Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельность



Б1.О.04.02 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки   Профиль программы    

 

Автор(ы):     канд. психол. наук, доцент,

                      заведующий кафедрой            Н.О. Садовникова

                      канд. психол. наук, доцент     Н.Г. Церковникова  

                      д-р. пед. наук, профессор       Ф.Т. Хаматнуров

                      канд. пед. наук, доцент           Н.С. Аболина

                      доцент, доцент                         С.Л. Семенова

 

Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики и психологии. Протокол от «__» ____ 2019 г. №__.

 

Заведующий кафедрой   Н.О. Садовникова

 

Рекомендована к использованию в образовательной деятельности методической комиссией института ИПО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2019 г. №___.

 

 

 

 

   

 

 

   

Екатеринбург РГППУ 2019

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология» является формирование у студентов общей и психологической культуры, универсальных и общепрофессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач.

Формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для установления и поддержания конструктивных отношений с людьми, эффективного делового и межличностного общения в разноплановых ситуациях, успешной профессиональной и иной деятельности в различных социальных группах. 

Задачи:

· ознакомление с основными направлениями развития психологической науки;

· формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

· освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;

· формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;

· приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

· обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

· изучение прикладных аспектов данной дисциплины, имеющих наибольшее значение в практической работе.

2. Место дисциплины в структуре

образовательной программы

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.

Педагогика профессионального образования.

Психология профессионального образования.

 

3. Результаты освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

· ОПК-3 (способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов);

· ОПК-6 (способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями);

· ОПК-8 (способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний);

· УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде).

 

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

З1. объект, предмет, место, роль и значение психологии в системе наук, структуру психологии как науки, ее отрасли;

З2. историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;

З3. методы психолого-педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;

З4. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

З5. возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

З6. основные подходы к психологическому анализу личности обучающихся;

З7. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности;

З8. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность;

З9. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности;

З10. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

З11. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации;

З12. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности;

З13. основные виды коммуникаций;

З14. психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе;

З15. основы психологии командной работы, социальной психологии групп;

З16. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений;

З17. этические принципы и нормы социального взаимодействия;

З18. методы изучения личности и групп в различных социокультурных средах;

З19. основы применения психолого-педагогических технологий в будущей профессиональной деятельности, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся.

Уметь:

У1. ориентироваться в современных проблемах психологии;

У2. использовать понятийно-категориальный аппарат психологической науки в анализе основных процессов и явлений в сфере профессиональной деятельности;

У3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности;

У4. учитывать различные контексты (возрастные, психофизические и индивидуальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

У5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

У6. подбирать методы стимулирования познавательной активности обучающихся;

У7. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности;

У8. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития;

У9. применять элементарные навыки анализа учебно-воспитательных ситуаций, определение и решение педагогических задач;

У10. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития;

У11. выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, потребностей, проблем, затруднений обучающихся, выявления одаренных обучающихся;

У12. выбирать, адаптировать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

 

 

У13. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику;

У14. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

У15. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей;

У16. оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в командной работе;

У17. взаимодействовать с членами команды для достижения цели работы;

У18. соотносить свои поступки с нормами этики;

У19. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индиви-дуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.

Владеть:

В1. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности;

В2. основными методами психологического исследования;

В3. методиками выбора и применения соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

В4. методами стимулирования мотивации учебной деятельности;

В5. навыками выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

В6. способами удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;

В7. способностью проведения социально-психологического исследования в реальной группе;

В8. приемами эффективного социального взаимодействия и способами их этической оценки;

В9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности;

В10. способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия;

В11. коммуникативными навыками;

В12. приемами педагогического общения.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и

самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения
очная
Семестр изучения
2 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108
Контактная работа, в том числе: 52
Лекции 18
Практические занятия 34
Самостоятельная работа студента 56
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Экзамен 2 сем.

 

*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2.

Тематический план дисциплины

Наименование разделов и

тем дисциплины (модуля)

Сем.

Всего, час.

Вид контактной

 работы, час.

