Контрольная работа №13 по теме: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа №13 по теме:



Контрольная работа №13 по теме:

«Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов»

Тип задания: один правильный ответ из четырёх.

 

1. Периоды размножения, сроки миграции, линьки у животных в природе определяются в первую очередь:

а) календарными датами;

б) деятельностью человека;

в) продолжительностью солнечных суток;

г) световым режимом, длиной светового дня.

 

2. Растения засушливых мест обитания приспособились к снижению транспирации путем:

а) развития толстой кутикулы и редукции листьев;

б) развития водоносной паренхимы;

в) увеличение размеров листьев;

г) образования поверхностной корневой системы.

 

3. Главный регулирующий фактор сезонных (годичных) ритмов:

а) изменение продолжительности дня в течении года;

б) изменение температуры окружающей среды в течении года;

в) изменение атмосферного давления;

г) изменение числа солнечных дней в году.

 

4. Научные представления о влиянии солнечной активности на живые организмы наиболее полно разработаны:

а) К. Э. Циолковским;

б) В. И. Вернадским;

в) А. Л. Чижевским;

г) Б. Коммонером.

 

5. Среди адаптационных реакций растений на недостаток доступной воды можно назвать:

I. переориентировку листьев для уменьшения температуры листа;

II. снижение количества устьиц на единицу поверхности листьев;

III. увеличение площади поверхности листа;

IV. уменьшение толщины кутикулы;

V. опушение листьев.

 

а) I, III, V;

б)I, II, IV;

в) I, II, III, V;

г) I, II, V.

6. Великий английский биолог Чарльз Дарвин обнаружил, что сеянцы растут по направлению к свету, он назвал это явление «фототропизм». В одном эксперименте для облучения каждого саженца было использовано два источника света, каждый источник обозначен кружком на рисунке внизу. Большим кружком обозначен источник света, излучающий в два раза больше, чем маленький кружок

 

Какие из представленных случаев можно наблюдать на самом деле?

а) только (iv);

б) только (ii);

в) (i) и (iii);

г) (i) и (iv).

7. Что такое отрицательный фототаксис у беспозвоночных:

а) стремление бежать в укромное темное место;

б) стремление притвориться мертвым;

в) стремление направляться к свету;

г) стремление оставаться на месте.

 

Тип задания: выбор правильного ответ (ответ «да» или ответ «нет»)

 

8. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно. Да

 

9. Реакция организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом. Нет  

 

10. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара. Да

 

Выберите и обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

 (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл.

Обоснование от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 3 балла.)

Задание 11.

 

Во время роста растений к абиотическим факторам можно отнести недостаток солнечного света, в то время как достаточная освещённость является биотическим фактором.

 

Примерный вариант ответа: это неправильное утверждение, поскольку солнечный свет – это абиотический фактор (1 балл), т.к. солнце относится к неживой природе (1 балл). Биотические факторы связаны с живой природой (влияние иных организмов) (1 балл).

Задание 12.

 

Выветривание горных пород – это процесс их разрушения только под воздействием ветра.

 

Примерный ответ:

Нет, потому что понятие «выветривание» включает и воздействие других физических природных факторов, таких, например, как температура («морозное выветривание»), осадки (включая кислотные дожди) и т.д.

Задание 13.

 

На территории, где нет резко выраженных сезонных изменений, большинство видов обладает фотопериодизмом.

 

Примерный ответ: Нет, потому что цветение, плодоношение и отмирание листьев у многих тропических деревьев растянуто во времени, и на дереве одновременно встречаются и цветки, и плоды. В умеренном климате виды, успевающие быстро завершить жизненный цикл и практически не встречающиеся в активном состоянии в неблагоприятные сезоны года, также не проявляют фотопериодических реакций, например, многие многолетние эфемероидные растения и эфемеры.

Задание 14.

 

К глобальным природным процессам (явлениям) относятся засухи.

