ГЕСИОД - дидактический и генеалогический эпос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЕСИОД - дидактический и генеалогический эпос



Гесиод – второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Гесиоде являются его собственные высказывания в поэмах. Гесиод был первым и, вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерству. Первым по времени произведением Гесиода считается "Теогония", своеобразная "родословная богов", в которой Гесиод попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях.

"Труды и дни" – дидактический эпос, адресованный брату Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор "Илиады" и "Одиссеи" полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который сам рассказывает о себе и стремится донести до других людей, и, прежде всего, до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд и подчинение законам.

ВЕРГИЛИЙ - героический эпос

Публий Вергилий Марон жил и творил в эпоху расцвета римской культуры и литературы (I век до н.э.) Мировую славу ему составили произведения "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), "Георгики" ("Земледельческие стихотворения") и особенно "Энеида". Эней и Дидона "Энеида" стала национальным римским эпосом, так как в ней автор, опираясь на судьбу мифического героя Энея, описал практически всю историю становления Римской империи. Двенадцать песен поэмы носят следы недоработки, в них имеется ряд противоречий. Вергилий перед смертью велел сжечь поэму, но по распоряжению императора Августа она была издана.

Исторической основой появления "Энеиды" был грандиозный рост римского государства, требовавший исторического и идеологического обоснования, для чего был использован мифологический сюжет. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа, который у него является наследником древних римских царей и потомком Венеры. Кроме того, это глубоко национальное и патриотическое произведение, ведь Август, по мнению поэта, был самым ярким представителем и выразителем взглядов римского народа. Повествование состоит из двух частей: первая посвящена странствиям Энея от Трои до Италии, а вторая – войнам в Италии с местными племенами. Образцом для подражания служил Гомер, так что первую часть можно назвать подражанием "Одиссее", а вторую – "Илиаде". В композиции "Энеиды" сознательно используются гомеровские мотивы, но есть также принципиальные различия. В произведениях Гомера имеет место масса сказочных мест, у Вергилия же Эней скитается по конкретным местам, где до него были троянцы и греческие колонисты. Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать о своей судьбе, а Эней узнает там будущее римского государства и своих потомков. В "Энеиде" расширяется и совершенствуется отражение духовного мира человека. Если у Гомера в центре внимания находится сфера поступков, то у Вергилия – сфера переживаний. В "Энеиде" военная слава не имеет самоценности, а по внутреннему напряжению, скрытому за внешней пассивностью, образ Энея не имеет равных. Гомер подробно описывает второстепенных персонажей, тогда как у Вергилия все внимание направлено на главного героя. Немаловажную роль в обоих эпосах играют боги, только у Гомера они доступны и приземленны, а у Вергилия – возвышены, лишены эмоций и чувств. Гомеровский эпос – это эпос свершений, в то время как "Энеида" – эпос судьбы, предопределения.

Эпизоды "Энеиды", в отличие от гомеровских поэм, расположены с особой тщательностью. Четные книги отличаются особым напряжением, а нечетные – его спадом, что образует единый ритм. Единая и цельная структура произведения соединила традиционные эпические средства выразительности, доведя их до совершенства. Художественная действительность "Энеиды" отличается подчеркнуто римскими чертами. Монументальность эпоса здесь доведена до изображения мировой римской державы, а индивидуализм воплощен в зрелую психологию, рисующую не только подвиги, но и колебания, неуверенность, конфликты. Вергилий выступает как один из крупнейших античных моралистов. Его произведение исполнено осуждения войны и любви к простой мирной сельской жизни. Художественный стиль "Энеиды" далек от классической простоты и наполнен многочисленными и противоречивыми элементами. Он отличается сжато-напряженным характером. Сразу после своего издания "Энеида" была канонизирована современниками, и уже древняя литература полна преклонения перед Вергилием. "Энеида" стала предметом изучения в школах, отдельные стихи стали крылатыми выражениями. С приходом христианства Вергилий стал еще более популярен, так как его пророчество о пришествии императора Августа трактовали как пророчество о Христе. Только в Новое время началось критическое отношение к Вергилию как к поэту, лишенному гомеровской естественности, что, однако, не было его полным отрицанием, а лишь ставило в определенные исторические рамки.

№7 Античная драма

Развилась из ритуального действа в честь бога Диониса. Они обычно сопровождались хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса, а также з а основу брались мифологические сюжеты. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили эти сказания. Участники ритуального действа надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров.

Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны, разные потешные мастера и т. п., они увеселяли обычно толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла.

Драма как самостоятельное художественное произведение родилось в Греции не раньше VI в. до н.э., и воплотилась в форме трагедии и комедии.

ТРАГЕДИЯ

I Происхождение трагедии:

На празднике «великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, выступали, помимо лирических хоров с обязательным в культе Диониса дифирамбом, также и трагические хоры. Античная традиция называет первым трагическим поэтом Афин Феспида и указывает на 534 г. до н. э. как на дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий».

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI и начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась двумя существенными особенностями:
1) кроме хора, выступал актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия, актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за сценой и при надобности мог менять обличье, исполняя в свои различные приходы роли разных лиц; в отличие от вокальных партий хора актер этот, введенный, согласно античной традиции, Феспидом, не пел, а декламировал хореические или ямбические стихи;
2) хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Количественно партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений менялись лирические настроения хора.
Сюжеты брались из мифа, но в отдельных случаях трагедии составлялись и на современные темы. Произведения первых трагиков не сохранились, и характер разработки сюжетов в ранней трагедии в точности не известен. Начиная с последних лет VI в. за постановкой трагедии следовала «драма сатиров» — комическая пьеса на мифологический сюжет, в которой хор состоял из сатиров. Первым творцом сатировских драм для афинского театра традиция называет Пратина из Флиунта.

