Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира.



Античная философия

Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира.

        Мыслители из г. Милет задавались вопросом "из чего состоит всё?"

Осмысливается проблема соотношений единого и множественного. Что является единым или общим объединяющим множество вещей и предметов чувственного мира?

 Таким первоначалом / первоисточником, при помощи которого можно объяснить все многообразие чувственного мира, Фалес считал воду.

То есть, все многообразие других вещей есть видоизменения воды. Вода порождает их и присутствует в них. Вода, таким образом, выступает в роли общего будущее чувственно-конкретной вещью, наглядным телом – существом отдельно.

Другой мыслитель милетской школы Анаксимен в роли первоначала и источником объяснения всех других вещей берет воздух.

Но качественно новый шаг сделан Анаксимандром, который в качестве первоначала берет не наглядное чувственно конкретную вещь, а "анейрон" - неопределенное, неограниченное, вечно существующее начало. Как чистая возможность. В дальнейшем мы увидели, что Платон и Аристотель именно такой смысл вкладывали в материю и первоматерию.

Эмпедокл довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

Заключение

Фалес: ​ единичная вещь является функцией ​"воды" ​.

Анаксимандр: ​единичная вещь является функцией ​"апейрона" ​.

Анаксимен: ​ единичная вещь является функцией ​"воздуха". ​

Эмпедокл: ​ единичная вещь является функцией ​воды, земли, воздуха ​ и ​огня ​.

Анаксагор: единичная вещь является функцией бесконечного количества

"семян вещей" ​.

 

 

Понимание единого пифагорейцами.

Пифагорейцы вида изменяют исходную постановку вопроса "из чего все?" на ​"чемопределяется поведение и сущность единичных вещей?".

У пифагорейцев понятие единого – служит началом числа, а число есть условие возможности всякого знания. По свидетельству Аристотеля, мыслили единое как сущность, вследствие чего и число составляло у них сущность всех вещей.

Пифагорейцы отвечая на вопрос поставленный мыслителями милетской школы смысловую нагрузку перенесли из статики в динамику. Числа определяют поведение и сущность вещей. Отсюда их прорыв из мира сущего к миру долженствования. Отсюда следует, что мир должен быть гармоничным.

Судьба ед вещи=f(числа)

Пифагор: ​ единичные вещи является функцией ​"чисел" ​. 

 

Понимание единого элеатами.

(Элейская школа -Ксенофан,Парменид,Зенон)

Сущностью всех вещей, их общим является "единая". Что же это "единая"?

"единое" вне пространства и времени, едино и неделимо, вечно и неподвижно. Из "единого" ничего не возникает. Оно единственная действительная реальность. 

 А все остальное, вещи, предметы, явления чувственного мира лишь видимость, в действительности они не существуют.с точки зрения элеатов любая единичная вещь есть ирреальная (нереальная). С их точки зрения реальным являются лишь "единое", умопостигаемое, т.е единое тождественно мысли.

Заключение: «Противоречивый мир не может существовать»

Парменид: ​ единичная вещь есть ​ирреальная ​.

Важное св-во чувств мира: движение, множественность

Существует единое(неделимо, вне простр и времени;веществ св-во - умопостигаемость)

           

Заключение

Демокрит: единичная вещь является ​функцией конкретного распределения"атомов" в пространстве ​.

ед вещь= f(сумма атомов)

атом-обьект идеальн мира

хронон-самый маленький отрезок времени

амер-самый маленький размер пространства

 

 

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он — единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет.

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

Воззрения Гераклита о мире.

1- Огонь как начало мира. Гераклит создал учение, которое было подобно ионийскому; он искал «архе» и нашел его еще в одном виде материи — в огне. Огонь становился морем, воздухом, землей и вновь возвращался к самому себе. Изменения шли двумя путями — нижним и верхним. Распространяясь с верхних своих вместилищ, огонь превращался в воздух, опускаясь еще ниже, превращался воду, а вода, падая на землю, впитывалась в нее; в свою очередь, земля парила, создавая влагу, которая превращается в тучи и возвращается к исходным своим вершинам в виде огня. Это два направления движения, но «путь наверх и путь вниз един»..