Лекции Практ. занятия Лаб. работы СРС
1. Психология как наука и как практическая деятельность 2 7,5 2 2 3,5
2. Методы психологии 2 7,6 2 5,6
3. История развития психологических знаний 2 7,6 2 5,6
4. Развитие психики и происхождение сознания 2 7,6 2 5,6
5. Личность, ее структура и проявления 2 9,5 2 4 3,5
6. Возрастная периодизация психического развития человека 2 7,6 2 5,6
7. Потребностно-мотивационная сфера личности 2 9,5 2 4 3,5
8. Познавательная сфера личности 2 11,5 4 4 3,5
9. Эмоционально-волевая сфера личности 2 7,5 2 2 3,5
10. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности 2 9,5 2 4 3,5
11. Общепсихологическая характеристика деятельности 2 7,5 2 2 3,5
12. Общение и речевая деятельность 2 7,6 2 5,6
13. Личность в системе межличностных отношений 2 7,5 2 2 3,5

 

*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.

 

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 2. Методы психологии

Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву).

Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов. 

Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции. 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии:

1. Традиционные образовательные технологии, которые ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

2. Для поддержки самостоятельной работы обучающихся использованы информационно-коммуникационные образовательные технологии, в частности, облачные технологии, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), электронные средства обучения и электронно-библиотечные системы. При этом результативность организации самостоятельной работы обучающихся существенно повышается за счет доступности материалов, упорядоченности работ и возможности получения консультации преподавателя.

3. Кейс-технологии применяются как способ обучать решению практико-ориентированных неструктурированных образовательных научных или профессиональных проблем. Применяется как при чтении лекций, так и при проведении семинарских, практических и лабораторных занятий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ и информационное обеспечение

6.1 Основная литература

1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина. Москва: Флинта, 2017. 448 с. http://e.lanbook.com/book/99983. Текст: элек­трон­ный.

2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов

 /П.С. Гуревич. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 320 c. http://www.iprbookshop.ru/71046.html. – ЭБС «IPRbooks». Текст: элек­трон­ный.

3. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов /А. Г.

Маклаков [и др.]. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 582 с. http://ibooks.ru/reading.php?productid=28580. Текст: элек­трон­ный.

4. Семенова, С. Л. Общая психология: электронное учебное пособие / С. Л. Семенова, Н. С. Нарваткина. Екатеринбург: РГППУ, 2015. Текст: элек­трон­ный.

6.2 Дополнительная литература

1. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Р.С. Немов.  Москва: Владос, 2010. 687 с. https://e.lanbook.com/book/96404. Текст: элек­трон­ный.

2. Психология XXI века: учебник для вузов / И. О. Александров, Г.А. Виленская [и др.]; под ред. В. Н. Дружинина. Москва: ПЕР СЭ, 2003. 862 с. http://ibooks.ru/reading.php?productid=27793. Текст: элек­трон­ный.

3. Психология для бакалавров: учебное пособие для педагогических вузов /С.А. Безгодова, С. В. Васильева [и др.]; под ред. В. Н. Панферова. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 480 с. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

4. Попов, А.Л. Психология: учебное пособие /А.Л. Попов. Москва: ФЛИНТА, 2013. 288 с. https://e.lanbook.com/book/20276. Текст: элек­трон­ный.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов /А.М. Столяренко. 3-е изд., пе­ре­раб., доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 543 c.

http://www.iprbookshop.ru/81550.htmll. – ЭБС «IPRbooks». Текст: элек­трон­ный.

6. Штерн А. С. Введение в психологию: курс лекций / А. С. Штерн. Москва: Флинта, 2018. 311 с. http://e.lanbook.com/book/109596. Текст: элек­трон­ный.

 

Б1.О.04.02 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки   Профиль программы    

 

Автор(ы):     канд. психол. наук, доцент,

                      заведующий кафедрой            Н.О. Садовникова

                      канд. психол. наук, доцент     Н.Г. Церковникова  

                      д-р. пед. наук, профессор       Ф.Т. Хаматнуров

                      канд. пед. наук, доцент           Н.С. Аболина

                      доцент, доцент                         С.Л. Семенова

 

Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики и психологии. Протокол от «__» ____ 2019 г. №__.

 

Заведующий кафедрой   Н.О. Садовникова

 

Рекомендована к использованию в образовательной деятельности методической комиссией института ИПО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2019 г. №___.

 

 

 

 

   

 

 

   

Екатеринбург РГППУ 2019

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология» является формирование у студентов общей и психологической культуры, универсальных и общепрофессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач.

Формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для установления и поддержания конструктивных отношений с людьми, эффективного делового и межличностного общения в разноплановых ситуациях, успешной профессиональной и иной деятельности в различных социальных группах. 

Задачи:

· ознакомление с основными направлениями развития психологической науки;

· формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

· освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;

· формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;

· приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

· обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

· изучение прикладных аспектов данной дисциплины, имеющих наибольшее значение в практической работе.

2. Место дисциплины в структуре

образовательной программы

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.

Педагогика профессионального образования.

Психология профессионального образования.

 

3. Результаты освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

· ОПК-3 (способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов);

· ОПК-6 (способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями);

· ОПК-8 (способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний);

· УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде).

 

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

З1. объект, предмет, место, роль и значение психологии в системе наук, структуру психологии как науки, ее отрасли;

З2. историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;

З3. методы психолого-педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;

З4. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

З5. возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

З6. основные подходы к психологическому анализу личности обучающихся;

З7. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности;

З8. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность;

З9. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности;

З10. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

З11. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации;

З12. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности;

З13. основные виды коммуникаций;

З14. психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе;

З15. основы психологии командной работы, социальной психологии групп;

З16. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений;

З17. этические принципы и нормы социального взаимодействия;

З18. методы изучения личности и групп в различных социокультурных средах;

З19. основы применения психолого-педагогических технологий в будущей профессиональной деятельности, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся.

Уметь:

У1. ориентироваться в современных проблемах психологии;

У2. использовать понятийно-категориальный аппарат психологической науки в анализе основных процессов и явлений в сфере профессиональной деятельности;

У3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности;

У4. учитывать различные контексты (возрастные, психофизические и индивидуальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

У5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

У6. подбирать методы стимулирования познавательной активности обучающихся;

У7. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности;

У8. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития;

У9. применять элементарные навыки анализа учебно-воспитательных ситуаций, определение и решение педагогических задач;

У10. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития;

У11. выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, потребностей, проблем, затруднений обучающихся, выявления одаренных обучающихся;

У12. выбирать, адаптировать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

 

 

У13. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику;

У14. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

У15. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей;

У16. оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в командной работе;

У17. взаимодействовать с членами команды для достижения цели работы;

У18. соотносить свои поступки с нормами этики;

У19. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индиви-дуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.

Владеть:

В1. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности;

В2. основными методами психологического исследования;

В3. методиками выбора и применения соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

В4. методами стимулирования мотивации учебной деятельности;

В5. навыками выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

В6. способами удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;

В7. способностью проведения социально-психологического исследования в реальной группе;

В8. приемами эффективного социального взаимодействия и способами их этической оценки;

В9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности;

В10. способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия;

В11. коммуникативными навыками;

В12. приемами педагогического общения.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и

самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения
очная
Семестр изучения
2 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108
Контактная работа, в том числе: 52
Лекции 18
Практические занятия 34
Самостоятельная работа студента 56
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Экзамен 2 сем.

 

*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2.

Тематический план дисциплины

Наименование разделов и

тем дисциплины (модуля)

Сем.

Всего, час.

Вид контактной

 работы, час.

Лекции Практ. занятия Лаб. работы СРС
1. Психология как наука и как практическая деятельность 2 7,5 2 2 3,5
2. Методы психологии 2 7,6 2 5,6
3. История развития психологических знаний 2 7,6 2 5,6
4. Развитие психики и происхождение сознания 2 7,6 2 5,6
5. Личность, ее структура и проявления 2 9,5 2 4 3,5
6. Возрастная периодизация психического развития человека 2 7,6 2 5,6
7. Потребностно-мотивационная сфера личности 2 9,5 2 4 3,5
8. Познавательная сфера личности 2 11,5 4 4 3,5
9. Эмоционально-волевая сфера личности 2 7,5 2 2 3,5
10. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности 2 9,5 2 4 3,5
11. Общепсихологическая характеристика деятельности 2 7,5 2 2 3,5
12. Общение и речевая деятельность 2 7,6 2 5,6
13. Личность в системе межличностных отношений 2 7,5 2 2 3,5

 

*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.

 

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Психология как наука и как практическая деятельность

Психология как наука и как практическая деятельность. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль психологии в развитии психологического знания, задачи и структура психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения.

 

Тема 2. Методы психологии

Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву).

Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов. 

Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.132 с.)