Тема 11. Организационная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Организационная культура



 

 

Особенностью формирования психологического аспекта представле-ний о корпоративной культуре является тот факт, что первоначально ее концепции развивались в недрах теории менеджмента. Корпоративная культура с позиций менеджмента изучалась в США (1977 – 1996). Были сформированы основной базис ее исследования и инструменты управления в рамках отдельных организаций. Так, заслуга представителя научного ме-неджмента Т. Питерса в том, что он проанализировал аспект символиче-ского управления с целью привлечения внимания к концепции «майнст-рим» в организационной теории. Этот же исследователь совместно с Р. Уо-терманом продемонстрировал преимущества компаний с сильной идеоло-гией на примере ценностных установок.

Два других крупных исследователя корпоративной культуры Т. Дил и А. Кеннеди своими разработками стимулировали интерес к организаци-онной культуре как фактору менеджмента, эффективному управлению ор-ганизацией.

Л. Смирчич исследовала, каким образом система принятых понятий развивается и поддерживается в организациях путем символических орга-низационных процессов, а также показала, как эти понятия характеризуют общность организационной культуры и отличительные качества членов организации.

Т. Серджиованни и Дж. Корбейли изложили фундаментальные базо-вые понятия организационной структуры и перспективы символического управления. Дж. Сонненфельд выделил четыре типа корпоративной куль-туры: «бейсбольная команда», «клуб», «академия», «крепость».

Г. Хофштед определил организационную культуру как коллективное программирование мышления, отделяющее одни категории людей от дру-гих. Кроме того, он рассматривал и анализировал корпоративную культуру через осмысление символов, ритуалов, героев и ценностей.

Отечественными учеными (1995 – 2003) акцент был сделан на адап-тации базовых принципов описания корпоративной культуры примени-тельно к национальным особенностям и культуре, непосредственно опре-деляющих логику формирования корпоративной культуры (И.В. Андреева, Э.А. Капитонов, В.А. Спивак). Например, В.В. Томилов разработал прин-ципы влияния национальной культуры на корпоративную.

Понятие корпоративной культуры в теории и системе менеджмента вплоть до сегодняшнего дня остается неопределенным с точки зрения ин-струментов ее создания и изменения в рамках организации. Несмотря на то что выделены типы корпоративной культуры, не всегда понятно, как ее создать с определенными чертами, отвечающими задачам бизнеса, по-скольку объект и логика корпоративной культуры на предприятии неодно-значны. Так, по мнению С. Робинса, корпоративная культура – «социаль-ный клей», который помогает удерживать целостность организации по-средством создания приемлемых стандартов мышления и поведения. Г. Хофстед рассматривает данное понятие как коллективное программиро-вание мыслей, которое отличает одну организацию от другой. В представ-лении С. Коссена корпоративная культура – это ценности, оказывающие влияние на среду, в которой работают люди. Более или менее общее поня-тие корпоративной культуры приводит Д. Джаффе: это система общих убеждений, верований и ценностей, направляющая и поддерживающая ор-ганизационное поведение.

У отечественных исследователей свои взгляды на данный феномен. С.В. Рубцов полагает, что корпоративная культура представляет собой на-бор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задаю-щих людям ориентиры их поведения и действий. В.В. Томилов рассматри-вает корпоративную культуру как систему материальных и духовных цен-ностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальное восприятие себя и других в со-циальной и вещественной среде, проявляющуюся в поведении, взаимодей-ствии, восприятии себя и окружающей среды.

Из всего разнообразия трактовок понятия корпоративной культуры можно выделить некоторые повторяющиеся и значимые черты, в связи с чем предлагается рассматривать ее как навязанные стандарты мышления, ценности и убеждения, а также другие факторы ментальной и социальной сферы человека, проявляемые в его профессиональной деятельности.

Неоднозначен взгляд на возможность формирования корпоративной культуры организации и управления ею (противопоставляемый рассмотре-нию корпоративной культуры как самоорганизующейся системы – уни-кальной совместимости бизнеса и личностных целей в коллективе).

Таким образом, в психологической науке корпоративная культура выделилась естественным образом как совокупность исследований, лежа-щих в природе социального поведения сотрудников организации. Научные методы описания социума в организации, критерии группировки социаль-но-профессиональных образований, принципы анализа возможностей той или иной культуры в системе управления позволяют рассуждать о корпо-ративной культуре как целостном знании, объекте исследования и управ-ления.

Причем выделение данного феномена в генезисе экономических зна-ний позволило ответить на ряд вопросов не только психологии управле-ния, но и собственно теории предпринимательства. В частности, в 1992 г. Д. Коттер и Дж. Хескетт доказали наличие связи между культурой органи-зации и ее прибыльностью. Именно поэтому понимание вопроса корпора-тивной культуры, перспектив его научного развития позволяет оценить его практическую значимость не только для теорий менеджмента, но и психо-логически-трудовых исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.006 с.)