2- Изменяемость вещи. Гераклит рассматривал не только начала природы, но и ее характеристики. И он обнаружил что ее принципиальным качеством является изменяемость. Образом реальности является река. Все течет, нет ничего устойчивого, «дважды нельзя войти в одну и ту же реку», поскольку в ней текут уже другие воды. Образом реальности является также смерть. «Мы боимся одной смерти а уже многим смертям подвергались». «Для души смертью является вода, а для воды смертью является земля». Природа представляет собой непрерывное умирание и рождение в целом она всегда иная: «В одну и ту же реку мы входим не входим». Мы не можем сказать, что мы есть, потому что «существуем и не существуем одновременно». Истинно только то, что мы меняемся. На самом деле иногда вещи нам кажутся устойчивыми, но эта устойчивость — заблуждение. Не существует вещей, имеющих устойчивые характеристики, есть только становление.

3- Относительность вещи. В неустанном изменении вещи стирается грань между противоречиями. Нигде нет явно выраженной границы, всегда имеет место длительный переход, например, между днем и ночью, молодостью и старостью. По-видимому, как предполагает Гераклит, день и ночь в своей основе одно и то же, так же как молодость и старость, как сон и явь, смерть и жизнь, добро и зло; все остальные характеристики, как и эти, относительны. Убежденность в изменчивости и длительности явлений привела Гераклита к релятивизму. Наблюдая, что ничто из того, что существует, не имеет устойчивых и абсолютных характеристик, но, напротив, эти характеристики всегда меняются и имеет место переход от противоречия к противоречию: от бодрствования ко сну, от молодости к старости, от жизни к смерти.

О начале мира уже не было речи, поскольку мир существует и извечно изменяется: «Вселенную не создал ни один бог и ни один человек, но она есть и будет всегда живым огнем».

4- Разумность мира. Для Гераклита все было изменчивым, именно поэтому для него существовало нечто устойчивое — изменяемость.Изменяемость является устойчивой характеристикой природы. «Огонь в соответствии с мерой возгорается и гаснет согласно мере». Единый закон правит всеми переменами, правит как человеком, так и миром. Человеком управляет разум (логос), отсюда идет предположение, что и Вселенной должен управлять разум. Разум — это не исключительно человеческая способность, а космическая сила, в которую человек также вовлечен.

Мысль о том, что мир разумен (вместе с мыслью о его изменяемости), была второй важной идеей, которую Гераклит ввел в философию. Гераклит, как он сам говорил, «искал самого себя»; он был первым философом, который размышлял над собой, а не только над природой, природу же он понимал по аналогии с собственными переживаниями.

5- Эпистемологические и этические рассуждения.

Античная философия

Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира.

        Мыслители из г. Милет задавались вопросом "из чего состоит всё?"

Осмысливается проблема соотношений единого и множественного. Что является единым или общим объединяющим множество вещей и предметов чувственного мира?

 Таким первоначалом / первоисточником, при помощи которого можно объяснить все многообразие чувственного мира, Фалес считал воду.

То есть, все многообразие других вещей есть видоизменения воды. Вода порождает их и присутствует в них. Вода, таким образом, выступает в роли общего будущее чувственно-конкретной вещью, наглядным телом – существом отдельно.

Другой мыслитель милетской школы Анаксимен в роли первоначала и источником объяснения всех других вещей берет воздух.

Но качественно новый шаг сделан Анаксимандром, который в качестве первоначала берет не наглядное чувственно конкретную вещь, а "анейрон" - неопределенное, неограниченное, вечно существующее начало. Как чистая возможность. В дальнейшем мы увидели, что Платон и Аристотель именно такой смысл вкладывали в материю и первоматерию.

Эмпедокл довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

Заключение

Фалес: ​ единичная вещь является функцией ​"воды" ​.

Анаксимандр: ​единичная вещь является функцией ​"апейрона" ​.

Анаксимен: ​ единичная вещь является функцией ​"воздуха". ​

Эмпедокл: ​ единичная вещь является функцией ​воды, земли, воздуха ​ и ​огня ​.

Анаксагор: единичная вещь является функцией бесконечного количества

"семян вещей" ​.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.016 с.)