Как вы думаете, о чем этот рассказ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как вы думаете, о чем этот рассказ?



Осып Шабдар. Кориш.

(комментированное чтение - урок)

Сценарий мероприятия для младшего и среднего школьного возраста.

Слайд 2.

    Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим об известном марийском писателе. Шабдар Осып (1898-1937) –  один из основоположников марийской литературы. Его перу принадлежат многие стихотворения, рассказы повести.

    Я хочу вам рассказать о детстве писателя.

Слайд 3.

    В пяти километрах от поселка Сернур расположена деревня Лужала. Широкий луг и протекающая посередине его речка делят ее на две части, одна из которых называется Большая Лужала, а другая – Малая Лужала. Здесь 27 марта 1898 года родился Иосиф Архипович Шабдаров (Шабдар Осып - его литературный псевдоним).

    Кызымбай, первым обосновавшийся на месте теперешней деревни Лужала, - основатель рода Шабдаров и многих семей этой деревни.

    Дед Осыпа Шабдара был совершенно слепым. Он ослеп от трахомы. Но сумел стать скорняком, готовил сбруи для лошадей, занимался рукоделием.

    Архип Тимофеевич, отец писателя, также был полуслепым. Ни одна здоровая девушка из хорошей семьи не соглашалась выйти за него замуж. И он женился на девушке-сиротке из деревни Чодыраял нынешнего Куженерского района. Звали ее Мусий Марья (Мария Мусиевна). Это мать писателя. По рассказам, дед по материнской линии был очень умным, рассудительным человеком. Осып  и его сестра Анна Архиповна очень похожи на мать, которая умерла очень рано от воспаления легких в Сернурской больнице.

    В семье Архипа Тимофеевича было четверо детей – три сына: Егор, Матвей, Осып  и дочь Анна. Осып был младшим из сыновей. Когда умерла мать, ему было четыре года. Жили бедно, голодно.

Слайд 4.

    О своем детстве О.Шабдар писал в автобиографии:

Рассказывает ребенок: «…Детство прошло в исключительно тяжелых условиях: питались одной картошкой, коровы в хозяйстве не было – молочное попадало лишь в большие праздники, бегали полуголыми – обшивать и одевать было некому.

… Помню, будучи семилетним мальчиком, бегал в одной грязной рубашке со множеством дырок и стеснялся людей.

… иногда отец, изнуренный тяжелым трудом, после работы угощал «березовой кашей».

В это время моей матерью была природа: летом ходил по лугам, полям, чащам, напевая песни (иногда сочиненные мною), весной очень любил слушать сказки, которые рассказывали старик-сосед и отец».

    Ведущий: Но, несмотря на тяжелую жизнь, была огромная тяга к знаниям. Восьми лет Осып стал посещать Мустаевское земское училище с четырехгодичным обучением, которое окончил за три года.

    Был очень живым, изобретательным, впечатлительным,  с огромной фантазией ребенком. Среди сверстников был вожаком, умел заинтересовать ребят не только новыми играми, которые придумывал сам, но и учением. И ребята, пропускавшие занятия в школе, снова начинали ее посещать.

    Когда Осып учился в школе, отец купил ему красную рубашку и картуз, с которыми он потом долго не расставался. Он был очень опрятным с детских лет.

    После окончания Мустаевской школы Осып поступил учиться в Сернурское двухклассное земское училище. По окончании его он хотел продолжить учебу, но из-за бедности не смог осуществить своей мечты.

    Когда старший брат Егор был взят в царскую армию, на Осыпа легли различные хозяйственные заботы: летом он пахал, бороновал, жал, пастушил; зимой плел лапти, работал у богачей по найму. Однажды почти целую зиму плотничал в Казани. Он был неплохим столяром.

    А в свободные минуты читал, с любовью, упоением. Читал лучшие произведения русских, зарубежных классиков, произведения на родном языке. Каждое воскресенье ходил за книгами в богатую для того времени библиотеку волостной конторы в село Сернур.

    Осып Шабдар обладал многими способностями. Он очень хорошо рисовал. И когда к отцу приходили соседи побеседовать, то незаметно, со стороны набрасывал их портреты. Был очень музыкальным: пел, играл на национальных музыкальных инструментах. Архип Тимофеевич сам играл на гуслях, самодельной скрипке и в детях поощрял увлечение музыкой. Когда дети подросли, отец вместо самодельных музыкальных инструментов покупал им более совершенные гусли и скрипки.  Любимые  мелодии, звучавшие в длинные, зимние вечера  в полутемной избе, уводили их от забот в мир прекрасного, вселяли надежду на лучшее будущее.

    Вот таким было детство Шабдар Осыпа.

 

Слайд 5.

    А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из повести Шабдар Осыпа «Кориш». Но прежде, чем вы услышите отрывок, ответьте на вопрос.

Слайд 6.

Черных, С. Я.

     Осып Шабдар и его традиции [Текст] / С. Я. Черных. – Йошкар–Ола: Марийское книжное издательство,1975. – 176 с.

 

Одар, И.

     Леший [Текст]: повесть / И. Одар, О. Шабдар – Москва: Издательство «Детская литература», 1969. – 96 с.

 

Громова, Н. В.

    «Формат патриотизма: думаем, раскрываем, анализируем»: практикум [Текст] / Н. В. Громова, Г. А. Кузьмина // Ваша библиотека. -  2012. - №39. – С. 24 – 35.

