Итоги коллективизации в СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги коллективизации в СССР



Экономические итоги коллективизации были плачевными: за четыре года первой пятилетки валовые сборы зерна снизились - по официальным подсчётам - с 733,3 млн. ц. (1928) до 696,7 млн. ц. (1931 - 1932). Урожайность зерна в 1932 году составляла 5,7 ц/га против 8,2 ц/га в 1913.

Но партия добилась того, что в продолжение каких-нибудь трёх лет она сумела организовать более 200 тысяч коллективных хозяйств и около 5 тысяч совхозов зернового и животноводческого направления, добившись одновременно расширения посевных площадей за 4 года на 21 миллион гектаров.

Было сделано то, что колхозы объединяют теперь свыше 60% крестьянских хозяйств с охватом свыше 70% всех крестьянских площадей, что означает перевыполнение пятилетки в три раза.

И партия добилась того, что СССР уже преобразован из страны мелкокрестьянского хозяйства в страну самого крупного сельского хозяйства в мире.

Она же добилась того, что вместо 500 - 600 миллионов пудов товарного хлеба, заготовлявшегося в период преобладания индивидуального крестьянского хозяйства, она имеет теперь возможность заготовлять 1200 - 1400 миллионов пудов товарного зерна ежегодно.

Этот успех был оплачен, прежде всего, миллионами человеческих жертв. Демографические итоги коллективизации были трагическими. Число жертв коллективизации никогда не было - и теперь уже не будет - точно подсчитано. Данные о рождаемости, смертности, численности населения после 1932 года перестали публиковаться. Статистикой стал ведать лично товарищ Сталин.

Колхозная жизнь строилась в таких формах, что одновременно с обогащением и механизацией средств производства снижалось, если так можно выразиться, качество главной производительной силы сельского хозяйства - крестьянского умения и крестьянского желания вести хозяйство на земле. Уже в самый момент создания колхозов массовое раскулачивание, захватившее и значительную часть середняков, выбросило из деревни миллионы наиболее крепких, опытных, ведущих сельских хозяев. Их исчезновение (как бы ни оценивалось уничтожение кулачества в любом другом отношении), несомненно, понизило квалификацию совокупного сельскохозяйственного работника нашей страны.

Впоследствии, когда колхозная жизнь установилась, многие её черты также способствовали раскрестьяниванию, ослаблению в крестьянской среде ряда крайне важных слагаемых сельской квалификации. Централизм, детальное разделение труда, отсутствие связи заработка с конечным результатом вели к тому, что оставалось неиспользованной, а затем и вовсе терялась бесценная способность крестьянина быть хозяином земли, принимающем в расчёт гигантское разнообразие условий, с которыми надо считаться в сельском хозяйстве. "Теперь, - говорил со странным удовлетворением И. В. Сталин, - крестьяне требуют заботы о хозяйстве и разумного ведения дела не от самих себя, а от руководства колхоза". Впрочем, в рамках административно-приказной системы и у колхозных руководителей исчезали возможности проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Прежде столь распространённый в деревне тип работника-хозяина, поглощенного, говоря толстовскими словами, "неотступным думаньем" о своём деле, постепенно стал едва ли не редкостным исключением. На смену ему в качестве массовой социальной фигуры пришёл исполнитель - в одних случаях добросовестный, трудолюбивый, дисциплинированный, в других - расхлябанный, ленивый, склонный к пьянству и обману, но во всех случаях не обладающий хозяйским чувством инициативы и зачастую не стремящийся иметь его.

Подведение итогов:

Подводя итоги индустриализации и коллективизации СССР можно сделать вывод, что фактически была создана новая индустрия страны.

Увеличилось производство продукции тяжелого машиностроения. Политика проведения индустриализации «любой ценой» приводила к крупным издержкам производства, большим затратам труда.

Постоянная корректировка плана в сторону увеличения производства продукции губительно отражалась на развитии промышленности.

Но нельзя отрицать, что за годы первой пятилетки в экономическом развитии государства был, достигнут прогресс: построено 1500 промышленных предприятий, родились новые отрасли промышленности, вокруг строящихся заводов и фабрик вырастали города и поселки. Все это давалось «дорогой ценой», путем нещадной эксплуатации деревни, принудительных займов, увеличения производства алкогольной продукции, вывоза за границу стратегически важных ресурсов, произведений искусства и минимальным финансированием социальной сферы.

Насильственная коллективизация сельскохозяйственного производства породила в среде крестьянства недоверие к советскому строю, нежелание работать. Недовольство усилили низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что было равносильно ее принудительному изъятию.

Такая политика не могла привести к положительным результатам.

Породившая массовый голод начала 30-х гг. в российских деревнях, коллективизация стала одной из мрачных страниц в истории Советского государства. В то время, когда от голода вымирали целые деревни, за границу шли эшелоны с пшеницей в обмен на иностранную валюту для проведения индустриализации страны, но все же, благодаря проведению такой политики сложилась мощная система государственной экономики, малоэффективная в условиях мира, но успешно действующая в чрезвычайных обстоятельствах.

Домашнее задание: Записать дату, номер занятия, тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию.

Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Индустриализация советской промышленности. Видеоурок по истории России 11 класс https://www.youtube.com/watch?v=CkDSHj3J2no
2. Коллективизация советского сельского хозяйства. Видеоурок по истории России 11 класс https://www.youtube.com/watch?v=Zd8-WgtcixM
3. Индустриализация и коллективизация в СССР https://www.youtube.com/watch?v=wgsjeXe_u4g
4. История 10 класс (Урок№17 - Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия.) https://www.youtube.com/watch?v=KXCVNoPtt3Q

Просмотреть занятия на сайте «Российская электронная школа»:

1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4653/start/

Выполненные задания присылать в виде фотографий.

Срок выполнения и предоставления задания: до 04.02.2021 г.

По всем возникающим вопросам обращаться:

А. По номерам мобильного телефона:

1. Лугаком - +380721668935;

2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka));

Б. В социальных сетях:

1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets;

2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova;

3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/;

4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan;

5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/

6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.008 с.)