Кукольный спектакль – сказка «Три ступеньки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кукольный спектакль – сказка «Три ступеньки»



/Действующие лица: Настя, Кот, Баба, Дед, Ангел/

 

Ведущая 1: Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка,

Чтобы сказка от начала, словно реченька журчала,

Ведущая 2: Чтобы весь честной народ от неё разинул рот,

Чтоб никто: ни стар, ни мал - под неё не задремал.

Ведущая 1: Попасть в сказку можно, но надо попросить. Повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори» /з вучит музыка /

Ведущая 2: В одном селе старик и баба жили

И дочку Настеньку они растили.

Дочь Настенька - старику была родная,

Для бабки же она была чужая.

Ведущая 1: Красива, скромна старика была дочь,

И всем, и всегда торопилась помочь.

О красоте, труде её в деревне знали -

Красавицей и рукодельницей прозвали.

Ведущая 2: А бабка была очень зла и ворчлива,

Да так уж сложилось – ещё и ленива.

И нет тут совсем никакого секрета—

Злой бабой люди прозвали за это.

Ведущая 1: Да вот горе случилось у них -

Заболел Настенькин батюшка – старик.

Ведущая 2: Некому Настеньку от злой бабы защитить,

Тяжело стало девочке в родном доме жить.

Ведущая 1: Ведь мачеха падчерицу так невзлюбила,

Что целыми днями ее изводила.

(Выходит Баба, зевает, с ней кот)

Баба: Я в окно весь день смотрела,

Как мне это надоело!

     Всё у Настьки без труда

Получается всегда!

Хвалят все, твердят: «Как дивно!»

Даже слушать мне противно!

Кот: Мяу-мяв, не злись, хозяйка!

          Дай мне лучше молока,

          Сготовь обед, накорми старика.

          Да Настеньку нашу не обижай,

          Всех люби и уважай.

Баба: Ах, ты глупый старый кот,

Проучу тебя я – вот! (Гоняется)

Кот: Мяу-мяу! (Убегает, прячется)

Баба. Я так это не оставлю,

Уважать себя заставлю.

Настеньку я изведу,

В лес зашлю и погублю.

Пока старый лежит на печи,

Отошлю её за дровами к ночи.

      Не пойдет – так вытолкну её за дверь,

      Съест в лесу её лохматый и злой зверь.

Настя! Эй, поди сюда! Где-то тебя носит там с утра! (Уходит)

Настя (поёт): Это праздник был Введенье,

Радость, хлопоты, волненье.

Слышно всюду перезвон:

Динь-динь-дон, динь-динь-дон.

Богородицу в Храм вели,

Девы свечи в руках несли.

Ведущая 1: Какой сегодня день! Как хорошо! А вы, ребята, знаете, какой сегодня праздник?

Ведущая 2: Ребята все знают – это праздник Введение во Храм Богородицы. Она по ступенькам высоким шла.

Настя: Вот бы мне хоть одним глазком посмотреть на те высокие ступеньки, где шла Богородица!

Баба: Настя! Настька! Где ты?

Настя: Я здесь, матушка! Добрый день!

Баба: За дровами в лес бы ты сходила,

Да потом бы печку растопила.

Настя: Да что вы, маменька, ведь дров полным-полно,

Мы заготовили их с батюшкой давно.

Баба: А чем растопить-то? Ведь хвороста нету!

Прожить нам без печки ты скажешь до лета!?

Настя: Да снег уже выпал и холодно очень.

Замерзнуть могу, на дворе ведь не осень.

Баба: Иди же, иди! Побыстрей собирайся!

Но только без хвороста не возвращайся. (Уходит баба)

Ведущая 2: Бедняжка не могла сопротивляться…

Пришлось ей в путь-дорожку собираться.

Ведущая 1: И в лес дремучий Настенька вошла. (Настенька ходит)

Бродить устала, к старой ёлке подошла.

Ведущая 2: Присела на пенек, вздохнула тяжко,

Поёжилась от холода, бедняжка!

