Глава 2. Тематика изучаемых вопросов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Тематика изучаемых вопросов



       В основе любого воспитания лежит желание подражать примеру. История родного края даёт нам богатый материал о жизни наших предков в самых разных её аспектах. Это и защита родного края от иноземных захватчиков, повседневная жизнь людей, традиции хозяйственного развития, быт, культура, образование, духовные традиции. Через изучение славного прошлого своих предков у школьников формируется желание изучать их жизнь, подражать их опыту.

       Для формирования патриотического чувства необходимо воспитывать чувство сопричастности истории. Любовь к Отечеству формируется через осознание своей принадлежности к своему роду, своей семье, своему народу. На уроках и внеклассных мероприятиях мы говорим об исторических событиях в контексте истории своей семьи. Так, изучая период Великой Отечественной войны, мы обязательно говорим о том, где и как воевали наши земляки, каким был их вклад в дело Великой Победы, говорим о том, что несмотря на то, что сам Калязин находился в стороне от линии фронта, не попал под вражескую оккупацию, большая часть мужского населения воевала на фронтах Великой Отечественной, а оставшиеся в тылу женщины и дети делали всё возможное, чтобы приблизить Победу.

       К урокам ОПК и истории учащиеся записывают воспоминания членов своей семьи о войне, приносят материалы из семейных архивов.

       В школе успешно реализуется проект «Из детства в детство», работа над которым начата несколько лет назад. Главная идея проекта заключается в передаче воспоминаний детей войны нынешнему поколению детей, систематизация этих воспоминаний, оформление стендов и книг памяти. В свою очередь нынешнее поколение детей оказывает помощь детям войны, поздравляет их с праздниками.

       События Смутного времени 17 века становятся близки и интересны через изучение памятников культуры, знакомым всем с самого детства. Не одно поколение калязинцев устраивало игры вокруг чугунных пушек, стоящих вблизи краеведческого музея, но на уроках краеведения ребята узнают, что эти пушки были «активными участницами» сражения, которое полководец М.В.Скопин - Шуйский дал полякам под стенами Калязина и в котором непобедимые доселе поляки были разбиты.

       Смутное время даёт богатейший материал не только для изучения истории, но и для формирования активной гражданской позиции. Рассказывая ребятам о личности М.В. Скопина-Шуйского, я всегда обращаю их внимание на нравственную составляющую его жизни и как человека, и как полководца. Его доверие простому народу, которое выражалось через рассылку «прелестных писем», и призыв вступать в народное ополчение, его твёрдая убеждённость в невозможности отдачи на разграбление шведам православной Твери в ущерб его военным планам, что, в конечном итоге, привело к необходимости изменить первоначальный замысел похода к Троице-Сергиевой лавре - всё это характеризует князя как патриота своей страны и вызывает уважение к нему.

       События 17 века стали широко известны в Калязине благодаря патриотической молодёжной программе «Под княжеским стягом». Ребята, участвующие в этой программе, ежегодно отправляются в походы по местам боевых сражений войск М.В.Скопина –Шуйского. В городе ежегодно проходят митинги, посвящённые битве Скопина-Шуйского под Калязином. Мне довелось дважды готовить литературный монтаж для участия в митинге, и ребята нашей школы через свой выступление сумели передать драматизм событий прошлого.

       Духовные традиции Калязина дети изучают через историю возникновения Троицкого Макарьевского Калязинского монастыря и житие преподобного Макария Калязинского Чудотворца.

