Механизмы восстановительных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы восстановительных процессов



Как и любой процесс, происходящий в организме, восстановление регулируется двумя основными механизмами - нервным (за счет условных и безусловных рефлексов) и гуморальным.

Нервный механизм регуляции, как более быстрый, прежде всего направляет и осуществляет восстановление в период самой деятельности и в раннем периоде восстановления.

С помощью нервного механизма -регулируется нормализация внутренней среды организма, главным образом через сердечно-сосудистую и дыхательную системы (доставка кислорода, питательных веществ, удаление продуктов обмена).

Более медленный гуморальный механизм регуляции обеспечивает прежде всего восстановление водно-солевого обмена, запасов глюкозы и гликогена, а также ферментов и гормонов.

Восстановительные процессы вследствие функциональных и структурных перестроек приводят к супервосстановлению. Это явление составляет одну из важнейших физиологических основ тренировки, которое, расширяя функциональные резервы организма, обеспечивает рост силы, быстроты и выносливости[16].

Закономерности восстановительных процессов

1. Неравномерность. Сразу после окончания работы восстановление идет быстро, а затем скорость его снижается и наблюдается фаза медленного восстановления. После умеренных нагрузок погашение кислородного долга носит однофазный характер, т. е. наблюдается только фаза быстрого восстановления.

Факт неравномерного восстановления в дальнейшем был отмечен вдинамике показателей сердечно-сосудистой системы, органовдыхания, нервно-мышечного аппарата, картины периферической крови и обмена веществ.

2. принцип саморегуляции, свидетельствующий в данном случае о том, что неодновременное протекание различных восстановительных процессов обеспечивает наиболее оптимальную деятельность целостного организма. Cразу после окончания физических нагрузок восстанавливаются алактатная фаза кислородного долга и фосфагены. Через несколько минут отмечается нормализация пульса, артериального давления, ударного и минутного объемов крови, скорости кровотока, то есть тех показателей, которые обеспечивают восстановление лактатной фазы кислородного долга. Спустя несколько часов после нагрузок восстанавливаются показатели внешнего дыхания, глюкоза и гликоген. Обмен веществ, периферическая кровь, водно-солевой баланс, ферменты и гормоны восстанавливаются через несколько суток.

3. Фазность восстановления, которая, в частности, выражается визменении уровня работоспособности. В динамике восстановления работоспособности различают три фазы. Сразу после напряженной работы наблюдается тенденция к восстановлению до исходного уровня, что соответствует фазе пониженной работоспособности. Повторные нагрузки в этот период вырабатывают выносливость. В дальнейшем наступает сверхвосстановление. Восстановление до исходного уровня соответствует фазе исходной работоспособности; повторные нагрузки в это время малоэффективны и лишь поддерживают состояние тренированности.

Ответ к вопросу 3.

1. Цели, задачи

2. Система проведения (отбор)

3. Руководство и проведение (мин спорта, вузы)

4. Программа проведения соревнований

5. Условия подведения итогов (личные, командные, общекомандные)

6. Награждение

7. Финансовые условия

8. Обеспечение безопасности

9. Положение о соревнованиях

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29

Вопрос 1. Структурасредних циклов тренировки (мезоциклов).

Вопрос 2. Основы этиологии, патогенеза заболеваний у спортсменов.

Ситуационная задача: Разработайте положение о соревновании по ИВС с учетом: требований к подготовке места проведения соревнований; соблюдения общих требований; необходимого оборудования и инвентаря; обеспечения безопасности участников; правил и судейской коллегии.

Ответ к вопросу 1.

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Построение позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Внешними признаками мезоцикла являются:

1) повторное воспроизведение ряда микроциклов  в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются;

2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла;

3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.

Втягивающие мезоциклы.

 задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовые мезоциклы - основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Контрольно-подготовительные мезоциклы - широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей.

Особое место занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.

Общая тенденция динамики нагрузок - постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5—10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается

Ответ к вопросу 2.

Э тиология — это учение о причинах и условиях возникновения болезней.