И замерзать совсем уж стала…Да вдруг…

Ангел: (поет) По светлому небу Ангел летел

И песню чудесную тихо он пел.

А солнце и звезды, и тучи толпой

Внимали той песни тихой, святой.

Ангел: Здравствуй, милая девица!

Что же ты в лесу одна делаешь?

Настя: Здравствуй, ангел небесный!

Меня мачеха за хворостом послала.

Ангел:  Ребята, а вы знаете эту девочку? Как ее зовут?

Ах, ты та девочка, что вижу я всегда

Зимой, весной и летом у пруда.

А осенью копаешь огород,

Готовишь, шьешь и песенки поёшь.

Настя: Да, это я. А ты куда спешишь?

Ангел: Спешу на праздник я к Небесному Царю.

Там во дворце я с ангелами песнь пою.

Настя: А можно я пойду с тобой?

Нельзя без хвороста вернуться мне домой.

Ангел: Там во дворце ступеньки велики -

Не каждый сможет их пройти.

Тебе ответить на вопросы надо не спеша,

Чтобы подняться по ступенькам, сможешь?

Настя: Да!

Ангел: А если трудно будет, попроси помочь ребят.

Настя: Ребята, вы поможете мне? (Ответы)(Звучит музыка, появляются ступени)

Ангел: Эта лестница ко дворцу ведёт,

И вопросы сам Царь тебе задает.

Это ступенька – Любовь.

Её легко пройдет тот,

У кого в сердце Любовь живет.

Настя: Ребята, помогите, вы любите кого-нибудь, скажите?

Ведущая 2: Ребята любят маму, папу, братика, сестричку, бабушку и дедушку.

- А как это любить?

Ангел: А ты, Настенька, кого любишь?

Настя: Я люблю батюшку своего родного,

Так жаль, что вижу его больного.

Может, сам Царь поможет его исцелить?

Могу ли об этом Царя попросить?

Ангел: Конечно, Настенька, попросим Царя.

Но две ступеньки ещЁ ждут тебя. (Музыка.Настенька заходит на ступеньку)

Ангел: А эта ступень – Доброта.

Её легко пройдет только тот,

У кого в сердце Добро живет.

Настя: Ребята, помогите, добрый человек какой, расскажите.

Ведущая: Правильно, добрый человек никого не обижает, всем помогает, всех жалеет, ни на кого не обижается. А вы, ребята, добрые? А кто ещё добрый, как вы думаете?

Ангел: И ты, Настенька, скажи,

Что такое Доброта

Нам подскажи.

Настя: Добрым человек бывает тот,

У кого жалость и милость в сердце живет.

Добрый всех-всех пожалеет,

И накормит, и обогреет.

Ангел: Так это же ты, Настенька.

Котика всегда пожалеешь,

Нищего накормишь и обогреешь.

На мачеху зла не держишь никогда -

Это и есть настоящая доброта.

Настя: Ангел небесный, а этого Царя можно попросить,

Чтобы злую мачеху в добрую превратить?

Ангел: Конечно, Настенька, попросим Царя

Пусть станет доброй мачеха твоя.

(Музыка.Настенька поднимается на ступеньку).

Настя: Вот две ступеньки уже позади,

Ангел, скажи мне, что ждет впереди?

Ангел: Третья ступень – честность.

Её сможет пройти лишь тот,

У кого правда в почёте,

Кто честно живет.

Настя: Ребята, что такое честность? Честный человек, это какой?

Ведущая 2: Правильно, тот, кто всегда говорит правду, не обманывает. А вы, ребята, честные?

Ангел: А ты, Настенька, что о честности скажешь?

Настя: Да что же я сказать могу?

Правду говорить я люблю.

Батюшке, мачехе никогда не врала,

Честной быть старалась всегда.

Ангел: Прошла все ступени ты сама.

Пойдем во дворец, увидишь Царя. (Звучит музыка, Настенька с Ангелом уходят).

Котик (поет): Пропала хозяйка, нигде не найду,

Неужто замёрзла она тут в лесу.

