Аудит собственных средств, уставного капитала, нераспределенной прибыли, расчетов с учредителями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит собственных средств, уставного капитала, нераспределенной прибыли, расчетов с учредителями.



Целью проверки формирования уставного капитала является формирование мнения относительно соответствия учредительных документов предприятия действующему законодательству в части правильности формирования и изменения его уставного капитала. Источники информации для проверки те же, что и при аудите уставных документов. Формально эти два объекта проверяются параллельно. Для проверки правильности формирования уставного капитала также необходимо проанализировать документы, подтверждающие права на объекты недвижимости и земельные участки, вносимые учредителями в качестве вклада в уставный капитал.

План и программа проверки. Необходимо выяснить, кто является учредителями предприятия, размер уставного капитала и доли каждого учредителя, порядок распределения чистой прибыли предприятия и выплаты дивидендов. Для достижения цели аудита формирования уставного капитала необходимо решить следующие задачи: проверка порядка формирования уставного (складочного) капитала; изучение структуры уставного капитала.

При проверке необходимо обратить внимание на отношение уставного капитала к величине чистых активов. Если чистые активы меньше уставного капитала, то аудиторы могут порекомендовать уменьшение уставного капитала до величины чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала, установленного законодательством, то аудиторская организация не вправе подтвердить в отношении такого предприятия применимость принципа действующего предприятия.

Обобщение результатов проверки осуществляется исходя из целей и задач по проверке данного раздела в рабочих документах, где может быть отражена следующая информация: 1) соответствует ли кредитовый остаток по счету 80 заявленной в учредительных документах сумме уставного капитала; 2) полностью ли внесли учредители свои доли; 3) обоснованно ли произошло увеличение (уменьшение) уставного капитала; 4) имеются ли в наличии подтверждающие документы по финансово-хозяйственным операциям; не ведется ли деятельность без лицензии и т. п. Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке организации учета и выплат дивидендов, а также правильности начисления и своевременности выплаты налогов и иных обязательных платежей по ним.

Обобщение результатов проверки осуществляется исходя из целей и задач по проверке данного раздела в рабочих документах.

 

Аудит кредитов и займов.

Аудит связан с проверкой по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При этом следует изучить следующее:

- соблюдение «правила финансирования» (соотношение собственных и заемных средств не должно превышать 60: 40). В результате предприятия могут иметь достаточные средства для погашения всех кредитов в случае необходимости. Данное соотношение может колебаться не только в зависимости от размера предприятия, но и от отрасли, в которой функционирует фирма. Можно еще отметить, что чем крупнее предприятие, тем выше у него доля привлеченных средств;

- возможность предприятия погасить кредиты и займы в срок (с помощью коэффициента ликвидности);

- правильность отнесения полученных кредитов к краткосрочным и долгосрочным;

- наличие и правильность заполнения всех реквизитов кредитного договора: объект кредитования, срок кредита, условия и порядок его выдачи и погашения, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, обязательства, права, ответственности сторон, периодичность предоставления документов в банк;

- цели фактического использования кредита и их соответствие условиям договора (нецелевое использование заемных средств может повлечь за собой санкции);

- отражение предприятием вместе с остатками не погашенных кредитов причитающихся банкам процентов (для этого можно использовать как данные баланса, так и приказ об учетной политике предприятия);

- порядок получения займов и реализации (выпусков) краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг. Аудитору также следует установить разницу между рыночной и номинальной стоимостью ценных бумаг, так как это оказывает влияние на платежеспособность предприятия;

- ведения аналитического учета по заимодавцам и срокам погашения кредита;

- законность и обоснованность выдачи ссуд на индивидуальное жилищное строительство и др.;

- законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов) и порядок их погашения.

Аудитор также проверяет правильность проводок.

Типичные ошибки при аудите кредитов и займов

Первый вид нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения.

1. Отсутствие кредитного договора или договора займа.

2. Отсутствие выписок банка с судного счета.

3. Отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита.

4. Отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам.

5. Отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору, изменяющих процентную ставку по кредиту, сроки возврата кредита, другие условия кредитного договора или договора займа.

Второй вид нарушений связан с нарушением принципов формирования расходов.

1. Неправильное отнесение затрат по полученным займам и кредитам к отчетным периодам (затраты должны признаваться текущими расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая включается в фактическую себестоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей).

2. Неправильное отражение процентов по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете (затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, т. е. отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы»).

3. Неправильное отражение процентов по полученным займам и кредитам, в случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты МПЗ, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты. (Расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика МПЗ и иных ценностей, выполнении работ, дальнейшее начисление процентов и осуществлении других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке - с отнесением на операционные расходы организации-заемщика).

