Экспериментальная психология и психодиагностика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальная психология и психодиагностика



И.Р. Зарипова

 

 

Экспериментальная психология и психодиагностика

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Казань

КГТУ

2008


УДК 572

Экспериментальная психология и психодиагностика: Учебно-методическое пособие / сост. И.Р. Зарипова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 115 с.

Рассмотрены теоретические основы психодиагностики, касающиеся психодиагностической практики психодиагностического обследования, этики и ответственности психолога-диагноста.

Приведены методики психологической диагностики детей дошкольного возраста, младшего школьного, подростков, юношей и взрослых.

Представлена примерная тематика итоговых и контрольных заданий по дисциплине.

Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» высших учебных заведений всех форм обучения. Может быть полезна широкому кругу читателей.

 

Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.

Печатается по решению Ученого Совета факультета социальных и гуманитарных технологий Казанского государственного технологического университета.

 

Рецензенты: канд. психол. наук, доц. Н.П. Ничипоренко

канд. пед. наук, доц.     Э.М. Бурцева

 


Введение

Целью учебно-методического пособия является закрепление и углубление теоретических знаний по экспериментальной психологии и психодиагностике, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений самостоятельного проведения психодиагностических исследований.

В пособии представлен комплекс стандартизированных психометрических методик, которые прошли проверку в работе психологов и доказали свою практическую ценность. Они ориентированы на решение многообразных психодиагностических и консультационных задач, встающих перед специалистами по социальной работе с различными категориями населения в их повседневной практике.

Учитывая особенности деятельности специалистов по социальной работе, а именно: тот факт, что в качестве объектов содействия выступают различные социальные, возрастные, профессиональные и т.д. категории людей, определиться с критерием, на основании которого можно было бы составить наиболее полный психодиагностический пакет, достаточно сложно. В связи с этим, в пособии подобраны методики для психодиагностики людей разных возрастных периодов.

Первая глава раскрывает наиболее важные проблемы психодиагностической практики и стратегию психологического исследования.

Во вторую главу вошли методики изучения познавательных, эмоционально-волевых, мотивационно-личностных, психодинамических и характерологических особенностей детей, начиная с дошкольного возраста, а также методики психодиагностики взрослых людей.

В третьей главе представлена система заданий для итогового контроля студентов и список литературы, необходимый  для выполнения этих заданий.

Пособие предназначено для студентов факультетов социальной работы, которые через некоторое время приступят к практической деятельности.

Пособие также может способствовать повышению профессионального уровня специалистов, обеспечивая их деятельность необходимым психодиагностическим инструментарием.


Глава 1.

Теоретико-методологические основы психодиагностики.

Глава 2.

Современные психодиагностические методики.

 

Регистрационный бланк к детскому опроснику Айзенка

 

№ вопроса Да Нет № вопроса Да Нет № вопроса Да Нет
1     21     41    
2     22     42    
3     23     43    
4     24     44    
5     25     45    
6     26     46    
7     27     47    
8     28     48    
9     29     49    
10     30     50    
11     31     51    
12     32     52    
13     33     53    
14     34     54    
15     35     55    
16     36     56    
17     37     57    
18     38     58    
19     39     59    
20     40     60    

 

Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка

Шкала

№ вопроса

Да Нет
Экстраверсия 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41,43,46,49,53,57 6,33,51,55,59
Нейротизм   2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31,34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60  
Склонность к неискрен­ности (лживость)   8, 16, 24, 28, 44   4, 12, 20, 32, 36, 40, 48

 

Каждому человеку свойственно только ему присущее сочетание черт и особенностей, образующих его индивидуальность. Индиви­дуальность проявляется в темпераменте, характере, интересах и др. Понять ученика, объяснять формы его поведения, поступки во мно­гом помогут знания личностных особенностей школьника. Предла­гаем одну из методик по выявлению темперамента.

Темперамент.

Под темпераментом следует понимать индивидуально свое­образные свойства психики, определяющие динамику психичес­кой деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от содержания, целей, моти­вов остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют вид темперамента. Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

В самом общем виде можно дать следующие характеристики типов темперамента.

ХОЛЕРИК. Пониженная чувствительность. Высокая активность (отзывчивость на стимулы извне) и высокая активность с преоб­ладанием реактивности. Инертность поведения, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций.

