Основная идея просветителей.(теория) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная идея просветителей.(теория)



Философия 18 века

Философия XVIII века

Основная идея просветителей.(теория)

 

Идеи Просвещения начали развиваться в Англии; затем они распространяются во Франции и Германии. Одной из центральных проблем английского Просвещения была проблема познания. Прежде чем искать наиболее эффективные методы познания, необходимо выяснить, что из себя представляет познание, каковы его источник, содержание, критерии.

Для этой эпохи характерен девиз: «все должно предстать перед судом разума!» «Имей мужество мыслить самостоятельно!» – таков призыв Просвещения.

Рассмотрение человеческого разума как сущности человека, основы его могущества, счастья и нравственности;

На место традиционной религии Вольтер (деист) предложил поставить «естественную религию», то есть принципы морали, общие для всего человечества. На основе культа Разума крепнет уверенность в возможности разумного, справедливого устройства общества.

Идея прогресса;

В культуре и философии побеждает уверенность в бесконечности развития: научного, общественного, нравственного. Идея прогресса предполагает, что каждая следующая ступень развития – сложнее, совершенней, лучше предыдущей.

Космополитизм.

В эпоху Просвещения складывается представление о человеке как «гражданине мира», для которого солидарность со всем разумным человечеством важнее его национальной принадлежности,

который служит Истине, а не тому или иному государству.

Джон Локк - всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей. Славная революция, конституция США.

Вольтер - просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви. Великая французская революция.

Монтескье - разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма.

Руссо - власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности. вл французской революции.

Дидро - равноправие и права личности, народное представительство, неприятие деспотизма.

1. Основная идея просветителей. (своими словами)

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); и. тд

 

Главные идеи эпохи Просвещения:

  • Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством.
  • Идея победы разума. Мнение, что и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.
  • Исторический оптимизм. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества
  • Решающая роль образования для развития общества.
  • Неисчерпаемые силы и возможности человека.

 

Философия 19 века

 

1. Идея в философской системе Гегеля. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

 

​ Идея это плод деятельности человеческого разума. Для Гегеля идея есть суть любой вещи в том числе и понятий. Стало быть, идея есть суть, как субъекта, так и объекта. Идея, согласно Гегелю, обладает одной удивительной особенностью, а именно изменчивостью. Другими словами, идея обладает способностью к самодвижению. То есть, каждая идея переходит в свое иное, в другую идею.

Восхождение от абстрактного к конкретному – восстановление взаимосвязей предмета, рассматриваемого абстрактно. Подход является воплощением эмпирического восхождения.

​​Конкретное касается единичных ситуаций, особенностей определенного объекта. Конкретное представляет собой объективную реальность.

​​Абстрактное отражает идею объекта, которая обладает его наиболее существенными признаками. Абстракция – это упрощенная реальность.

​​Принцип восхождения от абстрактного к конкретному подразумевает полный круг в познании: от конкретных объектов реальности человек формирует абстракции в разуме, а затем абстракциям возвращает конкретность (возвращает им реалистичность, связи с объектами, явлениями, свойствами). Именно так аналоги объектов реальности оказываются в уме человека.

​​Изначально метод разрабатывался Г. Гегелем для построения своей философии. Он рассматривал процесс восхождения как живое существо, осуществляющее себя в развитии мирового духа. Побуждающей силой перехода от абстрактного к конкретному, по Гегелю, являлись противоречия в объекте.

​​Пример восхождения от абстрактного к конкретному – уравнения для газов Клапейрона и Ван-дер-Ваальса.

В первом не учитывается такая характеристика реальных газов, как взаимодействие молекул между собой. При этом первое уравнение может отлично отражать состояние газа, но в более ограниченных условиях.

Другим примером метода восхождения от абстрактного к конкретному является постепенное усвоение понятий при обучении. Ученые, используя метод, выделяют и исследуют объект/явление в отрыве от его связей; конкретизируют объект исследования с учетом результатов предшествующего анализа.