Где Настенька, где ты? Скорей выходи -

Ждёт котик тебя, ты домой приходи.

Мяу-мяу-мяу. (Плачет)

- Ребята, вы Настеньку не видели? Где она?

Ведущая 1: Настенька ушла с Ангелом на праздник во дворец к Царю, подожди Настеньку здесь. (Музыка, идет Настенька в новом платке с игрушечной корзиной, где лежат монеты (шоколадные конфеты).

Котик: Ой, Настенька, да как красива ты,

Платочек новый дивной красоты.

Увидит мачеха – умрёт от злости,

Как будто ты не в лес ушла, а в гости.

Что за корзина у тебя?

Настя: Несу подарки в ней я от Царя.

Здесь есть сюрприз и для тебя. (Одевает коту бантик)

Котик: Спасибо, бантик - просто диво.

А дом наш, батюшку ты не забыла?

Настя: Ах, что ты, милый Котик, я скучала,

И дом родной свой вспоминала.

Просила у Царя здоровья батюшке

И доброты чуть-чуть для нашей мачехи. (Звучит музыка, идет дед, котик уходит).

Дед: Настенька, доченька, я нашел тебя! (Обнимаются)

Настя: Батюшка, милый, как рада видеть я тебя! Здоров ли ты?

Дед: Здоров я, Настенька, здоров, ведь чудо совершилось:

И в добрую вдруг наша баба превратилась.

Настя: Да где ж она? (Звучит музыка, идет баба)

 Баба:        А вот и я, прости ты, Настенька, меня,

Теперь не буду я ворчливой,

А буду доброй, буду милой.

Настя: Бог, матушка, тебя простит, и я прощаю,

А всех на праздник приглашаю (появляется котик).

Все (поют): Это праздник был Введенье:

Радость, хлопоты, волненье -

Слышно всюду перезвон:

Динь-динь-дон, динь-динь-дон.

Настя: А подарков у меня целая корзина, на всех хватит. Угощайтесь, малыши! (Появляется большая корзина с конфетами-монетами).

Баба: Дарим вам от всей души!

Котик: До свиданья, ребята!

Дед: До новых встреч!

Ведущая 1: Вам понравилась сказка? А как она называлась? А какой праздник мы праздновали? А кто вам понравился больше всего? А почему выздоровел батюшка? А как стала доброй мачеха? А как называлась первая (вторая, третья) ступенька во дворец?А кто такие ангелы?

 

 

Матушка

Дата почитания иконы совпадает с одноименным праздником. Празднование сопровождается торжественным богослужением, а в народе дату 4 декабря считают началом зимы. По народным традициям с этого дня крестьяне пересаживались с телег на сани, которые украшали разноцветными лентами. В это время молодожёны, заключившие брак по осени, выезжали на смотрины, чтобы показать себя всей деревне. Традиционно на праздник готовят подарки для детей. Особенное внимание уделяют девочкам: для них шьют подарочных тряпичных кукол.

 

Девица

В народе существует поверье, что природа ликует в этот день, и в полночь с 3 на 4 декабря ненадолго распускается верба.Что касается примет, то у наших предков праздник этот ассоциировали с приходом настоящей зимы. Его даже называют "Воротами зимы", говорят, что с этого момента зима окончательно вступает в свои права, оттепелей уже ждать не стоит, впереди – лишь стужи да метели.

 

 

Девица

Считалось, что если в этот день щиплет мороз и светит солнце, то это добрый знак – значит, следующее лето будет теплым и урожайным.

Если в этот день сильный мороз, то следует ждать мороза до самого Рождества.

В Введенье мороз – все праздники морозны, тепло – все праздники теплы.

/Школьники читают по карточкам приметы/

Если к этому времени уже установились морозы, то говорили:

Введенье пришло –зиму привело.

На Введенье – толстое леденье.

Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили.

Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома – будет богатый урожай хлебов.

А вот если на Введенье случалась оттепель, тогда говорили:

Введенские морозы зимы не ставят.

Введенье ломает леденье.

До Введенья если снег выпадет, то растает.