САНГВИНИК. Пониженная чувствительность. Высокая отзыв­чивость на стимулы извне, высокая активность, уравновешен­ность. Пластичность, зкстравертированность (преимущественная ориентация на стимулы извне). Повышенная эмоциональная воз­будимость. Ускоренный темп реакций.

ФЛЕГМАТИК. Пониженная чувствительность. Низкая реактив­ность и высокая активность. Инертность. Интровертированность (преимущественная ориентация на свой внутренний мир). Понижен­ная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакций.

МЕЛАНХОЛИК. Повышенная чувствительность. Невысокая ре­активность и активность. Инертность, интровертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций. За­медленный темп реакций.

Предлагаемый тест поможет определить доминирующий тип темперамента. (Методика разработана Л.Б. Беловым.)Учащиеся определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами вопросов, которые располагают столбиком, ставят «+»или «-».

1.Вы спокойны, хладнокровны?

2.Последовательны и обстоятельны в делах?

3.Осторожны и рассудительны?

4.Вы умеете ждать?

5.Молчаливы и не любите болтать попусту?

6. Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выражен­ных эмоций, жестикуляции и мимики?

7.Вы сдержанны и терпеливы?

8.Доводите ли начатое дело до конца?

9.Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это?

10. Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?

11. Легко ли вы сдерживаете порывы?

12. Насколько восприимчивы к одобрению столь и к порицанию?

13. Можно ли утверждать, что вы незлобивы и проявляете снис­ходительное отношение к колкостям в свой адрес?

14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах?

15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с од­ной работы на другую?

16. Ровны ли вы в отношениях со всеми?

17. Любите ли аккуратность и порядок во всем?

18. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

19. Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?

20. Обладаете ли выдержкой?

21. Вы веселы и жизнерадостны?

22. Энергичны и деловиты?

23. Часто вы не доводите начатое дело до конца?

24. Способны ли быстро схватывать новое?

25. Ваши интересы и склонности неустойчивы?

26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?

27. Легко ли приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

28. Склонны ли вы переоценивать себя?

29. С увлечением ли беретесь за новое дело?

30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?

31.Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переклю­чаетесь с одной работы на другую?

32.Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?

33.Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми? Так ли это?

34.Вы выносливы и работоспособны?

35.Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающей­ся живыми жестами, выразительной мимикой?

36.Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситу­ациях?

37.У вас всегда бодрое настроение?

38.Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?

39.Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях?

40.Склонны ли вы иногда отвлекаться?

41.Вы неусидчивы, суетливы?

42.Невыдержанны, вспыльчивы?

43.Нетерпеливы?

44.Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?

45.Решительны и инициативны?

46.Упрямы?

47.Находчивы ли вы в споре?

48.Вы работаете рывками?

49.Склонны ли вы к риску?

50.Вы не злопамятны и необидчивы?

51.Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интона­цией речью?

52. Вы неуравновешенны и склонны к горячности?

53. Можно ли вас ли назвать агрессивным забиякой?

54. Нетерпимы ли вы к недостаткам?

55. Обладаете ли вы выразительной мимикой?

56. Способны ли вы быстро действовать и решать?

57. Стремитесь ли вы неустанно к новому?

58. Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?

59. Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?

60.Вы склонны к резким сменам настроения?

61.Вы стеснительны и застенчивы?

62.Теряетесь ли вы в новой обстановке?

63.Затрудняетесь ли вы устанавливать контакт с незнакомы­ми людьми?

64.Вы не верите в свои силы?

65.Вы легко переносите одиночество?

66.Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при не­удачах?

67. Склонны ли вы уходить в себя?

68. Быстро ли вы утомляетесь?

69. У вас тихая неторопливая речь?

70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

71. Вы впечатлительны до слезливости?

72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?

73. Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окру­жающим?

74. Склонны ли вы к мнительности?

75. Вы болезненно чувствительны, легкоранимы?

76. Чрезвычайно обидчивы?

77. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?

78. Малоактивны и робки?

79. Безропотны и покорны?

80. Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих?

 

Чтобы определить наличие:

ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента, нужно число плюсов в отве­тах на вопросы 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

САНГВИНИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов на вопро­сы
21-40 также нужно разделить на общее количество плюсов и умножить
на 100%.

ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в вопросах 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в воп­росах
61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая,
при 30-40% – достаточно яркая, при 20-29% – средняя, при 10-19% – малая.

Некоторые педагогические рекомендации

Инструкция.

Обследуемому выдается стандартный лист белой бумаги (кла­дется перед ним вертикально) и простой мягкий карандаш.

«Нарисуйте, пожалуйста, несуществующее (фантастическое) животное и придумайте к нему несуществующее название».

Название записывается под рисунком. На листе указывается также фамилия (шифр) испытуемого.

Интерпретация.

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ.

Каждый листок имеет верх, низ, левую и правую половины, се­редину. Когда рисунок помещен в середине, то это свидетельствует о том, что человек не стремится к изменению себя в этом жизнен­ном пространстве, в котором он находится, оно его устраивает.

Если испытуемый нарисовал животное вверху листа, это значит, что его не устраивает положение, которое он занимает в настоящий момент жизни. И чем выше ушел рисунок, тем сильнее выражено у обследуемого недовольство своим положением.

Если рисунок расположен внизу (ниже средней горизонтальной линии), то это означает, что испытуемый хочет закрыться, спрятать­ся, ощущая собственные недостатки; у него, как правило, отсутству­ет или слабо выражена тенденция к самоутверждению.

РАЗМЕР РИСУНКА.

Средний размер рисунка равен 4-5 см. Но если рисунок зна­чительно больше, то это свидетельствует о стремлении человека к самораспространению. Люди с выраженными психопатически­ми тенденциями рисуют, как правило, громадные рисунки.

Мелкий рисунок говорит о том, что данный человек не уверен в себе, робок, подавлен, зажат. Микрорисунки, размером 2-3 мм, когда даже форма животного теряется, как правило, принадлежат людям со склонностью к шизофрении.

ВИД ЖИВОТНОГО.

По внешнему виду нарисованные животные делятся на три вида:

A) крупные, сильные, например, нарисован хищник с когтями или оскаленной пастью – их называют угрожающими;

Б) средние по размерам, или нейтральные, например нечто, похожее на белку или кошку;

B) маленькое, слабое, немощное животное или угрожаемое, например, стрекоза, бабочка.

В зависимости оттого, какое именно животное будет нарисо­вано – угрожающее, нейтральное или угрожаемое, – сразу вид­но, как чувствует себя человек в этом мире. Фактически такой рисунок является автопортретом индивида.

СМЕЩЕНИЕ РИСУНКА ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО от вертикальной линии, делящей лист пополам.

У каждого рисунка есть так называемая несущая смысловая часть, чаще всего ею является голова. Если голова повернута вле­во от середины, то это означает, что индивид не осуществил свои планы и мысли, размещение несущей смысловой части в левой половине листа есть проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении.

Если голова (или то, что заменяет ее на рисунке) повернута вправо, то это признак человека действия. Правая рука – орудие действия, левая – средство защиты внутренней жизни от посяга­тельства извне.

Некоторые испытуемые рисуют голову фас и в середине. Та­кой рисунок, как правило, свидетельствует о развитом эгоцент­ризме испытуемого.

ХАРАКТЕР ОПОРЫ ДЛЯ ТЕЛА ЖИВОТНОГО.

Испытуемые рисуют разную опору: ноги, постамент и пр. Если тело животного поставлено на крепкие, стройные ноги, это озна­чает, что испытуемый строит свои выводы на основательных, хо­рошо проверенных данных и уверен в истинности этих оснований.

Если у фигуры нарисованы слабые ноги, например типа кури­ных или мушиных лапок, то это свидетельствует о том, что чело­век не уверен в тех сведениях, которые служат основой для его размышлений и выводов, держится на ощупь, не всегда рациона­лен, затрудняется в принятии решений, отличается повышенным самоконтролем.

Если ноги у фигуры состоят из сочленений, то это является признаком затрудненных логических построений: трудность при­нятия решений, если нет достаточных и ясных оснований для этих решений; рассуждения отличаются повышенным контролем, час­тыми перепроверками выводов.

Если ноги (или лапы) на рисунке не соединены друг с другом, то это означает, что для испытуемого характерна случайная ори­ентировка, его рассуждения носят аффективный, эмоциональный поверхностный характер.

