Особенности изучение величины «время» в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности изучение величины «время» в начальной школе



 Авторы: Гребенникова Надежда Лукьяновна кандидат педагогических наук, доцент Назарова Виктория Ришатовна студентка факультета педагогики и психологии Тихонова Оксана Сергеевна студентка факультета педагогики и психологии.

Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izuchenie-velichiny-vremya-v-nachalnoy-shkole

Представление о времени считается необходимым при характеристике предметов и явлений находящейся вокруг ребенка реальности, исследуемых народом на протяжении жизни. Обращению с временным ресурсом следует обучать в течение всего школьного периода, в особенно в начальных классах, так как непосредственно в это время дети – младшие школьники открывают для себя картину мира. В толковом словаре И. М. Ожегова понятие время имеет не одну трактовку: «1) объективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2) продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами» [3, с. 103]. Величина «Время» считается самой сложной из всех для восприятия младших школьников. Данные проблемы, в первую очередь, обусловлены характерными отличительными чертами категории времени: его текучестью, необратимостью, неимением наглядных форм, непрямым измерением (измерение посредством тех изменений, которые совершаются за установленный интервал времени), относительным и условным характером временной терминологии (при торжественности значений временных обозначений определенный период действительности, на который они ориентируют, постоянно перемещается), невозможностью его услышать, потрогать. Вместе с тем, С. Л. Рубинштейн утверждал, что не следует преувеличивать недоступность временных представлений для детей и, что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделяется достаточного внимания их выработке» [4, с. 275]. Таким образом, величину «время» следует изучать уже с первого класса. Исходя из программных требований младшие школьники обязаны обладать способностью различать время с помощью часов, иметь понятие о главных общепризнанных единицах измерения времени, сопоставлять промежутки времени, осуществлять над ними арифметические операции. В 1 классе младшие школьники знакомятся с измерительным прибором – часами и их шкалой – циферблатом, расширяют знания о месяцах и временах года, полученных в дошкольном периоде развития. Во 2 классе запас знаний, приобретенных в 1 классе, уточняется, систематизируется и расширяется. Усваивается соотношение между часом и минутой. Ученики обязаны овладеть тем, что 1 минута равна 60 секундам и использовать это в практике измерения времени с точность до минуты. Знакомятся с такими единицами измерения, как год, месяц, неделя, сутки и соотношениями между ними в 3 классе. В 4-м классе происходит ознакомление с наименьшей единицей времени – секундой, а также – с «крупной» единицей измерения времени «век» или «столетие», учатся работать с такой моделью длительных временных промежутков, как «лента времени». Здесь можно обсудить с обучающимися, «что такое тысячелетие». К окончанию 4 класса младшие школьники обязаны осознавать, что интервалы – единицы времени возможно сопоставлять (сравнивать), суммировать, переводить из одной единицы измерения в иную. Обучающиеся кроме Результатом работы над величиной «время» в начальных классах является таблица единиц измерения времени, которую обучающиеся обязаны знать наизусть. По мнению Ф. Фребеля первые временные представления о времени ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом [5]. Мы совершенно с этим согласны. Именно поэтому предлагаем для формирования такой наисложнейшей величины использовать в изучении математики в начальных классах исторические сведения, игры и сказки, текстовые задачки, касающиеся времени, проведение экспериментов. Применение исторических сведений является одним из критериев интересности содержания учебного материала, служит для развития познавательного интереса учащихся к математике [1, с. 33]. Математические сказки открывают для ребят сложные вещи удивительным волшебным образом. За дидактической игрой младшие школьники и вовсе не замечают, как быстро и легко усваивают новое знание. Текстовые задачи достаточно часто проводят параллель с жизнью, что тоже облегчает понимание учебного материала темы «Время и его измерение» и его значение в быту, в технике и, вообще, в жизни. А эксперименты так всегда приводят обучающихся в восторг, ведь дети любят «открывать» знания самостоятельно.

Рассмотрим вышеперечисленное, примененное нами на практике, более подробно. Игра «Лучший часовод». Оборудование для игры: циферблат, созданный из диска, наклеенных цифр и стрелок (секундных и минутных), карточки с указанием времени и фишки. Сначала учитель раздает каждому часоводу свои «часы». Затем педагог поочередно показывает карточку с временем, которое часоводы должны установить точь-в-точь установить на часах. Первому выполнившему, верно, вручается фишка. По окончании игры выбирается самый лучший часовод, который точнее всех устанавливал время. Эксперименты для формирования чувства времени: 1. Установка песочных часов, рассчитанных на 3 минуты, на стол учителя. Детям предлагаются несколько примеров. Часы переворачиваются, и ученики начинают решать примеры. По истечении песка нужно остановиться и посчитать количество решенных примеров. В ходе эксперимента ребята выясняют, за какое же время оказывается можно решить определенное количество примеров. 2. На мобильном телефоне ученики смотрят текущее время. Песочные часы переворачиваются и как только песок «перетекает» полностью, т.е. «время истекло» ребята снова определяют время по телефону время. Задача: рассчитать за какое время «истек» песок в песочных часах. Тем самым дети узнают: как измеряли время в старину песочными часами и рассказывают, где используются такие часы и сейчас – в современных жизненных ситуациях. 3. Зафиксировать на листочке время начала и конца нахождения в школе. Зафиксировать начало и конец каждой перемены и сложить его. Сравнить время, полностью проведенное в школе с тем, что было выделено на перемены. 4. Самостоятельный эксперимент: засечь время, когда ученик отправляется спать и время своего пробуждения. Вычислить время продолжительности сна. Сопоставить выясненное время с нормой сна для возраста ученика. Для рассказа исторических данных были использованы сказки «Откуда появились названия дней недели?» [2, с.47], С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», которые раскрыли особенности исторического происхождения названий дней недели и месяцев. Выполнить эксперимент с целью ощущения таких промежутков времени как: неделя, месяц и год, изза их длительности, довольно проблемно. Однако решение текстовых задач, связанных с жизнью, с указанными единицами абсолютно допустимо. К примеру: 1. Творческий конкурс «Моя семья» начался 24 сентября, а завершился 7 октября. Сколько дней длился конкурс? 2. Белка и Стрелка впервые полетели в космос 19 августа 1960 г., а Юрий Гагарин первый раз отправился туда же на корабле 12 апреля 1961 г. Сколько суток, месяцев и лет прошло от полета животных до отправления человека в космос?

Таким образом, ученикам начальной школы с некоторыми трудностями дается усвоение величины «Время». Успешность изучения величины младшими школьники будет в том случае, если в процессе изучения времени, как и других вопросов начального курса математики, использовать игровой метод, математические сказки, исторические данные, эксперименты и текстовые задачи, так как они обладают наглядностью, моделированием, непринужденной познавательной обстановкой, вызывающей интерес обучающихся.

Статья 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.159.136 (0.006 с.)