Формирование миссии организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование миссии организации



Формирование целей организации начинается с определения ее миссии, которая выражает философию и смысл существования организации. Миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации и дающее представление о ее сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы.

Точно сформулированная миссия проясняет, чем является организация и какой она стремится быть, в чем ее отличие от подобных субъектов. Формулировка миссии организации включает в себя следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий, т.е. какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, определяющая рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации, т.е. какого типа рабочий климат существует внутри фирмы, и какого типа людей привлекает этот климат?

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности, что приводило бы к разбросу усилий всей организации.

Примеры формулирования миссии:

Консалтинговая фирма: «Наша цель - решение ваших проблем посредством повышения эффективности управления, экономического анализа, бухгалтерского учета, квалификации вашего персонала».

Банк: «Активное содействие развитию предпринимательства путем предоставления широкого спектра банковских услуг и высокого качества обслуживания клиентов».

Организация по разработке оборудования и технологий: «Развитие технического потенциала клиентов путем поддержания высокого качества разработок, обеспечивающих высокую производительность труда, культуру производства и сохранение окружающей среды».

Миссия формируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей и задач организации.

 

26. Управление целями организации и их содержание

 

Управление по целям (МВО) – это процесс согласования целей внутри организации т.о., чтобы руководство компаний и ее сотрудники разделяли цели и понимали, что они означают для организации (Питер Друкер, «Практика менеджмента»).

Суть управления по целям заключается в кооперативном процессе определения целей, выбора направления действий и принятия решений. Важной частью здесь является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов.

Вовлечение сотрудников в процесс постановки целей и определения направлений действий, необходимых для их достижения, повышает мотивацию исполнителей на выполнение их обязанностей.

В начале определенного периода времени подразделениям и сотрудникам корпорации устанавливаются цели, от достижения которых, в частности, может зависеть переменная часть ЗП. Эти цели должны отвечать 5 условиям: конкретность, измеримость, достижимость, соответствие служебным обязанностям, четкие сроки выполнения, совместимость, гибкость.

 

Процесс установления целей

Процесс установления целей в организации включает четыре
этапа:

· Выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в
окружении;

· Установление целей для организации в целом (главной цели);

· Построение иерархии целей;

· Установление индивидуальных целей.

На первом этапе изучается сложившееся и прогнозируемое состояние среды, что позволяет руководству сформулировать цели с учетом возможных ситуационных изменений, т.е. обеспечить их гибкость.

На втором этапе определяется, какие из характеристик организации следует взять за основу. Выбираются показатели оценки величины целей и система критериев для их установления. Последние обычно вытекают из миссии организации и результатов анализа среды. Учитывается, насколько достижение цели на предыдущем этапе способствовало выполнению миссии организации. Решение о выборе цели всегда зависит от имеющихся ресурсов.

На третьем этапе осуществляется построение иерархии целей организации с таким расчетом, чтобы достижение целей отдельными подразделениями обеспечивало достижение целей более высокого уровня и, конечно, главой цели организации. Иерархия строится как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

На четвертом этапе иерархии целей доводится до каждого уровня организации и каждого работника.

 

Формирование «Дерева целей»

В любой крупной организации, имеющей несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня, поскольку первые всегда имеют более широкое содержание, а вторые являются средствами их достижения.

Для отражения иерархии целей применяется метод «дерево целей» (рисунок 3.2.). Количество уровней зависит от масштаба и сложности поставленных целей, структуры организации, иерархии ее менеджмента.

При формировании дерева целей действуют следующие правила:

· Главная цель должна содержать описание конечного результата;

· Реализация подцелей каждого нижестоящего уровня является необходимыми и достаточным условием достижения цели соответствующего вышестоящего уровня;

· Подцели одного уровня должны быть независимыми друг от друга и не выводимы друг из друга;

· При формировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;

· Фундаментом дерева целей должны быть задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки. 


Рисунок 3.2 - Пример дерева целей

 

29. Содержание функции планирования

Планирование предполагает рассмотрение предыдущего развития, анализ ситуации и постановку реальных задач на будущее, т.е. планирование - это выбор целей и составление плана действий по их достижению.

 

30. Принципы планирования

Любой план должен удовлетворять следующим основным принципам:

-быть экономически обоснованным и рациональным (обеспечивать достижение целей с наименьшими затратами времени, финансов и других ресурсов);

-опираться на реальные возможности того, для кого он предназначен (организации, группы или отдельного лица);

-быть достаточно гибким, чтобы в процессе реализации можно было по мере необходимости вносить в него изменения без ущерба для достижения поставленной цели.

Чтоб реально воздействовать на поведение людей, показатели планов должны быть напряженными, но достижимыми. Реальные показатели мотивируют людей, а нереальные (слишком завышенные или заниженные) расхолаживают, вызывают неприязнь и отрицательно сказываются на результате работы.

 

31. Сущность и функции стратегического планирования

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Сам процесс стратегического планирования можно назвать инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

В рамках процесса стратегического планирования можно выделить четыре вида управленческой деятельности:

1. Распределение ресурсов – этот процесс включает в себя распределение ограниченных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие кадры, технологический опыт.

2. Адаптация к внешней среде, т.е. этот процесс охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением.

3. Внутренняя координация – этот процесс включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Стратегический план разрабатывается с точки зрения перспективы всего предприятия высшим руководством, но его реализация предусматривает участие всех уровней управления. Он должен обосновываться фактическими данными и обширными исследованиями, оставаться целостным в течение длительного периода времени, но и быть гибким, чтобы при необходимости внести в его содержание необходимые коррективы. Стратегическое планирование, как правило, дает основу для принятия решений (руководители среднего и низшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь).

В то же время стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Аналогично тому, как автомобиль с усовершенствованным двигателем не сможет двигаться, если он заправлен бензином низкого качества, так и стратегические планы организации могут потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.

Наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия, можно представить в виде схемы.

 

 

Рисунок * - Процесс стратегического планирования

 

32. Роль миссии и постановка целей организации в системе стратегического планирования

Основная общая цель организации обозначается как ее миссия.

Цель вырабатывается для осуществления миссии.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации включает в себя следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий, т.е. какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, определяющая рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации, т.е. какого типа рабочий климат существует внутри фирмы, и какого типа людей привлекает этот климат?

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности, что приводило бы к разбросу усилий всей организации.

Многие считают, что миссия фирмы – получить прибыль. Вместе с тем, прибыль – это внутренняя проблема фирмы. Так как организация является открытой системой, то она выживала только тогда, когда она удовлетворяет свою потребность вне ее самой, т.е. она должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому, чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на 2 вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?».

Хотя миссия представляет большое значении для организации, однако нельзя недооценивать отпечаток, который накладывается на фирму ценностями и целями высшего руководства (ценности формируются на основе опыта, образованием и социально-экономическими усилиями).

На основе общей миссии организации, ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство, формируются цели самой организации. При этом цели должны обладать рядом характеристик:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми (к примеру, повышать зарплату сотрудников на 10 % в год). Т.о., выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

2. Конкретный горизонт прогнозирования или ориентация целей во времени. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

3. Цель должна быть достижимой. Если устанавливаются цели, которые превышают возможности организации из-за недостаточности ресурсов или внешних факторов, то это может привести к самым отрицательным последствиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.023 с.)