Если нарисованы прямые крепкие или параллельно друг другу и одинаковой формы ноги, то это показатель того, что рассужде­ния испытуемого конформны, общеприняты, тривиальны.

Если нарисованы ноги разные, не похожие друг на друга, то это означает выраженные неконформность, своеобразие, яркость мышления испытуемого.

Если ноги нарисованы в виде постамента, то значит, что испы­туемый является ригидным человеком, ни в чем не сомневающим­ся, более того, пытающимся навязать свою волю и мнение дру­гим людям.

Если ног на рисунке не видно, животное лежит на брюхе, значит, испытуемый уверенный, спокойный, никому не навязывающий свои решения и взгляды, свои выводы. В данном контексте уверенность и спокойствие рассматриваются не как черта характера, а как осо­бенность логических построений рассуждающего.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТАЛЕЙ, которыми очерчена фигура. В нор­ме человек рисует, как правило, столько деталей, сколько необ­ходимо для однозначного прочтения рисунка, не больше. А имен­но: голова, туловище, хвост, ноги и т.п.

При наличии некоторого своеобразия психики рисунок характе­ризуется либо обилием деталей (чешуя, шерсть, всякие отростки, выросты в самом неожиданном месте и пр.), либо, наоборот, чрез­мерной скупостью, когда намечен только контур, не более.

Так, астеничные люди рисуют только контур, впечатление та­кое, будто им не хватает энергии, чтобы нарисовать хотя бы ми­нимум деталей.

При высоком показателе энергии испытуемого рисунок изо­билует множеством деталей, весь рисунок заполнен ими, элемен­тов излишне много.

Имеет значение также сам характер деталей. Чем свободнее комбинация деталей рисунка, чем неожиданней их сочетание, тем больше творческих возможностей у данного испытуемого.

Некоторые люди рисуют только овал с точкой, обозначающей, вероятно, глаз животного. Как правило, это закрытые, замкнутые люди.

О наличии агрессии у испытуемого свидетельствует наличие на рисунке ОСТРЫХ УГЛОВ: рога в виде острых углов, чешуя и т.п.

Рисунок с мягкими очертаниями без острых углов говорит о том, что у испытуемого в данный момент нет агрессии. Если много острых углов, надо определить, куда они направлены.

Если острые углы сосредоточены на голове (зубы, рога), то это признак наличия у испытуемого защитной агрессии на случай на­падения: острые губы и нос животного свидетельствуют о выра­женной у испытуемого защитной агрессии в вербальной и грубой форме; если во рту животного на рисунке нет острых углов, а толь­ко рога на голове, это показатель присущей испытуемому вербаль­ной агрессии нападающего задиристого характера.

Если острые углы нарисованы прямо по туловищу, т.е. внутри фигуры, то это означает, что у данного испытуемого достаточный запас агрессии и готовности ее проявить.

Если агрессивные линии, то есть острые углы, нарисованы так, что они обращены в правую сторону листка, то это значит, что у данного испытуемого агрессия появляется и проявляется во взаимодействии с другими, вне взаимодействия агрессии нет. Такими деталями яв­ляются, например, нога с острым копытом на правой стороне и т.д.

Если острые углы нарисованы внизу и направлены вниз, то аг­рессия относится к оценкам, которые выносятся испытуемым, у него всегда есть готовность осудить другого, найти недостатки, оценить чуть ли не любого плохо, подумать о другом человеке плохо.

Если острые углы нарисованы на спине и направлены вверх, то агрессия испытуемого направлена против сильных, стоящих «вверху», против тех, кто имеет власть над испытуемым, может принудить его, запретить что-либо, имеет возможность ему по­мешать. В этом случае агрессия может быть как защитной, так и нападающей.

Если для изображения кожного покрова, например меха, шер­сти, используются мелкие легкие линии, то это является свиде­тельством тревоги. Стремления отретушировать весь рисунок так, что не остается чистого места на рисунке, тоже свидетельствует о наличии тревоги у испытуемого.

Глаза или глаз с хорошо прорисованной радужкой – признак наличия страха у испытуемого. Свой страх человек изображает на рисунке несуществующего животного в виде открытых глаз. Если глаз на рисунке закрыт и к тому же нарисованы ресницы, это оз­начает, что у испытуемого страха нет.