 

Матушка

На стол в этот день принято подавать булочки, баранки и вареники с ягодами. Причем в один из них можно положить монетку: кому она попадётся, тот проведет весь год в счастье и радости. Ну-ка, чудо-печка, угости нас булочками!

Ведущий

- Кушайте, ребята, на здоровье, и скажите, что вы сегодня запомнили? Каким общим словом можно назвать поступки Марии? / Добрые дела /

- Ребята, а ведь делать добрые дела можно и сейчас. Как вы думаете, какие это дела?

- Правильно, любить друг друга, помогать, прощать обиды, быть послушными родителям. Тогда мы с вами можем быть похожими на Деву Марию, послушную и добрую девочку. Такой она всем и запомнилась. И добрые дела надо делать не только для себя, но и для других, как это делают многие дети.

- Я вам сейчас на прощание прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какое доброе дело можно сделать уже сегодня?

/Чтение стихотворения «Бумажный петушок»/

Из бумаги петушка

Люба смастерила,

Разукрасила бока,

Гребень прилепила.

И любуясь петушком,

Любочка присела

И приветным голоском

Песенку запела:

«Знаешь ли, мой петушок,

Есть такие дети,

У которых близких нет

Никого на свете.

Мама ласковой рукой

Их не приголубит,

И игрушки никакой

Им никто не купит.

Ты лети, мой петушок,

Сядь к ним на окошко:

пусть с тобой веселей

Будет им немножко».

 

- Я предлагаю вам, ребята, дома с родителями изготовить небольшие сувениры и подарить детям из школы-интерната. Пусть, благодаря вашим добрым делам, им будет чуточку радостней жить на свете!

Православные праздники в Музее русской избы

7 января

Занятие № 4. Рождество Христово

Цель занятия:

- познакомиться с евангельским основанием праздника Рождества Христова,

- приобщать детей к истокам русской национальной культуры.

Задачи:

  • познакомить с евангельской историй Рождения Иисуса Христа,

§ воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Использованная литература:

  1. Дорофеева Т.В., Романова Л.И. Библия в зеркале культуры – Воронеж, 2015. Урок 17 «Уроки Нового Завета. Рождество Христово»,

2. Детская Библия. – Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990. - Глава «Рождение Иисуса Христа», с.292.

Ключевые понятия:

- Рождество,

- Вифлеемская звезда,

- ангел.

 

Словарь урока:

- Вифлеем,

- Иосиф и Мария,

- хлев в пещере.

 

Оборудование:

- репродукция иконы «Рождество Христово»,

- детская Библия с закладкой на стр.292 «Рождение Иисуса Христа»,

- русские народные мелодии, рождественские песнопения,

- поднос, разные вещи по списку для гадания, платок,

- заготовки для ангелов,

- елка со старинными игрушками,

- старинные рождественские открытки.

 

Ход занятия

 

Сцена первая: в фойе

Дети входят в здание колледжа, их встречает Снеговик и Снежинка.

Снеговик

-Здравствуйте, дети! Знаю, знаю, зачем вы пожаловали к нам в гости. Началась самая сказочная неделя в году - Святочная. Скоро-скоро Новый год, а за ним и Рождество. И все мы ждём сказки и чуда.

Снежинка

-Всё готово для новогодней сказки, нет только её главного героя - Деда Мороза. Но мне кажется он уже совсем-совсем близко.

Звучит негромкая музыка. Появляется запыхавшийся почтальон с большим конвертом.

Почтальон
Вас приветствую, друзья,
К вам летел на лыжах я.
Так я торопился,
Что чуть не разбился.

Снеговик
-А где же дедушка Мороз? Он разве не с тобой приехал?

Почтальон
Не смог приехать Дед Мороз,
Я от него письмо привез.
Не бойтесь, горе не случилось.
Он вам велел письмо отдать
И возвращаться мне опять.