 

Примерный вариант ответа: утверждение не верно, потому что засухи, хоть и оказывают сильное и, как правило, негативное, влияние на жизнь, могут приводить к опустыниванию (1 балл) и охватывать большие территории, но в целом, это региональная проблема (1 балл), а не глобальная, поскольку не охватывают весь земной шар. (1 балл)

 

Задание 15.

К глобальным природным процессам (явлениям) относятся наводнения.

 

Примерный вариант ответа: утверждение не верно, потому что наводнения, хоть и оказывают сильное влияние и могут приводить к серьёзным негативным последствиям (1 балл) и охватывать большие территории, но в целом, это региональная проблема (1 балл), а не глобальная, поскольку не охватывают весь земной шар. (1 балл)

 

Задание 16.

Альбедо – это освещение солнечным светом какой-либо поверхности.

 

Примерный вариант ответа: Нет, т.к. альбедо – это способность поверхности отражать солнечный свет, а освещение солнечным светом называется инсоляция.

 

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

  (Укажите 4 аргумента. Один аргумент -0-1-2 балла

Всего за задачу 8 баллов)

Задание 17.

 

К глобальным природным процессам (факторам), создающим необходимые условия жизни на Земле, относится солнечное излучение.

Данное утверждение (верно/не верно), потому, что:

 

а) ……………………………………………………….

б)......................................................................................

в)......................................................................................

г) ………………………………………………………..

 

Примерный вариант ответа: утверждение верно, потому что,

 

а) солнечное излучение охватывает весь земной шар, поэтому это – глобальный процесс;

б) благодаря солнечному излучению, на поверхность Земли поступает тепло и свет, необходимые для жизни (Солнечное излучение является основным источником энергии для жизни на Земле);

в) благодаря солнечному излучению, происходит фотосинтез;

г) от солнечного излучения зависит климатическая система Земли.

 

Обоснуйте правильность/ н еправильность утверждения

  (Укажите 4 аргумента. Один аргумент -0-1-2 балла

  Всего за задачу 8 баллов)

Задание 18.

 

К глобальным природным процессам, создающим и поддерживающим необходимые условия для современного многообразия жизни на Земле, относится фотосинтез.

 

Данное утверждение (верно/не верно), потому, что:

 

а) ……………………………………………………….

б).....................................................................................

в).....................................................................................

г) ……………………………………………………….

 

Примерный вариант ответа: утверждениеверно,

 

а) процесс фотосинтеза охватывает весь земной шар, поэтому это – глобальный процесс;

б) благодаря фотосинтезу, образуется органическое вещество, которое необходимо для питания всем живым организмам;

в) благодаря фотосинтезу выделяется кислород, необходимый для дыхания всем аэробным организмам;

г) благодаря фотосинтезу выделяется кислород, который в верхних слоях атмосферы становится озоном и защищает поверхность Земли от губительного для всего живого ультрафиолетового излучения.

 

Задание 19.

Главным экологическим фактором, на который реагирует большинство наземных организмов в своих годовых циклах, является:   

а) изменение в соотношении дня и ночи;

б) регулярные изменения погоды;

в) годовые колебания температуры;

г) суточные колебания температуры.

 

Примерный вариант ответа:

Вариант а верен. Резкие кратковременные изменения погоды (летние заморозки, зимние оттепели) обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных. Главный экологический фактор, на который реагируют организмы в своих годовых циклах, – не случайные изменения погоды, а фотопериод – изменения в соотношении дня и ночи. Следовательно, ответ а – единственно верный и полный.

Задание 20.

 

Диапауза – состояние покоя у животных, которая изучена у насекомых. В жизненном цикле однолетнего насекомого - кобылки (сем. Саранчовые, отряд Прямокрылые) – присутствует облигатная диапауза, которая приходится на стадию:

а) личинки, и ее развитие приостанавливается;

б) яйца, и его развитие приостанавливается;

в) личинки, и она перестает линять;

г) имаго и насекомое перестает размножаться.

 

Примерный вариант ответа:

Правильный ответ – б. Расселяя потомство, организмы повышают свою приспособленность, повышение которой наблюдается и при «расселении во времени»: если в определенный сезон года условия среды не благоприятствуют выживанию, росту или размножению, наблюдаем отсрочку вступления особей в состав активной части популяции.