ВЕРХНЯЯ ЛИНИЯ РИСУНКА

У рисунка всегда есть воображаемая верхняя линия. Здесь имеет значение, что именно поднимается над ней: функциональные части (уши, рога, крылья, лапы) на спине или украшающие животное перья на спине, бантики, ленты (даже рисуют цветы). Если провести пунктиром эту воображаемую линию и окажется, что над ней выступают не функциональные части, то это признак демонстративной личности испытуемого. Чем выше все эти бан­тики и т.п., тем более выражен демонстратизм у данного испыту­емого. Сюда не относится манера рисовать животных в одежде: штанах, валенках, шляпе, перчатках и т.п. Это скорее свидетель­ствует об инфантильности испытуемого.

ОСОБЕННОСТИ ПРОРИСОВКИ УШЕЙ, НОСА, РТА Хорошо прорисованные уши животного – признак того, что че­ловек хочет быть хорошо информированным относительно того, как к нему относятся окружающие. Данный индивид сильно зависит от окружающих, постоянно имеет в виду, что они скажут или поду­мают.

Хорошо прорисованные губы свидетельствуют о чувственнос­ти либо о склонности к разговорчивости, особенно при нарисо­ванном открытом рте с зубками. Это означает, что испытуемый любит не просто много поговорить, но и посплетничать.

Если рот нарисован в виде сплошной линии, когда нет ни зубов, ни губ, то это признак человека молчаливого, затрудненно реагиру­ющего на ситуации, требующие его участия в контактах с людьми.

Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем более выражена у данного испытуемого инфантильность.

Бывают рисунки с вмонтированными в изображение животно­го механическими частями (лампочки, рукоятки, проволоки, дви­жущие механизмы и т.п.), это признак склонности испытуемого к шизоидности.

ХАРАКТЕР ЛИНИИ

В норме – линия рисунка сплошная, без прерывистости, без повторяющихся частей. Прерывистая линия рисунка свидетельствует о наличии невротичности у испытуемого. Если линия вдобавок еще и как бы мохнатая, то это свидетельствует о выраженной невротич­ности испытуемого, беспокойстве, готовности к страху.

Если линии нахлестываются друг на друга, образуя нечто вро­де уголков, то это признак легкого возникновения напряженности испытуемого. Если в местах соединения, например головы с ту­ловищем или хвоста с туловищем, линии разорваны и как бы ви­сят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта под­вержена дезорганизации со стороны эмоций – при волнении эф­фективность его деятельности резко снижается.

НАЖИМ ЛИНИИ.

Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность испытуемого. Иногда настолько сильный нажим, что карандаш продавливает бумагу, рвет ее, это свидетельство очень высокого тонуса мышц руки испытуемого.

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка. В таком случае надо обратить внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части – зна­чит, именно здесь и кроется источник тревожности.

Легкие паутинообразные линии – признак астении, утомле­ния, депрессии испытуемого.

Если линии как бы падают вниз, например, во время рисова­ния ног животного, то это признак депрессии. Об этом же свиде­тельствует опущенный вниз хвост животного. Но чтобы это уви­деть, надо наблюдать за процессом рисования испытуемого.

Если ноги или хвост животного рисуется линиями, направленны­ми вверх, это является показателем высокой энергии испытуемого. Линии вниз и сильным нажимом – показатель наличия у ис­пытуемого депрессии напряжения. Подчеркивание на рисунке гениталий животного – свидетельство неразрешенной сексуаль­ной проблемы испытуемого.

Некоторые испытуемые много внимания уделяют изображению фона – рисуют траву, речку, пейзаж, что истолковывается двояко: с одной стороны, повышенное любопытство, выраженный интерес, страсть к новизне; с другой стороны, это может свидетельствовать о гиперкомпенсации, когда выход в мир затруднен неумением кон­тактировать или другими проблемами и выходить в этот мир не хо­чется, тогда испытуемый изображает этот самый мир в виде рисунка. Если нарисован хвост, надо обратить внимание на то, куда он направлен: вверх, вниз, направо, налево. Если хвост трубой и впра­во вверх, значит человек доволен собой и своей деятельностью. Если хвост вниз и направо, то это признак сожаления испытуемо­го о том, что что-то сделал не так, как надо.

Если хвост (или хвосты) направлен влево, это признак оценки испытуемым собственных возможностей и способностей: вверх и влево – высокая самооценка, вниз и влево – низкая.