Третий вид нарушений связан с несоблюдением принципов оценки имущества.

1. Включение в инвентарную стоимость объектов ОС, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели после принятия этих объектов на учет. Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в первоначальную стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации (кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизационного актива не предусмотрено. Проценты, связанные с приобретением таких инвестиционных активов, относятся на текущие расходы организации).

2. Включение в стоимость ценных бумаг процентов по кредитам и займам, полученным для приобретения ценных бумаг, после принятия их к учету.

Четвертый вид нарушений связан с включением в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть включены в них.

1. Включение в налоговые расходы начисленных по кредиту или займу процентов за пользование заемными средствами, но фактически на конец отчетного периода и уплаченных банку (при кассовом методе).

2. Включение в налоговые расходы затрат на оплату процентов по кредитам и займам, превышающим:

а) сумму процентов, рассчитанных по ставке процентов, предусмотренной договором кредита или займа;

б) сумму процентов, рассчитанных исходя из срока действия договора кредита или займа, когда фактически кредит или заем превышает сумму процентов от фактически полученной суммы кредита.

3. Невключение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, полученным на инвестиционную и финансовую деятельность

Пятый вид нарушений связан с нарушением принципов формирования финансовых результатов.

1. Отнесение на собственные источники средств предприятия процентов по кредитам и займам сверх норматива, установленного гл. 25 НК РФ.

2. Отнесение на собственные источники средств предприятия процентов по кредитам и займам, полученным в иностранной валюте по ставке, превышающей 15 % (ст. 269 НК РФ).

 

Аудит забалансовых счетов.

Целью аудиторской проверки состояния забалансового учета является подтверждение достоверности и своевременности отражения операций на забалансовых счетах.

Информационной базой для проверки состояния забалансового учёта являются:

1. нормативные документы, регулирующие вопросы, связанные с учётом операций на забалансовых счетах;

2. договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учёте операций на забалансовых счетах. К ним относятся: договоры комиссии, договоры на переработку сырья, договоры аренды, договоры залога и задатка; сохранённые расписки, акты приёмки-передачи ценностей, накладные; бланки документов строгой отчётности, бланки ценных бумаг, трудовые книжки, бланки авиабилетов и др.; инвентаризационные описи;

3. бухгалтерская отчётность и регистры накопительного учёта по отражению операций забалансового учёта.

Информация о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах отражается справочно в форме №1 «Бухгалтерский баланс» и приложении к бухгалтерскому балансу в форме №5 в разделе «Обеспечения». В форме № 5 приводится расшифровка обеспечений полученных и выданных, в том числе векселя, а также имущества, находящегося в залоге и переданного в залог, в том числе объектов основных средств, ценных бумаг, прочего имущества.

Регистры накопительного учёта могут быть представлены в виде ведомостей или книг, например, книга учёта бланков строгой отчётности и книга учёта бланков ценных бумаг.

Регистры забалансового учёта представляют собой накопительные ведомости с графой «Приход», отражающей поступление, принятие на учёт забалансовых ценностей, и графой «Расход», в которую заносятся данные о выбытии, списании забалансовых ценностей.

План и программа проверки. В ходе аудиторской проверки должны быть проверены все операции, связанные с поступлением и списанием с забалансовых счетов (которые предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в распоряжении организации), выполнение условных прав и обязательств, а также произведен контроль за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет объектов ведется в простой системе (т.е. не применяется правило двойной записи).

Проверка учета арендованных основных средств. Счет 001 «Арендованные основные средства». При проверке учета арендованных ОС необходимо подтвердить достоверность отражения операций по счету 001.

Проверка учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку, и товаров на комиссию. При проверке учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку, и товаров на комиссию необходимо подтвердить достоверность отражения операций по счетам 002, 003, 004.

Проверка других объектов забалансового учета. К другим объектам забалансового учета относятся: оборудование, принятое для монтажа; бланки строгой отчетности; списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; обеспечения обязательств и платежей полученные; обеспечения обязательств и платежей выданные; износ основных средств; основные средства, сданные в аренду. Информация о данных объектах учета отражается соответственно на счетах 005, 006, 007, 008, 009, 010, 011.

Наиболее распространёнными ошибками, с которыми может столкнуться аудитор при проведении проверок учёта на забалансовых счетах, являются следующие: отсутствует учёт на забалансовых счетах; отсутствует первичная документация по операциям, отражаемым на забалансовых счетах; отсутствуют регистры накопительного учёта; не проводятся инвентаризаций забалансовых ценностей.

Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочем документе аудитора. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендации аудитора по устранению нарушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.013 с.)