Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельностьСтр 1 из 4Следующая ⇒
Б1.О.04.02 «ПСИХОЛОГИЯ»
Автор(ы): канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой Н.О. Садовникова канд. психол. наук, доцент Н.Г. Церковникова д-р. пед. наук, профессор Ф.Т. Хаматнуров канд. пед. наук, доцент Н.С. Аболина доцент, доцент С.Л. Семенова
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики и психологии. Протокол от «__» ____ 2019 г. №__.
Рекомендована к использованию в образовательной деятельности методической комиссией института ИПО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2019 г. №___.
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психология» является формирование у студентов общей и психологической культуры, универсальных и общепрофессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач. Формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для установления и поддержания конструктивных отношений с людьми, эффективного делового и межличностного общения в разноплановых ситуациях, успешной профессиональной и иной деятельности в различных социальных группах. Задачи: · ознакомление с основными направлениями развития психологической науки; · формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности; · освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека; · формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия; · приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; · обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;
· изучение прикладных аспектов данной дисциплины, имеющих наибольшее значение в практической работе. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Педагогика профессионального образования. Психология профессионального образования.
3. Результаты освоения дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: · ОПК-3 (способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов); · ОПК-6 (способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями); · ОПК-8 (способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний); · УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен: Знать: З1. объект, предмет, место, роль и значение психологии в системе наук, структуру психологии как науки, ее отрасли; З2. историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии; З3. методы психолого-педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся; З4. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; З5. возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; З6. основные подходы к психологическому анализу личности обучающихся; З7. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности; З8. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность;
З9. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности; З10. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; З11. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации; З12. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности; З13. основные виды коммуникаций; З14. психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе; З15. основы психологии командной работы, социальной психологии групп; З16. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений; З17. этические принципы и нормы социального взаимодействия; З18. методы изучения личности и групп в различных социокультурных средах; З19. основы применения психолого-педагогических технологий в будущей профессиональной деятельности, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся. Уметь: У1. ориентироваться в современных проблемах психологии; У2. использовать понятийно-категориальный аппарат психологической науки в анализе основных процессов и явлений в сфере профессиональной деятельности; У3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; У4. учитывать различные контексты (возрастные, психофизические и индивидуальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; У5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; У6. подбирать методы стимулирования познавательной активности обучающихся; У7. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности; У8. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития; У9. применять элементарные навыки анализа учебно-воспитательных ситуаций, определение и решение педагогических задач; У10. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития; У11. выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, потребностей, проблем, затруднений обучающихся, выявления одаренных обучающихся; У12. выбирать, адаптировать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
У13. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику; У14. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; У15. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей; У16. оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в командной работе;
У17. взаимодействовать с членами команды для достижения цели работы; У18. соотносить свои поступки с нормами этики; У19. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индиви-дуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. Владеть: В1. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности; В2. основными методами психологического исследования; В3. методиками выбора и применения соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; В4. методами стимулирования мотивации учебной деятельности; В5. навыками выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; В6. способами удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей; В7. способностью проведения социально-психологического исследования в реальной группе; В8. приемами эффективного социального взаимодействия и способами их этической оценки; В9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности; В10. способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия; В11. коммуникативными навыками; В12. приемами педагогического общения.
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1. Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2. Тематический план дисциплины
*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.
4.3 Содержание разделов (тем) дисциплин Тема 2. Методы психологии Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов. Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии: 1. Традиционные образовательные технологии, которые ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер. 2. Для поддержки самостоятельной работы обучающихся использованы информационно-коммуникационные образовательные технологии, в частности, облачные технологии, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), электронные средства обучения и электронно-библиотечные системы. При этом результативность организации самостоятельной работы обучающихся существенно повышается за счет доступности материалов, упорядоченности работ и возможности получения консультации преподавателя.