 

 

НАЗВАНИЕ РИСУНКА.

У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены об­щим названием «свинорыба», «слонобегемот», «летающий заяц» и т.п. Есть названия типа «оть-оть-оть», «та-то-тя», «му-зю-ля» и т.п. Эти повторяющиеся слоги или похожие на имена названия животных говорят об инфантильности и отсутствии самоконтроля у ис­пытуемого.

Очень длинные названия, иногда в целую строку, например «эпоминосандроверихбог», свидетельствуют об усложненности мышления, педантизме испытуемого.

Иногда придумывают наукообразные названия с латинскими окончаниями: «запятрус», «кринкулюс» и т.п. – это показатель демонстративных личностей, которые показывают своим назва­нием свои внутренние возможности, свою образованность.

Есть названия, в которых прослеживается тенденция к эсте­тической оценке составляющих его звуков; например, «золиана», что свидетельствует о выраженной эстетической мерке испытуе­мого, с которой он подходит ко всему.

 

3 методика.

Определение типа акцентуации характера.

Б.С. Волков в учебном пособии «Психология подростка» дает характеристику подростков с разными типами акцен­туации характера и рекомендации по взаимодействию с ними:

Причины отклонения в развитии.

1. Акселерация физического развития подростка, которая при­вела к большому разрыву между ранним физическим созревани­ем и социальной незрелостью.

2. Развитие общества, связанное с научно-технической рево­люцией:

♦ «информационный взрыв»;

♦ широкое использование технических средств, компьютери­зация;

♦ модернизация обучающих программ;

♦ рост коммуникаций и др.

3. Неправильное воспитание:

♦ отклонение в поведении – в основном – в ответ на лише­ние ребенка возможностей удовлетворения каких-то его по­требностей.

Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста существенно отличается от кризиса младших возрастов. Кризис подросткового возраста является самым острым и самым длительным. Остро переживают конфликты между своими желаниями и возможно­стью их удовлетворения.

   Типичные личностные реакции:

активный протест («оппозиция»);

♦ стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);

♦ добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);

♦ стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);

♦ группирование со сверстниками («группирование»);

♦ реакция, связанная с половым влечением, и т.д.

Эти особенности подростка являются нормальными, но при неблагоприятных условиях могут перерастать в патологические и вести к разным формам отклоняющегося поведения:

♦ различные проступки (брань, хулиганства, кражи и т.д.);

♦ побеги из дома, бродяжничество;

♦ пьянство, наркомания, ранняя сексуальная жизнь;

♦ суицидные поступки и другие аномалии, личные расстройства.

Понятие «акцентуация характера» введено К. Леонгардом, как чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопа­тиями. Акцентуация характера отличается от последних отсутстви­ем проявления свойственной психопатии триады признаков: стабильности характера во времени, тональности его проявлений во всех ситуациях, социогенной безадаптации. «Заострение» может проявляться в поведении, мышлении, речи, общении и т.д.

Учение об акцентуации характера подростка разрабатывается школой А.Е. Личко, который под акцентуацией понимает крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмер­но усилены, а другие – ослаблены и являются наиболее уязвимыми к воздействию психогенных факторов. Акцентуации развиваются впериод становления характера и сглаживаются с взрослением.

Типы акцентуаций:

I. Гипертимный тип. Подростков гипертимного типа отлича­ет большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоя­тельность.

Главная черта – приподнятое хорошее настроение сочетает­ся с хорошим самочувствием и высоким жизненным тонусом.

Гипертимные подростки не любят одиночества, тянутся в ком­панию сверстников:

♦ стремятся к лидерству (вожак, заводила);

♦ незлопамятны, отходчивы (быстро мирятся);

♦ неразборчивы в выборе знакомств (могут попасть в сомнительную компанию);

♦ в общении не испытывают робости;

♦ тянутся к приключениям, риску. При хороших способностях успеваемость может быть неровной:

♦ из-за неусидчивости, невнимания, отвлекаемости;

♦ из-за неаккуратности, недисциплинированности.

Подростки гипертимного типа не могут выполнять работу тща­тельно, кропотливо; не любят монотонной деятельности. Их тяго­тит однообразная обстановка, вынужденное безделье.