 

2Энциклопедия философских наук Гегеля - Один из главных трудов Гегеля, в котором он представляет философию как систему взаимосвязанных идей. Гегель понимает реальную действительность, как некую абсолютно идеальную сущность, которую он называет ​Абсолютом.​

Важнейшие свойство Абсолюта - развитие. Высшая цель Абсолюта - самопознание. Абсолют развиваясь и самаопознавая, проходит различные стадии: Абсолютная идея, Природа, Абсолютный дух.​Абсолютная идея, самопознающая свою сущность, есть Абсолютный дух. (Гегель не объясняет как из Абсолютной идеи рождается Природа, и как из Природы возникает дух. Гегель констатирует факт такого рождения.)

При этом процесс развертывание Абсолюта, носит вневременной характер. Отсюда и тезис о вечном существовании природы. Во времени протекают события человеческой истории, связанные с развитием Духа. Поэтому, развития Абсолюта у Гегеля оказывается развитием по замкнутому кругу, одновременно вечной борьбой и единством противоположностей - Абсолютной идеи и Природы. Вечный результат этих противоположностей и есть ​Дух.​В работах "наука логика",​"​философия природы" и "​философия духа",​Гегель рассматривает вопрос становления и взаимосвязи наиболее общих понятий. Этот вопрос решается Гегелем - путем построения т​риад различного уровня.​Все триады имеют одинаковую структуру:

тезис-антитезис- синтез, повторяющую общую структуру Абсолюта.​ Наибольшее влияние на развитие философии культуры оказал раздел философии духа.

Триады, отражающие диалектику духа по Гегелю:

Антропология

Природная душа - чувствующая душа - действительная душа

Феноменология

Сознание - самосознание - разум

Психология

Теоретический дух - практически дух - свободный дух

Право

Собственность - договор - право против нарушения права

Мораль

Умысел и вина - намерение и благо - добро и зло

Нравственность

Семья - гражданское общество - государство

Искусство

Восточное искусство - классическое искусство - романтическое искусство

Религия

Восточные религия - греческая религия - христианская религия

Философия

Античная философия - Средневековая философия

 

Главной особенностью гегелевской философской системы является, с одной стороны тотальный идеализм, а с другой диалектика. Критика философии Гегеля:

А) С точки зрения диалектического материализма, ругали идеализм Гегеля, но хвалили диалектику. Считалось, что если идеализм заменить материализмом, то получится диаэлектический материализм. Подобная критика носит вульгарный характер, потому что диалектический материализм тоже можно критиковать подобным образом и утверждать идеалистическую диалектику.

Б) С точки зрения формальной логики, критикуется диалектика Гегеля. Гегель понимает диалектику, как логику идей, как восхождение от абстрактного к конкретному, то есть как восхождение от идей более тощих и бедных, к идеям более конкретным многообразным. Здесь Гегель вступает в противоречие с формальной логикой. Согласно формальной логике, "невозможно чтобы противоречащие утверждения были вместе истинами".

Например, Гегель считает понятие "качества" и "количества" не рядоположенными, несамостоятельными.

По Гегелю, количество есть снятое качество. Сторонник формальной логики скажет, что здесь совершена ошибка, потому что качество не есть количество. Налицо противоречие. Одни хвалят Гегеля за создание диалектической логики, другие ругают его за непонимание глубины формальной логики. Тем не менее, достоинство Гегелевских размышлений и открытий состоит в том, что они всегда согласуются с формально логическими операциями. Именно стиль мышления, разработанный Гегелем, придал философии системный характер знаний.

 

3Наука Логика рассматривает динамику идей, какова движущая сила этой динамики? Триадичность Гегеля

 

Наука Логика(-> философия природы-> философия духа) включает учение о бытии, о сущности, о понятии.
Основные понятия учении о бытии: это «ничто» и становление.

Суть этих понятий есть идея. Они рассматриваются в контексте главной триады бытия:

Качество,

количество. (Ничто характеризует качество и количество.)