Особенность диапаузы – снижает гибель организмов в ежегодно ожидаемое тяжелое зимнее время. У кобылки во время диапаузы развитие яйца приостанавливается, в этом состоянии оно устойчиво к холодам, от которых погибли бы и личинки, и имаго. Чтобы развитие яиц кобылки могло возобновиться, нужно длительное пребывание в холоде (при 0ºС – около 5 недель, при температуре чуть выше – несколько дольше). Эта особенность предохраняет покоящиеся яйца от реагирования на непродолжительную зимнюю оттепель, за которой могут последовать обычные в это время года холода. Эта же особенность обеспечивает высокую степень синхронизации последующего развитии всех особей популяции. Кобылки «переселяются во времени» - из позднего лета в следующую весну.

 

Задание 21.

 

Одним из существенных признаков адаптации растений является длительность вегетации. На основании этого признака выделяют различные группы растений. Особый интерес представляют раннецветущие растения – эфемероиды, для которых характерны следующие признаки:

 

а) Однолетние растения с короткой вегетацией, у которых ежегодный жизненный цикл заканчивается образованием семян, например, веснянка весенняя, незабудка мелкоцветковая;

б) Однолетние растения с продолжительной вегетацией, которая начинается осенью после прорастания семян и продолжается в начале следующего сезона после первого потепления, а затем отмирающие, например, фиалка полевая, пастушья сумка;

в) Многолетние растения с очень коротким периодом цветения и вегетации, и сохраняющимися в течение года подземными органами, например, ветреницы, хохлатки;

г) Многолетние растения с коротким периодом цветения и продолжительной вегетации, у которых ежегодный жизненный цикл заканчивается образованием семян, например, медуница неясная, лютик кашубский.

 

Примерный вариант ответа:

 

Ответ а неправильный. Однолетние растения не имеют подземных органов, способных накапливать питательные вещества, за счет которых растения ранней весной трогаются в рост. Данные растения относятся к группе эфемеров с коротким сроком цветения и вегетации. Они обязательно образуют семена, которые обладают способностью быстро развиваться в ранневесенний период.

 

Ответ б неправильный. Эта группа однолетних растений также не имеет подземных органов, способных накапливать питательные вещества. Особенность этой группы эфемеров является способность перезимовывать в вегетативном или даже в цветущем состоянии до следующего весеннего периода. После этого растения цветут короткий период, дают семена и полностью отмирают.

 

Ответ в правильный. Эфемероиды это только многолетние растения с подземными органами в виде корневищ, луковиц, (гусиный лук), клубнелуковицы (хохлатка), в которых накоплены питательные вещества. Поэтому почки возобновления начинают быстро трогаться в рост при избытке света, влаги, тепла и успевают за короткий срок дать цветоносные побеги, листья, а затем отцветают и все вегетативные органы отмирают. Луковицы или клубни, накопившие питательные вещества, зимуют под снегом.

 

Ответ г неправильный. Эта группа многолетних растений очень близка к эфемероидам, так как имеют подземные органы, как правило, в виде корневищ, способных накапливать питательные вещества. Но отличие заключается в том, что эти растения начинают вегетировать в период цветения и не заканчивают вегетацию после появления семян, а продолжают развиваться и размножаться вегетативно. Часто побеги этих растений зимуют под снегом и отмирают только к началу летнего периода, например, медуница, кислица и др.

Задание 22.

 

Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:

а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;

б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;

в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными обводнёнными вакуолями; погружёнными устьицами;

г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.

 

Примерный вариант ответа:

Ответ «а» неправильный,так как в этом ответе признаки растений местообитаний с сильной увлажненностью – редуцированные устьица испаряют воду постоянно; недифференцированный мезофилл характерен для различных экологических групп растений; кутикула отсутствует в случае, когда органы растений не требуют защиты от сухости или перегрева; развитая аэренхима снабжает воздухом погружённые в воду части растений.