Интерес к проблемам «страдания» был порожден религиозными и этическими брожениями VI в., той борьбой, которую складывавшийся рабовладельческий класс города вел, опираясь на крестьянство, против аристократии и ее идеологии. Демократическая религия Диониса играла в этой борьбе значительную роль и выдвигалась тиранами в противовес местным аристократическим культам. В орбиту новых проблем не могли не попасть и мифы о героях, принадлежавшие к основным устоям полисной жизни и составлявшие одну из важнейших частей в культурном богатстве греческого народа. При этом переосмыслении греческих мифов на первый план стали выдвигаться уже страдания, «страсти», которые можно было изображать так же, как изображались «страсти» умирающих и воскресающих богов. Возникшая в ответ на эти запросы трагедия восприняла наиболее близкий к привычным формам хоровой лирики тип изображения   «страстей», часто встречающийся и в первобытных обрядах: «страсти» не происходят на глазах у зрителя, о них сообщается через «вестника», а справляющий обрядовое действие коллектив реагирует песней и пляской на эти сообщения. Благодаря введению актера, «вестника», отвечающего на вопросы хора, в хоровую лирику вошел динамический элемент, переходы настроения от радости к печали и обратно.

Трагедия «подверглась многим изменениям», прежде чем приняла свою окончательную форму. На более ранней ступени она имела «сатировский» характер, отличалась несложностью сюжета, шутливым стилем и обилием плясового элемента; серьезным произведением она стала лишь впоследствии. Истоками трагедии Аристотель считает импровизации «зачинателей дифирамба». На трех великих греческих трагиков эсхила, софокла и еврипида можно вполне ясно установить эволюцию хора греческой классической драмы, эта эволюция была постепенным падением значения хора, начиная от тех трагедии эсхила, где сам хор является действующим лицом и кончая трагедиями, где хор как некоторого рода музыкальный антракт.

Однако если аттическая трагедия и развилась на основе фольклорной игры пелопоннесских «козлов» и дифирамба арионовского типа, все же решающим моментом для возникновения ее было перерастание «страстей» в нравственную проблему. Сохраняя в формальном отношении многочисленные следы своего происхождения, трагедия по содержанию и идейному характеру была новым жанром, ставящим вопросы человеческого поведения на примере судьбы мифологических героев. По выражению Аристотеля, трагедия «стала серьезной». Трансформация трагедии происходила не без противодействия сторонников традиционной игры; раздавались жалобы, что на празднестве Диониса исполняются произведения, «не имеющие никакого отношения к Дионису»; новая форма, однако, возобладала. Хор старинного типа и соответственный шутливый характер игры были сохранены (или, быть может, восстановлены через некоторое время) в особой пьесе, которая ставилась вслед за трагедиями и получила название «сатировской драмы».

Рост социального значения отдельной личности в жизни полиса и повысившийся интерес к ее художественному изображению приводят к тому, что в дальнейшем развитии трагедии роль хора уменьшается, вырастает значение актера и увеличивается число актеров; но остается неизменной самая двусоставность, наличие хоровых партий и партий актера.

Антрактов в современном смысле слова в аттической трагедии не было. Игра шла непрерывно, и хор почти никогда не покидал места игры во время действия. Ранняя трагедия (включая Эсхила) не отличалась в этом отношении большой требовательностью и обращалась довольно свободно как с временем, так и с местом, используя разные части площадки, на которой происходила игра, как разные места действия; впоследствии стало обычным, хотя и не безусловно обязательным, что действие трагедии происходит на одном месте и не превышает своей длительностью одного дня.

Катастрофический конец для нее нисколько не обязателен; многие трагедии имели примирительный исход.

II Структура трагедии:

Эсхиловские трагедии уже отличаются сложной структурой. Несомненно, путь развития этой структуры был длинен. Трагедия начиналась с пролога, под которым надо понимать начало трагедии до первого выступления хора. Первое выступление хора или, точнее, первая часть хора — это парод трагедии (парод по-гречески и значит «выступление», «проход»). После парода в трагедии чередовались так называемые эписодии (эпизоды), т. е. диалогические части (эписодий значит «привхождение» — Диалог в отношении хора был первоначально чем-то второстепенным), и стасимы, так называемые «стоячие песни хор а», «песнь хора в неподвижном состоянии». Заканчивалась трагедия эксодом, исходом, или з аключительной песнью хора.

Необходимо указать и на объединенное пение хора и актеров, которое могло быть в разных местах трагедии и обычно носило возбужденно-плачущий характер, почему и называлось коммос (сорtо по-гречески значит «ударяю», т. е. в данном случае «ударяю себя в грудь»). Эти части трагедии ясно прослеживаются в дошедших до нас творениях Эсхила, Софокла и Еврипида.

КОМЕДИЯ

I Истоки комедии

Греческая комедия возникает в VI в. до н.э. из следующих четырех элементов:

а) шумные и веселые бытовые сценки пародийного и карикатурного характера (особенно распространенные среди дорийцев);
б) драматизированные песни обличительного характера у селян, ходивших в праздники Диониса в город высмеивать тамошних жителей;
в) оргиастически-жертвеннный культ Диониса;
г) песни в честь богов плодородия на Дионисовых празднествах.

В результате объединения этих четырех элементов возникают веселые, буйные праздничные шествия и сцены карнавального типа, наполненные балаганным шутовством, остротами и даже непристойностями, с песнями, плясками, ряжением в разных животных (козлов, коней, медведей, птиц, петухов), любовными приключениями и пирушкой. Само слово комедия происходит от комос, то есть празднично-веселая толпа, гулянка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.018 с.)