мера
Качество не меняется, как только изменятся качество, ничто не будет существовать.
Единство количества и качества, есть мера. Как только меняется мера, меняется качество, и ничто прекращает своё существование.
Главное качество "ничто"-существенность, в результате чего-то существенность переходит в явление. Движущей силой изменения является внутреннее противоречие.

«Наука логики» — работа Гегеля, являющаяся основанием выстраиваемой им философской системы. Представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея).

Если философия духа и философия природы изображают движение Абсолютной идеи в её инобытии, то в логике Абсолютная идея находится внутри себя в стихии своей чистоты. Царство чистой мысли есть «царство истины, какова она без покровов, в себе и для себя самой». В этом смысле, наука логики есть изложение самой Абсолютной идеи в её необходимом развертывании. Именно в этом смысле «Наука логики» является фундаментом всей системы гегелевской философии. Следует заметить, что «Наука логики» не опровергает формальную логику, но, по замыслу Гегеля, развивает понимание логического до уровня спекулятивного. Формально-логическое по Гегелю является чем-то недостаточным, рассудочным, неполным изображением Логики как жизни идеи. Только спекулятивное, в котором формально-логическое (рассудочное) преодолевается диалектически, является истинной Логикой.

Согласно Гегелю, логика — это форма, которую принимает наука о мышлении, когда мышление обобщают до максимально возможного общего вида. Он полагал, что в том виде, в каком наука о мышлении существовала до появления «Науки логики», эта наука о мышлении требовала полного и радикального пересмотра с «более высокой точки зрения». Он утверждал, что цель «Науки логики» была в том, чтобы преодолеть то, что он считал общим недостатком, имеющимся у всех других логических систем, — а именно, что все они постулировали полное разделение между содержанием познания и формой познания. Этот неустранимый разрыв, существовавший в науке о мышлении до появления «Науки логики», был, по мнению Гегеля, остатком повседневного, феноменологического и нефилософского мышления.

«Абсолютное знание есть истина всех способов сознания потому что лишь в абсолютном знании полностью преодолевается разрыв между предметом и достоверностью самого себя, и истина стала равна этой достоверности, так же, как и эта достоверность стала равной истине»

 

4Субъективные и объективные предпосылки формирования иррационализма.

 

Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением философии жизни. Ее основная категория жизнь как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности.

Некоторые аспекты понимания жизни связаны с биологизацией действительности, с борьбой за существование, другие - с подчеркиванием первичности жизни как формы практического опыта по отношению к научному разуму. Практическая, витальная активность выступает в философии жизни как основа бытия. К этому широкому неоформленному течению относят немецких философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, французского мыслителя А. Бергсона.

Одним из наиболее ранних философов иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь существующий для познания мир объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее (Нет объекта без субъекта). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление мир феноменов, мир науки.

Шопенгауэр делает вывод о том, что воля — это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить ступени объективации воли идеи Платона. Воля проявляется по-разному от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум вторичны, производны по отношению к воле.

 

5Идеальное по К. Марксу.

Идеальное – это философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта. Маркс: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Идеальное по Марксу – это «отражение действительности, внешнего мира в формах деятельности человека, в формах сознания и воли» (Определение Ильенкова)

6Преодоление спонтанности индивидуального сознания в философии К. Маркса

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Загадочных потому, что сознание - это особое состояние, свойственное только человеку. Оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. В сознании человеку одновременно доступен и мир, и он сам. Поэтому многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания. Сознание не только чудо мироздания, но и крест. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), на какое-то время отключают сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.д. Именно сознанием объясняется способность человека к душевному страданию. Так, животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Суицид - чисто человеческий акт.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения:

Первый - описание тех способов, которыми вещи даны в сознании (зрение, слух, осязание и т.д.); на философском языке - это описание феномена (от греч. Файноменон - являющееся) соз­нания;

Второй - объяснение возможности самого сознания, т.е. Объяснение самого феномена.

Каждая эпоха имела свое представление о сознании.

