместе с виновным из населенного пункта, а имущество конфисковывали. Эти наказания применяли за поджоги, воровство коней. Важное значение при принятии решения суд уделял показаниям свидетелей. Их тогда называли «послухи». Документ отделил умышленное убийство от неумышленного. В нем сохранялась смертная казнь. Штрафы назначались в различных денежных номиналах. "Русская Правда" определяла порядок проведения судов: в каком месте они должны происходить, кто в них участвует, где будут содержать преступников и как их необходимо судить. Значение документа для современников Год создания "Русской Правды" нельзя назвать однозначно. Она постоянно дополнялась. Однако, независимо от этого, книга имеет огромное значение и для историков, изучающих эпоху Ярослава Мудрого, и для будущих поколений. Ведь в ней сохранено столько интересных знаний о начальном этапе развития Киевской Руси.

Многие слова в современном праве имеют много общего с первым правовым документом. К примеру, «уголовник»: в «Русской Правде» убийца был назван «головник», а убитый в документе назывался «головой». Кроме того, законы "Русской Правды" дают нам представление о жизни княжества и простого народа в то время. Здесь четко прослеживается превосходство правящего класса над холопами и челядью. Это настолько благоприятно было для княжества, что статьи Русской Правды использовали в новых юридических сборниках до 15 века. Фундаментальной заменой "Правды" стал Судебник Ивана III, который вышел в 1497 году. Но это не значит, что он коренным образом изменил правовые отношения. Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на "Русской Правде".

Работа с документом:

«Русская правда»

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

20. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 40 гривен, а за княжеского рядовича 10 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 2 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен

2. «Дворцовые перевороты»: правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».

Внешняя политика

...это вообще старая привычка венского министерства: как скоро что-либо идёт согласно их желанию, то они думают, что весь свет должен почитать их за оракула, но пусть он будет уверенным, что они ошибаются, если думают так обходиться с Россиею; прежде всего известно, что могущество и сила России так велики, как Римский император воображает (конечно, ошибочно) о себе, но в этой войне мы также не будем их просить. Если они желают заявить свету, что в них есть чувство признательности, которую они нам должны высказать, то могут воспользоваться настоящим случаем. Мы и одни всегда справимся.

Эрнст Иоганн Бирон. Из письма графу Г. К. фон Кайзерлингу по вопросу австрийской политики[90].

Билет №6.

1.Политическая раздробленность Руси (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества).

2. «Дворцовые перевороты»: правление Елизаветы Петровны.

3. Работа с источником.

 

1.Политическая раздробленность Руси (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества).

Даты:

1061 - вторжение половцев на Русь

Любечский съезд

1100 - Витичевский съезд

1103 - Долобский съезд

1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха

1111 - сокрушительное поражение половцев от объединенного русского войска под командованием В.Мономаха

1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого

1132 - начало политической раздробленности на Руси

1147 – первое упоминание о Москве в летописях

1169 - поход и разорение Киева Андреем Боголюбским

1185 – поход Игоря Святославича на половцев

 

Даты и события всеобщей истории:

1147-1149 гг. - II крестовый поход

1189-1192 гг. - III крестовый поход

1204 г. - IV крестовый поход. Взятие Константинополя

1206 - образование Монгольского государства Чингисхана

1215 - Великая хартия вольностей (Англия, Иоанн Безземельный, определила привилегии английских баронов и ограничила королевскую власть)

1265 - возникновение английского парламента (Генрих III)

1302 - созыв Генеральных штатов во Франции (Филипп IV, французский парламент)

XII-XV вв. - период централизации стран Европы после раздробленности

 

Термины: политическая раздробленность, дворцово-вотчинная система управления, дворянство, вотчина, удел, крестьянство, феодализм, колонизация, вече, Совет господ ("300 золотых поясов"), олигархия, посадник, тысяцкий

Персоналии: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович Галицкий, Анбал, Степан Кучка

 

Усиление независимости от Киева отдельных земель в силу роста городов и развития в условиях экономического подъема, активного развития ремесел, усложнения социальной структуры, зарождения дворянства, оттока населения на северо-восток Руси из-за постоянных набегов кочевников

6. упадок торговли по Днепру вследствие половецкой угрозы и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле → перемещение торговых путей из Европы на Восток.

Последствия раздробленности



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.87 (0.109 с.)