 

Ответ «б» неправильный, так как частое рассечение и отсутствие механической ткани может быть характерно для растений, живущих в погружённом в воду состоянии. Органы растений поддерживает вода, а не механическая ткань.

 

Ответ «в» правильный. Суккуленты – растения засушливых жарких местообитаний, у которых проблема дефицита влаги в окружающей среде решается её запасанием в различных органах – стеблях (стеблевые суккуленты), листьях (листовые суккуленты) или корнях (корневые суккуленты). Пример – кактусы, агавы и т.д. Они должны сохранить влагу, а это возможно при развитии покровной ткани – толстой кутикулы. Мощный восковой налёт на поверхности кутикулы выполняет функцию гидроизоляции и отражает солнечный свет, спасая от перегрева. Вода запасается в клетках с крупными обводнёнными вакуолями. Но растения всё равно должны испарять влагу с поверхности листьев, стеблей для создания сосущей силы и транспорта питательных веществ из корней. Лучше всего для этого подходят погружённые устьица.

 

Ответ «г» неправильный, так как хорошо развитая склеренхима – ткань, пропитанная кремнезёмом, характерна для растений засушливых местообитаний, но адаптированных к дефициту влаги не за счёт запасания влаги, а за счёт возможности почти полной её потери. Эти растения можно назвать пойкилогидрическими организмами. Например – верблюжья колючка. У этих растений в засушливый период вода остаётся в основном в связанном состоянии.

Задание 23.

Палеоэкологический кризис, вызванный сильнейшей аридизацией климата в степях  Восточной Европы 4500-4000 лет назад:

а) не имел существенных социальных последствий;

б) способствовал изменению хозяйственного уклада живущих там племен, заключающемуся в переходе от доминирования скотоводства к доминированию земледелия;

в) имел катастрофические последствия для населения того времени, изменив окружающую среду, сделав ее непригодной для жизни;

г) обусловил расширение обитания населения того времени и появлению сезонной специализации в использовании пастбищных угодий.

 

Примерный вариант ответа:

Ответ а неправильный, потому что: сильнейшая аридизация климата не могла не иметь социальных последствий, особенно в аграрных обществах (которые были в то время), которые сильно зависят от окружающей среды, в том числе от такого параметра как влажность.

 

Ответ б неправильный, потому что: переход от доминирования скотоводства к доминированию земледелия возможен только при благоприятных условиях для земледелия. Аридизация климата, как известно, не способствует земледелию.

 

Ответ в неправильный, потому что: как известно из истории, степи Восточной Европы (с того времени) постоянно были обитаемы.

 

Ответ г правильный, потому что: население того времени для того, чтобы выжить в резко изменившихся условиях, должно было передвигаться на более увлажненные территории, что повлекло за собой появление сезонной специализации в использовании пастбищных угодий.

 

Задание 24.

К физиологическим приспособлениям к недостатку влаги у животных относят:

а) закрытие норы сильно склеротизированными сегментами тела;

б) всасывание воды кишечником и продуцирование сухого кала;

в) рытьё глубоких вертикальных нор, где всегда влажный воздух;

г) защита частей тела, контактирующих с внешней средой, кутикулой.

 

Примерный вариант ответа.

Ответ а не является верным. Это особенность этологической адаптации. Например, многие пустынные насекомые роют глубокие вертикальные норки, где всегда влажно, и покидают их, выходя на поверхность лишь в те часы суток, когда высока влажность приземного слоя воздуха. Когда почва иссушается особенно сильно и возникает угроза снижения влажности воздуха в норке, самки закрывают отверстие сильно склеротизованными передними сегментами тела, создавая замкнутое, насыщенное парами пространство и оберегая молодь от высыхания.