       Изучение истории монастыря - это отдельная тема, дающая богатейший фактический материал по истории Калязинского края в контексте общерусской истории 15-20 веков. Здесь можно рассмотреть такие темы как «Роль монастыря в хозяйственной жизни края», «Русские цари и Троицкий Макарьевский Калязинский монастырь», «Архитектура, фрески и иконы Калязинского монастыря», «Калязинская челобитная» как пример сатирической литературы 17 века», «Калязинский монастырь: история затопления». Это далеко не полный перечень тем, которые я рассматриваю на уроках ОПК и на занятиях краеведческого кружка

       Изучение этих тем начинается на уроках, а затем продолжается во время экскурсий в храмы и к святыням Калязинской земли. Не отвлечённое представление об устройстве православного храма, а подкреплённое личным впечатлением знакомство является для ребёнка наиболее важным. Особое место в изучении вопросов по теме «Духовные традиции. Церкви и монастыри» занимает изучение жития Преподобного Макария Калязинского и истории Троицкого Макарьевского Калязинского монастыря. Эти темы дают богатейший материал как для изучения фактической истории, так и для формирования духовных основ личности ребёнка. Рассказывая о Преподобном Макарии, обращаю внимание детей на такие качества святого как смирение, послушание, кротость. Во время беседы через проблемные вопросы пытаюсь вывести детей на осмысление этих качеств, размышление о том, насколько они нужны современному человеку, есть ли эти качества в них самих.

       Рассказывая о монастыре, говорю о его значении и как духовного, и как экономического и стратегического центра. Рассказываю детям о том, что в наш монастырь приезжали и великие князья, и многие цари дома Романовых, что наш маленький Калязин был когда-то центром паломничества и что духовная роль монастыря была огромной. Подвожу детей к пониманию того, что через святость подвижников освящается и местность, где они находятся, что святость рождает великие дела и свершения, и что святость - это не только прекрасное прошлое, но это духовный ориентир, который существует всегда.

       В моей педагогической практике мне очень помогает то, что я сочетаю работу в общеобразовательной и воскресной школе. Встречи с батюшкой после изучения материала на уроках, экскурсии в храме, всё это служит одной цели: формированию нравственно полноценной личности.

       На уроках ОПК и истории учащиеся узнают о социально-экономическом развитии родного края. История Калязина богата примерами успешной предпринимательской деятельности местного купечества. Среди фамилий калязинских купцов - представители всех трёх гильдий, которые вели обширную торговлю как внутри Калязина, так и по всей России и даже за её пределами. Успешный пример - использование местной глины для производства кирпича, из которого построено большинство зданий старого Калязина, изделия изразцовой мастерской и многое другое рождает у учащихся чувство гордости за дела своих предков.

       Кроме того, на уроках краеведения учащиеся знакомятся с традициями благотворительности. Узнают о благотворительной деятельности калязинских купцов и духовенства 19 века, изучая краеведческий материал по истории Великой Отечественной войны, узнают о добровольных пожертвованиях наших земляков – калязинцев на нужды фронта. Всё это формирует гражданскую позицию учащихся, показывает им нравственный пример поведения.

       Большой интерес представляет изучение ремёсел и промыслов Калязина. «Калязинские кружева», «Гончарное дело и изразцы Калязина», «Калязинские валенки», «История золотного шитья» - эти темы не только знакомят учащихся с историей промыслов, которые когда-то составляли гордость Калязина, но и дают возможность приобщиться к старинному искусству, стать продолжателями славных традиций своих предков. Сегодня в Калязине действует Дом ремёсел, где можно научиться плетению кружев на коклюшках, есть гончарная мастерская, совсем недавно появилась мастерская, где осваивают традиции золотного шитья. Со всеми этими промыслами ребята начинают знакомиться на уроках, а продолжают знакомство уже на экскурсиях и мастер-классах.

Глава 3. Технология опыта

       Использование краеведческого материала на уроках ОПК и истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

       Такие темы как «М.В. Скопин-Шуйский и битва под Калязином» и «Село Рылово: исследование истории и перспективы развития», «Партизанское движение в Калининской области», «Инна Константинова - партизанка-разведчица» были подробно проработаны моими учащимися на уроках краеведения и во внеурочной деятельности в предыдущие годы.