П ричинами большинства болезней являются чрезвычайные, вредные для организма воздействия внешней среды.

Внешние причины болезней относят к следующим основным группам: физические, химические, биологические, алиментарные, психические, социальные.

Ф изические причины болезней — это механические, термические воздействия, воздействия лучистой энергии, электрического тока, изменения давления газовой среды и др.(удары, уколы, разрезы, сдавления и растягивания тканей, сотрясения, огнестрельные ранения и т. д. В результате в организме возникают открытые и закрытые повреждения: раны, ушибы, вывихи, переломы, сотрясения и разрывы внутренних органов, нарушения целостности нервов и кровеносных сосудов, приводящие к параличам, кровотечениям и т. П).

К числу химических факторов относятся концентрированные кислоты и щелочи, которые вызывают химические ожоги, сходные по течению с термическими.

Б иологические факторы, вызывающие заболевания человека, чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Живые возбудители болезней — это бактерии, вирусы, животные и растительные паразиты. В патологии человека наибольшее значение имеют бактерии и вирусы — возбудители инфекционных заболеваний.

 фактор питания, по существу, также относится к биологическим причинам болезней.

Р азличают полное голодание (с водой и без воды), неполное голодание (алиментарная дистрофия, когда систематическое недоедание ведет к прогрессирующему угасанию жизненных функций) и частичное голодание, когда в пище не хватает одного из жизненно необходимых компонентов — незаменимых аминокислот или жирных кислот, витаминов, солей, микроэлементов.

П ричинная роль психических факторов в возникновении болезней была известна врачам уже в глубокой древности. Патогенными могут быть как отрицательные, так и чрезмерные положительные эмоции (среди болельщиков спорта, например, инфаркты миокарда случаются и при поражениях, и при победах своих любимцев и т.д.), но главным образом отрицательные. Они лежат в основе неврозов, психических расстройств и ряда других заболеваний (гипертонической болезни, язвенной болезни желудочно-кишечного тракта, атеросклероза, стойких гормональных нарушений и т.д.).

С оциальные факторы, факторы общественной среды человека, играют очень важную роль в этиологии, влияя как на причины болезней, так и на резистентность, устойчивость организма.

П атогенез — учение о механизмах развития и течения болезней.

П атогенетические факторы — это факторы исключительно внутренние, те физиологические и патологические механизмы, которые определяют развитие болезни после действия на организм чрезвычайного раздражителя. Следовательно, причина болезни включает, запускает внутренние механизмы ее развития.

О собенности развития болезни зависят от продолжительности, механизма действия этиологического фактора и от путей его распространения в организме. Выделяют три таких главных пути: нервный, гуморальный, тканевой.

Н ервный путь - всякое болезнетворное воздействие вызывает рефлекторную мобилизацию защитно-приспособительных реакций.

Г уморальный путь — это путь через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость и т.д.). Так могут распространяться бактерии и вирусы, некоторые паразиты, токсические вещества экзогенного и эндогенного происхождения, раковые клетки, оторвавшиеся от опухоли и т. д.

Т каневой путь распространения патогенного раздражителя может быть двух разновидностей — по продолжению (в пределах одной ткани) и по соприкосновению (переход с одной ткани на другие).

По продолжению может распространяться, например, инфекционное воспаление лимфатических путей (лимфангоит) от нагноившейся раны. По соприкосновению, пронизывая и повреждая различные окружающие ткани, распространяются раковые опухоли.

С реди многообразия этих явлений выделяют ведущий патогенетический фактор — главный механизм, без которого невозможно развитие данной болезни. Лечение, направленное на его ликвидацию, называют патогенетическим.

Ответ к вопросу 3.

УТВЕРЖДАЮ: Председатель  Иркутской областной Федерации спортивной аэробики и фитнес-аэробики ____________ Т.М. Лапенко «____»___________2017 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГБУ ЦСП СК ИО ________В.Н. Учеватов «___»_____________2017 г. УТВЕРЖДАЮ: Министр спорта Иркутской области _____________И.Ю. Резник «_____»___________2017 г.

П О Л О Ж Е Н И Е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.021 с.)