Снеговик
Ну, что ж, давайте прочтём, что нам Дед Мороз пишет. (Достает письмо, читает)
«Дорогие, ребята! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Вы меня извините, но на праздник к вам приехать не смогу. Много дел у меня накопилось: подарки всем детям готовлю, снегами пушистыми поля, леса и горы укрываю. Забот у меня сейчас много. А за подарками своими сами ко мне пожалуйте. Для вас в конверте лежит волшебная снежинка. Дуньте на неё 3 раза и окажетесь у меня дома. Жду вас в своей северной стране.
                                                                                                                       Дед Мороз».

- Ну, ребята, хотите отправиться в избушку к Деду Морозу в гости? Тогда вставайте все вокруг меня. Я положу снежинку на ладошку. Давайте не будем торопиться. Дунем три раза медленно, но сильно.

Детей погружаем в атмосферу сказки. Дети идут по узкому коридору к Музею русской избы, где их ожидает госпожа Метелица. Звучит фонограмма завывания вьюги, метели, на её фоне раздаются слова стихотворений /запись/.

Ведущий
Подарила нам зима
Ледяные терема.
В теремах для нас постель
Взбила тетушка Метель

Госпожа Метелица
Вьюга воет, вьюга злится,
На дворе метель кружится.
Машу я белым рукавом,
Сыплю бархатным снежком.

Ведущий
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье.

Метелица
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите.

Ведущий:
Когда зима, как в зеркальце,
В речной глядится лед,
Волшебница-метелица
Нам песенку поет.

 

 

Сцена вторая: в Музее русской избы

 

Звучит русская народная музыка, дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка Метелица. На лавках сидит матушка с дочерьми в народных костюмах, прядут пряжу и поют песню.

Уж вы, береги, береги,

Вы, круты горы, высокие,

Мать быстру реку текучую

Вам недолго лелеяти:

От весны красной до осени.

Придёт зима холодная —

Заморозит реки быстрые,

Завьюжит вьюги вьюжливые.

 

Метелица

-Здравствуйте, гости дорогие! Знаю-знаю, зачем пожаловали. Да, здесь и живёт Мороз Иваныч. Только в лес он ушёл, лесным жителям подарки понёс. Ведь они, как и вы, целый год ждали праздника. Велел вам не скучать, располагаться у него в избе, знакомиться с тем, как жили ваши прабабушки и прадедушки, во что верили, как проводили зимние вечера.

 

-Итак, слушайте, ребята, запоминайте. Зимой очень много праздников. Это и Новый год, и Рождество, и рождественские Святки. Давайте послушаем разговор девушек, что сидят за прялками, и узнаем интересную историю.

 

Девушка

- Подруженьки, скоро-скоро  Рождество! А мы еще и кудель не допряли.

- Грешно работать в такую ночь. Вот-вот случится чудо. Марья, бросай работу и расскажи нам, как раньше готовились к этому празднику.

 

Девушка

Вот и праздник Рождества, -
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.

Матушка

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку. Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(Маленькую искусственную ёлочку нарядить, показать детям, как наряжали ёлку наши предки).

- Какой овощ вешали на елку?

Картофель. Сначала это были посеребрённые и позолочённые картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

Девушка

- Какой сладостью украшали на Руси елку?

Пряником. Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

Девушка

- А какая главная игрушка Рождества? Её называют еще добрый вестник Рождества?

Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль, бумага, пух, перья.

/Показывают старинные открытки с изображением ангелов/

А вот перед вами старинные новогодние и рождественские открытки, которые тоже имеют свою историю. Впервые в России открытка появилась чуть больше 100 лет назад (1898 г.). Деньги от проданных открыток шли на благотворительные цели. Художники старались сделать их не просто красивыми, а порой настоящими произведениями искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это веселые детишки, катающиеся с гор на санках, это колядующая молодежь с Вифлеемской звездой, забавные зверушки, ангелы, свечи на елках.

Матушка

-А вы знаете первое елочное библейское украшение? Назовите его.

Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: “Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу.

Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки.

Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви”.

Под елку вместе с подарками помещали и проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и щедрого урожая.

 

Метелица

- Ребята, давайте создадим своими руками замечательное украшение – талисман – Рождественского Ангела.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.142 с.)