Процесс формирования древнегреческой философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс формирования древнегреческой философии



Содержание

 

Введение….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…….......3

1. Глава 1. Процесс формирования древнегреческой философии…………..5

1.1. Мифология Древней Греции как начало формирования философии….6

1.2. Предпосылки становления древнегреческой философии……….……..8

2. Глава 2. Суть  древнегреческой философии….………………9

2.1. Проблематика древнегреческой философии ……………………………9

2.2. Особенности античной философии..…………………………………....12

2.3. Первые философские школы Древней Греции…………………………12

2.4. Значение древнегреческой философии…………………………………17

Заключение….….….….….….….….….….….….….….….….….….………...18

Список использованных источников и литературы…….….….….….……..20


 

Введение

Актуальность темы состоит в том, что развитие античной философии – важнейший этап в исторической динамике предмета философского познания.

Объектом исследования является специфика древнегреческой философии.

Предметом исследования являются работы Древнегреческих философов

Цель исследования – раскрыть сущность Древнегреческой философии

Задачи исследования:

- понять сущность и функции древнегреческой философии

- представить данные о начале формирования Древнегреческой философии и ее тематике;

  - понимание философии Древней Греции.

- Оценить особенность античной философии и ее роль в мировой истории.

 

 


 

Глава 1.

Процесс формирования древнегреческой философии

Глава 2

Характеристика древнегреческой философии.

Особенности античной философии.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

§ материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

§ древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

§ стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

§ на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

§ допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;

§ человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

§ были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Первые философские школы Древней Греции и их идеи.

Милетская школа

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «о природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. До н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа Демокрит (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии.

Заключение.

цель древнегреческой философии – чистое созерцание истины. При этом созерцание истины как таковой не выходит из пределов логоса, не обращается к помощи мифопоэтических образов. Аристотель, утверждая приоритет философии в деле познания истины, говорил: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной». Таким образом рациональность есть принципиальное отличие (греческой) философии от других форм познания. Всеобщее как предмет философии и рациональность как принцип философского познания определили развитие и западной культуры в целом.

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.

Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы стали подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Цель исследования была достигнута, а задачи были решены.

 


Содержание

 

Введение….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…….......3

1. Глава 1. Процесс формирования древнегреческой философии…………..5

1.1. Мифология Древней Греции как начало формирования философии….6

1.2. Предпосылки становления древнегреческой философии……….……..8

2. Глава 2. Суть  древнегреческой философии….………………9

2.1. Проблематика древнегреческой философии ……………………………9

2.2. Особенности античной философии..…………………………………....12

2.3. Первые философские школы Древней Греции…………………………12

2.4. Значение древнегреческой философии…………………………………17

Заключение….….….….….….….….….….….….….….….….….….………...18

Список использованных источников и литературы…….….….….….……..20


 

Введение

Актуальность темы состоит в том, что развитие античной философии – важнейший этап в исторической динамике предмета философского познания.

Объектом исследования является специфика древнегреческой философии.

Предметом исследования являются работы Древнегреческих философов

Цель исследования – раскрыть сущность Древнегреческой философии

Задачи исследования:

- понять сущность и функции древнегреческой философии

- представить данные о начале формирования Древнегреческой философии и ее тематике;

  - понимание философии Древней Греции.

- Оценить особенность античной философии и ее роль в мировой истории.

 

 


 

Глава 1.

Процесс формирования древнегреческой философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.017 с.)