       Темой последней исследовательской работы, которую мои учащиеся подготовили для выступления на окружной исторической конференции, стало участие калязинцев в Сталинградской битве. Во время встречи учащихся школы с полковником КГБ СССР в отставке Козловым Ю.Н. он рассказал, что в годы Великой Отечественной войны в здании школы №4, от которой ведёт своё начало и наша школа, была доформирована 54-ая стрелковая дивизия, которая была переброшена под Сталинград. В составе этой дивизии многие калязинцы ушли на фронт.

       Встречи с ветеранами, их рассказы побуждают учащихся к дальнейшей исследовательской работе. Использование современных информационных технологий позволяет значительно расширить границы любого исторического исследования. Начав с изучения краеведческого материала, учащиеся неизбежно обращаются к изучению важнейших вопросов в жизни страны. Их собственный исследовательский опыт показывает им, как уходя на фронт из своего родного маленького города, их земляки становились участниками самой грандиозной битвы Великой Отечественной войны. Подобные исследования побуждают учащихся обратиться к изучению и своей родословной. Многие учащиеся в ходе проводимой в школе акции «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» нашли материалы о своих предках через сеть Интернет и даже подключили родителей к поиску информации.

       Таким образом, выстраивается алгоритм краеведческой работы, который я использую в своей практике: встреча с интересным человеком - получение важной информации – её осмысление и выявление предмета дальнейшего исследования – поиск новой информации - выход на проектную деятельность – реализация проекта. Примерами таких проектов становится оформление стендов для школьного музея, участие в различных социально значимых акциях и многое другое.

       На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую богатый потенциал Калязинского краеведческого музея. Так, ребята посещают музей, где для них проводятся как обзорные, так и тематические экскурсии. Материалы музея привлекаются для исследовательской работы, используются мной как учителем на уроках. Многие темы занятий краеведческого кружка построены на изучении материалов Калязинского краеведческого музея («Ремёсла города Калязина», «Быт калязинских купцов»). 

       Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нём сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика.
Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

       Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира.

       Во время проведения районного туристического слёта одним из обязательных соревнований бывает викторина по истории родного края. В 2014-2015 годах мной были разработаны вопросы для районной викторины, была проведена подготовка школьной команды. В результате наша команда два года подряд занимала первое место по краеведению в рамках районного туристического слёта.
       Для эффективности использования краеведческого материала на уроках ОПК и истории я придерживаюсь следующих условий:

-соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

-научной достоверности;

-взаимосвязи местного и общероссийского исторического материала;

-учёта исторически сложившихся условий развития края и его специфики;

-систематичности и планомерности в использовании наглядности;

-непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

-связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.

       Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он

а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;

в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития Верхневолжья и непосредственно Калязинского края – даёт положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

       Кроме того, в своей работе я обращаюсь к такой теме, как сохранение традиций и духовного наследия. В этом направлении наиболее эффективной формой усвоения материала является проведение праздников. Так, изучая Рождество Христово, мы выходим на празднование Рождества. Праздник может проходить, как в классе рамках одного урока, так может стать и общешкольным мероприятием. Но в этом году праздник Рождества, подготовленный учащимися 4 класса, был проведён на приходе Введенского храма, для детей прихожан. Благодаря настоятелю храма отцу Арсению были найдены спонсоры, которые приготовили подарки детям, благодаря прихожанам их дети разучили рождественские стихи и песни. Мне хотелось подготовить такой сценарий Рождественского праздника, который сочетал бы в себе и рассказ о Рождестве Христове и о традициях празднования Рождества на Руси. Сценарий был написан, и очень отрадно было видеть, как уверенно чувствовали себя участники утренника во время Рождественской викторины, как уверенно отвечали они на все вопросы. Для себя я ещё раз убедилась в том, что по-настоящему научить ребёнка можно только через действие, когда он проживает изучаемую ситуацию, пропускает её через свою душу.

 

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.014 с.)