 

 

                                          Составитель: Чемышева Л. И.,

                                                                     зав. детским отделом Сернурской   

                                                                     центральной библиотеки

                                                                                                                      

Осып Шабдар. Кориш.

(комментированное чтение - урок)

Сценарий мероприятия для младшего и среднего школьного возраста.

Слайд 2.

    Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим об известном марийском писателе. Шабдар Осып (1898-1937) –  один из основоположников марийской литературы. Его перу принадлежат многие стихотворения, рассказы повести.

    Я хочу вам рассказать о детстве писателя.

Слайд 3.

    В пяти километрах от поселка Сернур расположена деревня Лужала. Широкий луг и протекающая посередине его речка делят ее на две части, одна из которых называется Большая Лужала, а другая – Малая Лужала. Здесь 27 марта 1898 года родился Иосиф Архипович Шабдаров (Шабдар Осып - его литературный псевдоним).

    Кызымбай, первым обосновавшийся на месте теперешней деревни Лужала, - основатель рода Шабдаров и многих семей этой деревни.

    Дед Осыпа Шабдара был совершенно слепым. Он ослеп от трахомы. Но сумел стать скорняком, готовил сбруи для лошадей, занимался рукоделием.

    Архип Тимофеевич, отец писателя, также был полуслепым. Ни одна здоровая девушка из хорошей семьи не соглашалась выйти за него замуж. И он женился на девушке-сиротке из деревни Чодыраял нынешнего Куженерского района. Звали ее Мусий Марья (Мария Мусиевна). Это мать писателя. По рассказам, дед по материнской линии был очень умным, рассудительным человеком. Осып  и его сестра Анна Архиповна очень похожи на мать, которая умерла очень рано от воспаления легких в Сернурской больнице.

    В семье Архипа Тимофеевича было четверо детей – три сына: Егор, Матвей, Осып  и дочь Анна. Осып был младшим из сыновей. Когда умерла мать, ему было четыре года. Жили бедно, голодно.

Слайд 4.

    О своем детстве О.Шабдар писал в автобиографии:

Рассказывает ребенок: «…Детство прошло в исключительно тяжелых условиях: питались одной картошкой, коровы в хозяйстве не было – молочное попадало лишь в большие праздники, бегали полуголыми – обшивать и одевать было некому.

… Помню, будучи семилетним мальчиком, бегал в одной грязной рубашке со множеством дырок и стеснялся людей.

… иногда отец, изнуренный тяжелым трудом, после работы угощал «березовой кашей».

В это время моей матерью была природа: летом ходил по лугам, полям, чащам, напевая песни (иногда сочиненные мною), весной очень любил слушать сказки, которые рассказывали старик-сосед и отец».

    Ведущий: Но, несмотря на тяжелую жизнь, была огромная тяга к знаниям. Восьми лет Осып стал посещать Мустаевское земское училище с четырехгодичным обучением, которое окончил за три года.

    Был очень живым, изобретательным, впечатлительным,  с огромной фантазией ребенком. Среди сверстников был вожаком, умел заинтересовать ребят не только новыми играми, которые придумывал сам, но и учением. И ребята, пропускавшие занятия в школе, снова начинали ее посещать.

    Когда Осып учился в школе, отец купил ему красную рубашку и картуз, с которыми он потом долго не расставался. Он был очень опрятным с детских лет.

    После окончания Мустаевской школы Осып поступил учиться в Сернурское двухклассное земское училище. По окончании его он хотел продолжить учебу, но из-за бедности не смог осуществить своей мечты.

    Когда старший брат Егор был взят в царскую армию, на Осыпа легли различные хозяйственные заботы: летом он пахал, бороновал, жал, пастушил; зимой плел лапти, работал у богачей по найму. Однажды почти целую зиму плотничал в Казани. Он был неплохим столяром.

    А в свободные минуты читал, с любовью, упоением. Читал лучшие произведения русских, зарубежных классиков, произведения на родном языке. Каждое воскресенье ходил за книгами в богатую для того времени библиотеку волостной конторы в село Сернур.

    Осып Шабдар обладал многими способностями. Он очень хорошо рисовал. И когда к отцу приходили соседи побеседовать, то незаметно, со стороны набрасывал их портреты. Был очень музыкальным: пел, играл на национальных музыкальных инструментах. Архип Тимофеевич сам играл на гуслях, самодельной скрипке и в детях поощрял увлечение музыкой. Когда дети подросли, отец вместо самодельных музыкальных инструментов покупал им более совершенные гусли и скрипки.  Любимые  мелодии, звучавшие в длинные, зимние вечера  в полутемной избе, уводили их от забот в мир прекрасного, вселяли надежду на лучшее будущее.

    Вот таким было детство Шабдар Осыпа.

 

Слайд 5.

    А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из повести Шабдар Осыпа «Кориш». Но прежде, чем вы услышите отрывок, ответьте на вопрос.

Слайд 6.

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

(Выслушиваются ответы-предположения  детей).

Слайд 7.

Звучит отрывок из произведения – глава «У реки».

Слайд 8.

Вопросы по прослушанному отрывку.

Что делает Кориш один у реки?

Почему Кориш побежал к ребятам, удившим рыбу?

Почему Кориш так боялся тетки Оляны?

Кто жалел и заступался за Кориша?

Слайд 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.022 с.)