Так, начиная с плотина и Августина, сознание рассматривалось как нечто вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом духовном опыте. Почему?

Во-первых. Живет раздвоенной жизнью: ему беспрерывно приходится соотносить жизнь "по стихиям мира сего" и жизнь в боге.

Во-вторых, сознание лишает человека вечности. Состояние сознания -следствие греха человека

В-третьих, сознание строго противопоставляет настоящее, прошлое и будущее. Смерть присутствует в каждом мгновении жизни. И сознание не дает человеку забыть об этом.

В-четвертых, сознание часто просто мешает человеку в его деятельности.

В-пятых, сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное - духовное.

Во времена, совпавшие с жизнью и деятельностью к.маркса и ф. Энгельса

Материальные потребности стали ведущими, а материальное производство - основополагающим, доминирующим способом производства. Люди признали этот способ жизни, что свидетельствовало об изменении и структуры их духовного опыта. В нем произошла перестановка ценностных ориентаций: материальный интерес и материальные потребности были признаны главными ценностями. Началась открытая и осознанная борьба классов за материальный успех.

Маркс изучал именно такой способ жизни людей, а также механизм формирования соответствующего ему сознания и пришел к выводу о том, что не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а, наоборот, бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Кстати, под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все было поставлено на службу материальному успеху.

Маркс анализировал проблему общественного сознания применительно к развитому капитализму. Поэтому он связывал содержание сознания того или иного индивида с его классовой принадлежностью. Средний представитель класса думает как все, чувствует как все, интерпретирует события как все. " класс определяет их жизненное положение, - писал маркс, - а вместе с тем и их личную судьбу, подчиняет их себе". Короче. Сознание индивида становится функцией над индивидуального сознания. Индивидуальное сознание полностью определяется содержанием коллективных форм мышления и чувствований. Каково бытие людей, таково и их сознание, и наоборот.

Что есть сознание? Индивидуальный творческий уникальный акт или содержание духовного опыта, детерминированное положение человека в структуре общественных отношений?

Отвечая на этот вопрос, следует иметь ввиду: маркс никогда не отрицал, что сознание есть всегда "мое сознание", что каждый человек переживает свою национальную сопричастность на "свой лад", верует в бога на "свой лад", понимает и переживает классово-групповые интересы на "свой лад" и т.д. Как нет двух одинаковых листьев на одном и том же дереве, так нет и двух одинаковых людей и соответственно - двух одинаковых форм духовного опыта. Но как листья связаны с жизнью дерева, так и люди "подпитывают" свой духовно-внутренний мир "соками", идущими от социальных слоев, к которым они принадлежат, от общества, в котором они живут, и в итоге - от всего рода человеческого.

Разумеется, человеку дан дар свободы выбирать "древо" своей жизни, и он может менять источники своей духовной "подпит­ки", но освободиться полностью от них ему не дано. Поэтому пока существуют государства, разделение труда, нации и т.д., ма­рксов метод анализа сознания нельзя списывать в архив истории.

 

7Материалистическое понимание истории.

 

Материалистическое понимание истории – это взгляд на историю, разработанный К. Марксом, согласно которому «материальные», или экономические, факторы играли главную роль в определении исторических перемен. Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения.

Основой материалистического понимания истории, формулируемого марксизмом, является признание факторов уровня развития производительных сил и, в частности, материального производства ведущими по отношению к процессам развития и изменения общественного сознания.

Исторический материализм рассматривает общество как систему, развивающуюся количественно, эволюционно из-за постепенного развития производительных сил, и качественно, революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений. Он утверждает, что общественное бытие формирует его общественное сознание, а не наоборот. Социальная структура общества есть внутренне противоречивое сочетание базиса и надстройки.

 

8Экономическая теория Маркса и необходимость социальной революции

Карл Маркс – основоположник международного коммунизма. Основной труд – четырехтомный «Капитал» - работа для пролетариата. Ввел понятие «прибавочной стоимости». Первый сказал, что капитализм уступит место социализму.

