Схема 18. Государственный контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 18. Государственный контроль



Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение це­лесообразного и экономного расходования средств, поддержание ста­бильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: закон­ность, объективность, независимость, гласность, экономичность, со­хранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предпо­лагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельнос­тью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им подразделениями задач. Он называется государственным, так как осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий, а при необходимости используются меры государственного принуждения.

Среди способов обеспечения законности и дисциплины в исполнительной власти, государственном управлении особое место принадлежит контролю. Систематичность и действенность контроля является эффективным средством укрепления законности и дисциплины. Контроль является составной частью государственного управления, одной из его функций.

Органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление, широко реализуют предоставленные им контрольные полномочия. Они организуют деятельность подчиненных им подразделений (звеньев), контролируют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений вышестоящих органов.

Государственный контроль подразделяется на два вида общий и специальный.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных подразделений.

Специальный контроль, осуществляется по отдельному какому-либо вопросу.

Государственный контроль исходя из принципа разделения власти осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной властью с учетом разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и ее субъектами.

Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как организационно-правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций. Решение этой задачи, однако, не должно отождествляться с образованием какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего как бы над всеми ветвями власти, -- это противоречило бы принципу разделения властей.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций -- внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Особое значение приобретает принятый от 08.08.2001 г. указ Президента РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля".

Контрольные функции выполняют также общественные организации потребителей, создаваемые гражданами на добровольной основе в порядке, установленном Законом от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" Ведомости, 1992, № 15, ст. 766 в текущей ред. 30.12.2001 г.; значительно расширены и гарантированы права потребителей. Более четко регламентированы государственная и общественная защита прав потребителей. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг), оказываемых потребителям. Предусмотрены меры государственного принуждения за нарушения в сфере оказания работ и услуг. В законе предусмотрена ответственность изготовителя (ст. 12) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) и ответственность продавца (ст. 13) за нарушение прав потребителей.

 

Ø Государственный контроль органов представительной (законодательной) власти на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием

Ø Государственный контроль органов исполнительной власти включает в себя правительственный контроль (контроль высших органов исполнительной власти) и надотраслевой функциональный контроль центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) на федеральном уровне, а в субъектах РФ – губернаторский и правительственный контроль, а также функциональный надотраслевой контроль министерств и ведомств соответствующего субъекта РФ.

Ø В президентском контроле особо важная роль принадлежит Контрольному управлению Президента РФ как самостоятельному подразделению Администрации Президента РФ, а также полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах

Ø Государственный контроль органов судебной власти за соблюдением законности и дисциплины в управленческой сфере административно-правового регулирования осуществляется всеми звеньями судебной системы, (Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; системой федеральных судов общей юрисдикции от Верховного Суда РФ до районного суда и мировых судей, являющихся судьями обшей юрисдикции субъектов РФ; системой федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ).

Ø Общественный контроль:

Субъектами общественного контроля являются:

1) Общественная палата Российской Федерации;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

1) общественные наблюдательные комиссии;

2) общественные инспекции;

3) группы общественного контроля;

4) иные организационные структуры общественного контроля.

Ø Государственный контроль органов особой компетенции

Государственные органы особой компетенции:

1. Прокуратура РФ

2. Счетная палата РФ

3. Центральный банк РФ

4. Федеральное казначейство

5. Центральная избирательная комиссия

6. Уполномоченный по правам человека

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.007 с.)