Их увлечения очень разнообразны и непостоянны. В ситуациях, где требуются быстрота, смелость, находчивость, и в обстановке трудового подъема подростки бывают на высоте.

Гипертимные подростки негодуют при:

♦ противодействии со стороны окружающих;

♦ крутом подавлении желаний и намерений;

♦ строго регламентированном дисциплинарном режиме;

♦ лишении общения, широких контактов со сверстниками;

♦ отсутствии возможностей, применении их с большей энергией.

К конфликту ведут:

♦ мелочный контроль;

♦ многочисленные наставления, нравоучения;

♦ «проработка» на собраниях.

В результате:

♦ усиление борьбы за самостоятельность;

♦ непослушание;

♦ нарушение правил поведения.

Слабые места:

♦ непереносимость однообразной обстановки;

♦ монотонность труда;

♦ изоляция от сверстников;

♦ ситуации безделья.

Психологическая защита:

жажда новой деятельности на новом месте, среди новых людей.

II. Циклоидный тип. Два варианта: типичные и лабильные.

Для типичных циклоидов характерно чередование повышен­ного и пониженного настроения (1-2 недели). Периоды подъема бывают реже и не так ярки, как периоды субдепрессии.

При повышении настроения –приближаются к гипертимному типу (стремятся в коллектив, претендуют на роль лидера).

При понижении настроения (субдепрессивная фаза) – ко всему утрачивается интерес, появляется вялость.

Подростки избегают компании, становятся вялыми домоседами.

Неудачи и неприятности тяжело переживаются (замечания и упреки, обвинения усугубляют депрессивное состояние).

Возникает мысль о собственной неполноценности и ненужно­сти (может быть мысль о самоубийстве).

Плохо переносится крутая ломка стереотипов жизни (переезд, смена учебного заведения и т.д.).

У лабильных циклоидов фазы короче, 2-3 хороших дня сме­няются несколькими «плохими». «Плохие дни» больше отмечены дурным настроением, вялостью.

В пределах одного периода возможны короткие перемены на­строения, вызванные соответствующими событиями и известиями.

У типичных и лабильных циклоидов реакция группирования со сверстниками усиливается в периоды подъема.

Увлечения таких подростков отличаются жестокостью. В пери­оды подъема подростки могут обнаруживать склонность к алко­голизации в компаниях.

Лабильную форму акцентуации характера не следует путать с лабильным типом акцентуации.

III. Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения. С одной стороны – слишком резкая смена от незначительных пово­дов: кем-то нелестно сказано слово, неприветливый взгляд слу­чайного собеседника. С другой стороны – мимолетный компли­мент поднимает настроение, отвлекает от неприятностей. Например, при откровенной беседе учителя с подростком, когда речь идет о различных сторонах его жизни, можно наблюдать и моменты радостной улыбки, и состояние накатывающихся слез.

От настроения данного момента (от радостного до унылого) зависят самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

Взрослому необходимо учитывать: подростки лабильного типа имеют очень большие потребности в сопереживании.

Хорошо себя чувствуют подростки, когда взрослый к ним рас­положен, и незамедлительно отвечают ему тем же.

Поощрения доставляют им большую радость. Похвала повышает активность, работоспособность. Свой­ственна преданность дружбе. На роль лидера не претендуют. Довольствуются положением любимца, которого опекают товарищи.

Тяжело переживают эмоциональные отвержения значимых лиц. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должно сказываться плохое настроение учи­теля, его раздражительность.

IV. Астено-невротический тип. С детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, пугливость, плаксивость. В подростковом возрасте разворачивается астено-невротическая акцентуация.

Главные черты: повышенная утомляемость, раздражитель­ность и склонность к ипохондрии (фиксации на своем здоровье).

Повышенная утомляемость:

особенно при умственных занятиях и в условиях соревно­ваний;

♦ аффективные вспышки по ничтожному поводу.

Большая раздражительность:

♦ легко перекладывает свои трудности на окружающих, по­рой случайно попавшихся под «горячую» руку.

Поводом для вспышек является нарастание утомления, а не переживаемое настроение (у лабильного типа) и не встречаемое противодействие (у гипертимного типа).

 

Фиксация на своем здоровье (ипохондрия):

♦ внимательно прислушивается к своим телесным ощущени­ям, охотно лечится;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.16 с.)