К. Маркс создал манифест компартии: бесплатное школьное образование; 8-и часовой рабочий день; решение проблемы занятости с участием гос-ва; обеспечить людей жильем.

Маркс создал экономическую теорию, проанализировав капиталистический способ производства. Раскрыл его противоречия, открыл основной закон капитализма, который звучит: «Целью капиталистического производства является производство прибавочной стоимости. Основные положения:

1.Стоимость.

Маркс делит стоимость на три части: «постоянный капитал», «переменный капитал», и «прибавочную стоимость».

2.Общественное воспроизводство.

Маркс построил двухсекторную модель, поделив сферу производства на производство средств производства, т.е. элементов постоянного капитала, и производство предметов потребления для рабочих и капиталистов.

3.Межотраслевая конкуренция и перелив капитала.

Поскольку разные отрасли народного хозяйства имеют разную норму прибыли, то начинается перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Это выражается в том, что в менее прибыльных отраслях предприятия закрываются, а в более прибыльных строятся новые.

Социальная революция — переход к новому, более прогрессивному способу производства (по марксизму).

 

9Четыре тезиса о человеке в контексте «философии жизни»

 

1.Человек не объект, а субъект (человек пробудись, активно сопротивляйся коллизии, не капитулируй-сопротивляйся. Актуализируй свое особенное, неповторимое. Человек существо творческое)

2.Здесь и теперь (экзистенция- это существование. Что было до меня? Зачем я родился? Иметь или быть? Познавать или понимать?

3.Человек существо конечное, смертное (в трудных ситуациях, ты творишь себя)

4.Человек существо свободное.

 

Содержание категории «жизнь» в творческой эволюции А. Бергсона

 

​"Творческая эволюция" Анри Бергсона. В отличие от других представителей "философии жизни" Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая по-новому бы объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А. Бергсона - жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией.

В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.

Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта, однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.

Интеллекту принципиально недоступен "жизненный порыв". Его познание возможно только на основании интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии (сопереживания), посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственно, и, следовательно, невыразимо.

Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа, в известном смысле, как само жизнь. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися (в процессе жизни) интуициями.

Философия 18 века

Философия XVIII века

Основная идея просветителей.(теория)

 

Идеи Просвещения начали развиваться в Англии; затем они распространяются во Франции и Германии. Одной из центральных проблем английского Просвещения была проблема познания. Прежде чем искать наиболее эффективные методы познания, необходимо выяснить, что из себя представляет познание, каковы его источник, содержание, критерии.

Для этой эпохи характерен девиз: «все должно предстать перед судом разума!» «Имей мужество мыслить самостоятельно!» – таков призыв Просвещения.

Рассмотрение человеческого разума как сущности человека, основы его могущества, счастья и нравственности;

На место традиционной религии Вольтер (деист) предложил поставить «естественную религию», то есть принципы морали, общие для всего человечества. На основе культа Разума крепнет уверенность в возможности разумного, справедливого устройства общества.

Идея прогресса;

В культуре и философии побеждает уверенность в бесконечности развития: научного, общественного, нравственного. Идея прогресса предполагает, что каждая следующая ступень развития – сложнее, совершенней, лучше предыдущей.

Космополитизм.

В эпоху Просвещения складывается представление о человеке как «гражданине мира», для которого солидарность со всем разумным человечеством важнее его национальной принадлежности,

который служит Истине, а не тому или иному государству.

Джон Локк - всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей. Славная революция, конституция США.

Вольтер - просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви. Великая французская революция.

Монтескье - разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма.

Руссо - власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности. вл французской революции.

Дидро - равноправие и права личности, народное представительство, неприятие деспотизма.

1. Основная идея просветителей. (своими словами)

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); и. тд

 

Главные идеи эпохи Просвещения:

  • Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством.
  • Идея победы разума. Мнение, что и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.
  • Исторический оптимизм. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества
  • Решающая роль образования для развития общества.
  • Неисчерпаемые силы и возможности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.094 с.)