3. Кейс-технологии применяются как способ обучать решению практико-ориентированных неструктурированных образовательных научных или профессиональных проблем. Применяется как при чтении лекций, так и при проведении семинарских, практических и лабораторных занятий. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ и информационное обеспечение 6.1 Основная литература 1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина. Москва: Флинта, 2017. 448 с. http://e.lanbook.com/book/99983. Текст: электронный. 2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов /П.С. Гуревич. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 320 c. http://www.iprbookshop.ru/71046.html. – ЭБС «IPRbooks». Текст: электронный. 3. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов /А. Г. Маклаков [и др.]. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 582 с. http://ibooks.ru/reading.php?productid=28580. Текст: электронный. 4. Семенова, С. Л. Общая психология: электронное учебное пособие / С. Л. Семенова, Н. С. Нарваткина. Екатеринбург: РГППУ, 2015. Текст: электронный. 6.2 Дополнительная литература 1. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Р.С. Немов. Москва: Владос, 2010. 687 с. https://e.lanbook.com/book/96404. Текст: электронный. 2. Психология XXI века: учебник для вузов / И. О. Александров, Г.А. Виленская [и др.]; под ред. В. Н. Дружинина. Москва: ПЕР СЭ, 2003. 862 с. http://ibooks.ru/reading.php?productid=27793. Текст: электронный. 3. Психология для бакалавров: учебное пособие для педагогических вузов /С.А. Безгодова, С. В. Васильева [и др.]; под ред. В. Н. Панферова. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 480 с. Текст: непосредственный. 4. Попов, А.Л. Психология: учебное пособие /А.Л. Попов. Москва: ФЛИНТА, 2013. 288 с. https://e.lanbook.com/book/20276. Текст: электронный. 5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов /А.М. Столяренко. 3-е изд., перераб., доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 543 c. http://www.iprbookshop.ru/81550.htmll. – ЭБС «IPRbooks». Текст: электронный. 6. Штерн А. С. Введение в психологию: курс лекций / А. С. Штерн. Москва: Флинта, 2018. 311 с. http://e.lanbook.com/book/109596. Текст: электронный.
Б1.О.04.02 «ПСИХОЛОГИЯ»
Автор(ы): канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой Н.О. Садовникова канд. психол. наук, доцент Н.Г. Церковникова д-р. пед. наук, профессор Ф.Т. Хаматнуров канд. пед. наук, доцент Н.С. Аболина доцент, доцент С.Л. Семенова
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики и психологии. Протокол от «__» ____ 2019 г. №__.
Рекомендована к использованию в образовательной деятельности методической комиссией института ИПО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2019 г. №___.
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психология» является формирование у студентов общей и психологической культуры, универсальных и общепрофессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач. Формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для установления и поддержания конструктивных отношений с людьми, эффективного делового и межличностного общения в разноплановых ситуациях, успешной профессиональной и иной деятельности в различных социальных группах. Задачи: · ознакомление с основными направлениями развития психологической науки; · формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности; · освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека; · формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия; · приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; · обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности; · изучение прикладных аспектов данной дисциплины, имеющих наибольшее значение в практической работе. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Педагогика профессионального образования. Психология профессионального образования.
3. Результаты освоения дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: · ОПК-3 (способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов); · ОПК-6 (способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями); · ОПК-8 (способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний); · УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен: Знать: З1. объект, предмет, место, роль и значение психологии в системе наук, структуру психологии как науки, ее отрасли; З2. историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии; З3. методы психолого-педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся; З4. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; З5. возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; З6. основные подходы к психологическому анализу личности обучающихся; З7. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности; З8. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность; З9. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности; З10. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; З11. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации; З12. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности; З13. основные виды коммуникаций; З14. психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе; З15. основы психологии командной работы, социальной психологии групп; З16. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений; З17. этические принципы и нормы социального взаимодействия; З18. методы изучения личности и групп в различных социокультурных средах; З19. основы применения психолого-педагогических технологий в будущей профессиональной деятельности, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся. Уметь: У1. ориентироваться в современных проблемах психологии; У2. использовать понятийно-категориальный аппарат психологической науки в анализе основных процессов и явлений в сфере профессиональной деятельности; У3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; У4. учитывать различные контексты (возрастные, психофизические и индивидуальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; У5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; У6. подбирать методы стимулирования познавательной активности обучающихся; У7. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности; У8. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития; У9. применять элементарные навыки анализа учебно-воспитательных ситуаций, определение и решение педагогических задач; У10. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития; У11. выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, потребностей, проблем, затруднений обучающихся, выявления одаренных обучающихся; У12. выбирать, адаптировать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
У13. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику; У14. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; У15. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей; У16. оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в командной работе; У17. взаимодействовать с членами команды для достижения цели работы; У18. соотносить свои поступки с нормами этики; У19. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индиви-дуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. Владеть: В1. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности; В2. основными методами психологического исследования; В3. методиками выбора и применения соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; В4. методами стимулирования мотивации учебной деятельности; В5. навыками выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; В6. способами удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей; В7. способностью проведения социально-психологического исследования в реальной группе; В8. приемами эффективного социального взаимодействия и способами их этической оценки; В9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности; В10. способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия; В11. коммуникативными навыками; В12. приемами педагогического общения.
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1. Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2. Тематический план дисциплины
*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.
4.3 Содержание разделов (тем) дисциплин Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельность Психология как наука и как практическая деятельность. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль психологии в развитии психологического знания, задачи и структура психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения.
Тема 2. Методы психологии Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов. Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.132 с.) |