 

Ответ б является верным. Физиологические приспособления к регуляции водного обмена – это способность к образованию метаболической влаги, экономии воды при выделении мочи и кала, развитие выносливости к обезвоживанию организма, величина потоотделения и отдачи воды со слизистых. Выносливость к обезвоживанию, как правило, выше у животных, подвергающихся тепловым перегрузкам. Для человека потеря воды, превышающая 10 % массы тела, смертельна. Верблюды переносят потери воды до 27 %, овцы – до 23, собаки – до 17 %. Экономия воды в пищеварительном тракте достигается всасыванием воды кишечником и продуцированием сухого кала.

 

Ответ в не является верным. Это особенность этологической адаптации. Например, многие пустынные насекомые роют глубокие вертикальные норки, где всегда влажно, и покидают их, выходя на поверхность лишь в те часы суток, когда высока влажность приземного слоя воздуха. Когда почва иссушается особенно сильно и возникает угроза снижения влажности воздуха в норке, самки закрывают отверстие сильно склеротизованными передними сегментами тела, создавая замкнутое, насыщенное парами пространство и оберегая молодь от высыхания.

 

Ответ г не является верным. К морфологическим способам поддержания нормального водного баланса относятся образования, способствующие задержанию воды в теле: раковины наземных улиток, защита частей тела, контактирующих с внешней средой, кутикулой у растений, ороговевшие покровы рептилий, развитие эпикутикулы у насекомых и т. п. У пустынных жуков-чернотелок срастаются и прирастают к телу надкрылья, вторая пара крыльев редуцируется и между телом и надкрыльями образуется камера, куда выходят дыхальца насекомого. Эта камера открывается наружу лишь небольшой узкой щелью, воздух в ней насыщен водяными парами. Части тела, соприкасающиеся с внешней средой, защищены непроницаемой для воды эпикутикулой.

 

Контрольная работа №13 по теме:

«Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов»

Тип задания: один правильный ответ из четырёх.

 

1. Периоды размножения, сроки миграции, линьки у животных в природе определяются в первую очередь:

а) календарными датами;

б) деятельностью человека;

в) продолжительностью солнечных суток;

г) световым режимом, длиной светового дня.

 

2. Растения засушливых мест обитания приспособились к снижению транспирации путем:

а) развития толстой кутикулы и редукции листьев;

б) развития водоносной паренхимы;

в) увеличение размеров листьев;

г) образования поверхностной корневой системы.

 

3. Главный регулирующий фактор сезонных (годичных) ритмов:

а) изменение продолжительности дня в течении года;

б) изменение температуры окружающей среды в течении года;

в) изменение атмосферного давления;

г) изменение числа солнечных дней в году.

 

4. Научные представления о влиянии солнечной активности на живые организмы наиболее полно разработаны:

а) К. Э. Циолковским;

б) В. И. Вернадским;

в) А. Л. Чижевским;

г) Б. Коммонером.

 

5. Среди адаптационных реакций растений на недостаток доступной воды можно назвать:

I. переориентировку листьев для уменьшения температуры листа;

II. снижение количества устьиц на единицу поверхности листьев;

III. увеличение площади поверхности листа;

IV. уменьшение толщины кутикулы;

V. опушение листьев.

 

а) I, III, V;

б)I, II, IV;

в) I, II, III, V;

г) I, II, V.

6. Великий английский биолог Чарльз Дарвин обнаружил, что сеянцы растут по направлению к свету, он назвал это явление «фототропизм». В одном эксперименте для облучения каждого саженца было использовано два источника света, каждый источник обозначен кружком на рисунке внизу. Большим кружком обозначен источник света, излучающий в два раза больше, чем маленький кружок

 

Какие из представленных случаев можно наблюдать на самом деле?

а) только (iv);

б) только (ii);

в) (i) и (iii);

г) (i) и (iv).

7. Что такое отрицательный фототаксис у беспозвоночных:

а) стремление бежать в укромное темное место;

б) стремление притвориться мертвым;

в) стремление направляться к свету;

г) стремление оставаться на месте.

 

Тип задания: выбор правильного ответ (ответ «да» или ответ «нет»)

 

8. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно. Да

 

9. Реакция организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом. Нет  

 

10. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара. Да

 

Выберите и обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

 (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.151 с.)