Консультирование родителей по поводу сложностей взаимоотношений с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование родителей по поводу сложностей взаимоотношений с детьми



Запросы родителей имеют несколько основных направлений.

1. проблемы, связанные с воспитанием детей.

2. проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей.

3. интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о его профессиональном самоопределении.

4. личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.

В целом в консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:

1.  Усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

2. Работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

 

19. Методы совместной деятельности ДОУ и семьи.

  В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов. В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

ü вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

ü постановка дискуссионных вопросов;

ü предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

ü приведение примеров;

ü использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

ü анализ педагогических ситуаций;

ü анализ собственной воспитательной деятельности;

ü решение педагогических задач;

ü метод домашних заданий;

ü игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

 

20. Профессиональное общение воспитателя с сотрудниками ДОУ по взаимодействию с семьей. Задачи работы дошкольного  учреждения  с родителями: педагогическое просвещение родителей; изучение условий жизни и воспитания в семье,  выявление лучшего опыта семейного воспитания, ознакомление родителей жизнью и работой дошкольного учреждения; установление единства в воспитании детей. Условиями успешной работы ДОУ, домашнего педагога и семьи является необходимость таких форм отношений, в которых оказывается взаимодополняющее, взаимообогащающее влияние семейного и общественного воспитания на воспитание ребенка. Такими формами отношений являются сотрудничество и взаимодействие. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. В основе вза­имодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодей­ствия определяют направляющую роль дошкольного учреж­дения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе сто­роны осознают необходимость целенаправленного воздей­ствия на ребенка и доверяют друг другу. Т.е. родители и педагоги строят свои отношения на психологии доверия. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Решение задач сотрудничества требует, чтобы пе­дагоги участвовали в психолого-педагогическом просвеще­нии родителей; изучали семьи, их воспитательные возмож­ности; вовлекали родителей в образовательную работу дет­ского сада.

 

21. Дайте определение конфликта. Раскройте структуру конфликта и дайте характеристику составляющих структурных компонентов.

Конфликт (столкновение) — это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Структурные элементы конфликта - п од структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия является:

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект – Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. И ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладение которой возникает конфликт, и является его объектом. Как объект конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

 

22. Дайте определение конфликта, раскройте этапы конфликта и покажите вероятность разрешения конфликтов на каждом из этапов.

Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом. Конфликт — сложное социальное явление.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Рассмотрим здесь наиболее общепринятую систематику.

Предконфликтная ситуация.

Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт.

Инцидент.

Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий.

Третья стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.

Кульминация. Эта стадия наступает тогда, когда накал конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям). Кульминация - это верхняя точка конфликта

Разрешение конфликта. На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника.

Переговоры. Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие.

Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений.

 

23. Дайте определение конфликта. Пути разрешения конфликта в зависимости от стратегии поведения конфликте.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Пути разрешения и стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения:

Избегание - это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Приспособление - это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Соперничество или конкуренция - отличается сильной личной вовле­чённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: «Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации.

Сотрудничество - это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

 

24. Классификация и причины семейных конфликтов.

Под семейным конфликтом здесь будем понимать осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.

Семейный конфликт – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

Все семьи с точки зрения уровня конфликтности разделяются на три основные группы:

ü Стабильные семьи, т.е. справляющиеся с семейными конфликтами;

ü Проблемные семьи, т.е. частично справляющиеся, в которых периоды относительной стабильности сменяются периодами конфликтного взаимодействия;

ü Нестабильные семьи, т.е. не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию. В таких семьях периоды конфликтного взаимодействия значительно превышают периоды относительной стабильности.

Основой семейных конфликтов является рассогласование между представлениями членов семьи относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Классификация семейных конфликтов.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято разделять на три классификационные группы по основаниям конфликтного взаимодействия.

1. По субъектам семейные конфликты разделяются на три подгруппы:  Супружеские конфликты; Конфликты между родителями и детьми;  Конфликты между родственниками.

2. По источнику возникновения семейные конфликты разделяются на пять подгрупп:  Ценностные конфликты;  Позиционные конфликты; Сексуальные конфликты; Эмоциональные конфликты; Хозяйственно-экономические конфликты;

3. По поведению конфликтующих сторон различаются две подгруппы:

Открытые конфликты;  Скрытые конфликты.

25. Классификация и причины конфликтов в педагогическом коллективе.

Педагогические конфликты рассматривают не только в соответствии с общепринятой классификацией конфликтов:

ü подлинный, когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяющегося фактора;

ü случайный (или условный), в котором конфликтные отношения возникают в силу случайных, поддающихся изменению обстоятельств, не осознаваемых участниками конфликта.

ü смещенный, где воспринимаемые причины конфликта косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе.

ü неверно приписанный, когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт.

ü скрытый, в котором конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

ü ложный, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений. Педагогические конфликты классифицируются также по направленности и временным характеристикам. По направленности конфликты подразделяются на горизонтальные, возникающие между коллегами в учебном заведении или учащимися одного класса, группы, и вертикальные – в диадах «педагог – учащийся», «администрация – педагог», «педагог – родитель». По временным параметрам конфликты подразделяются на кратковременные, быстротечные, длительные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.037 с.)