Перечень осваиваемых компетенций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень осваиваемых компетенций



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.12.04 История России, ч. 4

Направление подготовки

 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль ОПОП ВО

«Историческое образование»

Формы обучения

очная, заочная

Квалификация выпускника – бакалавр

 

Псков

2020


СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
1. Цели и задачи дисциплины 5-6
2. Место дисциплины в структуре учебного плана  6
3. Требования к результатам освоения дисциплины  6-8
3.1. Перечень осваиваемых компетенций 6
3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП: 6-9
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 9-11
5. Содержание дисциплины 11-21
5.1. Содержание разделов дисциплины 11-21
5.2. Разделы дисциплины и виды занятий для очной формы обучения 21-23
5.2.1. для заочной формы обучения 23-25
6. Лабораторный практикум (не предусмотрен) 25
7. Практические занятия (семинары) 25-26
8. Примерная тематика курсовых работ 26-27
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 27-30
  а) основная литература, в т.ч. из ЭБС 27-28
  б) дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС 28-29
  в) перечень информационных технологий   29
  г) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29-30
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 30-31
11. Методическое обеспечение дисциплины 31-37
11.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины    31-33
11.2 Методические указания по организации самостоятельной работы студентов 33-34
11.2.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 34-35
  1) Методические рекомендации к семинарским занятиям (см.: приложение к рабочей программе дисциплины № 1) 34
  2) Заданиядля самостоятельной работы студентов (Приложение № 2 к рабочей программе дисциплины) 35
11.2.2. Иные методические рекомендации по изучению дисциплины. Рейтинг - карта дисциплины   35-37
12.  Фонд оценочных средств промежуточной аттестации обучающихся 38-54
12.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы 38-40
12.2.   Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкалы оценивания 40-49
12.3. Оценочные средства (типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности) 50-54
12.3.1. Комплект заданий для проведения экзамена в традиционной форме.Вопросы к экзамену 50-54
12.3.2. Примеры экзаменационных билетов 54
12.3.3. Тестовые задания (педагогические измерительные материалы), для проведении промежуточной аттестации с ключами ответов и шкалой оценивания. Демонстрационная версия закрытой части оценочных средств (Приложение № 3 к рабочей программе дисциплины) 54
13. Особенности освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 54-55
  Аннотация рабочей программы дисциплины Б1.В.12.04История России, ч.4 56-60

 

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цели:

- теоретическая и практическая подготовка будущих бакалавров к проектированию и реализации процесса интеллектуально-исторического и историко-культурного саморазвития и самосовершенствования;

- расширение исторического кругозора будущих бакалавров, ознакомление с последними достижениями исторической науки, формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций; 

- формирование фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России в 1917 – 1939 гг., о важнейших процессах и закономерностях общественно-политического, социально-экономического и духовного развития, национального своеобразия советской, русской и российской культуры;

- усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы;

- овладение выпускниками навыками и умениями анализа исторических фактов и событий, культуры ведения полемики и дискуссий по историческим вопросам, об альтернативах исторической перспективы российского общества в 1917 – 30-е гг.;

- воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям Отечества.

Задачи:

- сформировать представление о необходимости и важности знания российской истории, выявить место истории в системе общественно - гуманитарных наук;

- дать представление об основных источниках и методах изучения истории России 1917 – 1939 гг.;

- дать представление о многогранности, сложности и противоречивости исторического процесса, основных социально-экономических, общественно-политических и духовных процессах, происходивших в нашей стране в 1917 – 1939 гг.;

- познакомить будущих бакалавров с особенностями российской цивилизации советского периода;

- сформировать представления об основных исторических фактах и событиях социально-экономической и политической жизни, развитии национальных процессов в истории нашей страны, исторической роли руководителей государства в 1917 – 30-е гг., значении общественно-политических движений, содержании деятельности политических партий и организаций, их роли в изменении общественного развития, проблемном характере исторического познания и основных дискуссионных проблемах исторической науки изучаемого периода;

- развивать навыки и умения самостоятельной работы с источниками и специальной литературой.

 

2. Место дисциплины в структуре учебного плана.

Дисциплина Б1.В.12.04История России, ч. 4 относится к модулю "История России" обязательным части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) бакалавриата направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиля «Историческое образование».

Дисциплина Б1.В.12.04История России, ч. 4 реализуется на историческом факультете кафедрой отечественной истории. Дисциплина изучается на III курсе в 5 семестре, охватывает период отечественной истории 1917 – 1939 гг. и является логическим продолжением «Истории России» предыдущих периодов. Она предшествует дисциплине «История России (1939 г. – начало XXI в.)», а также другим дисциплинам вариативной части, в т.ч. по выбору.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Для очной формы обучения:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
V
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий)   50,35   50,35
В том числе:    
Лекции, из них: 24 24
с использованием ЭО и ДОТ (при наличии)** - -
в инновационных формах (при наличии) 8 8
Практические / семинарские занятия, из них:   24   24
с использованием ЭО и ДОТ (при наличии)** - -
в инновационных формах (при наличии) 12 12
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.).    
Самостоятельная работа (всего) 33 33
В том числе:    
Курсовой проект (работа) - -
Контрольные работы (1 работа) 2 2
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы (эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) 31 31
Промежуточная аттестация в форме экзамена (всего) 27 27
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: - консультации к экзамену - экзамена     2 0,35     2 0,35

Общий объём дисциплины: часов

зач. ед.

108 108
 3  3
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины   50,35   50,35

Для заочной формы обучения:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
V
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) 14,35 14,35
В том числе:    
Лекции, из них: 4 4
в инновационных формах (при наличии) 4 4
Практические / семинарские занятия, из них:   8   8
в инновационных формах (при наличии)  6  6
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.).    
Самостоятельная работа (всего) 87 87
В том числе:    
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы (эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) 87 87
Промежуточная аттестация в форме экзамена (всего) 9 9
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем:** - консультации к экзамену - экзамена     2 0,35     2 0,35

Общий объём дисциплины: часов

зач. ед.

108 108
  3 3
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 14,35 14,35

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

I. Великая Российская революция 1917 г.

1. Февральская буржуазно-демократическая революция.

Развитие революционного процесса от Февраля к Октябрю, борьба за выбор пути исторического развития России

Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Обострение социальных, экономических, межнациональных, политических противоречий, углубление системного кризиса российского общества накануне революции.

Народные выступления в Петрограде Народные выступления в Петрограде 23-26 февраля. Вооруженное восстание 27 февраля, свержение царского правительства. Крушение монархии и создание новых органов власти. Двоевластие: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Приказ № 1 и Декларация 3 марта. Отречения Николая II и великого князя Михаила Александровича.

Организация власти на местах. Состояние политических партий после Февраля и их борьба за различные варианты развития страны. Роль видных деятелей партий: кадетов (П.Н. Милюков), эсеров (В.М. Чернов,                  Н.Д. Авксентьев, А.Ф. Керенский, А.Р. Гоц, М.А. Спиридонова), меньшевиков (Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, И.Г. Церетели, Ф.И. Дан, Н.С. Чхеидзе,       М.И. Скобелев, Ю.О. Мартов), большевиков (В.И. Ленин, Л.Б. Каменев,     И.В. Сталин, А.Г. Шляпников, Я.М. Свердлов).

Политическая деятельность В.И. Ленина после приезда в Россию, его «Апрельские тезисы», курс на установление власти Советов.

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства под руководством князя Г.Е. Львова (2 марта - 7 июля) и А.Ф. Керенского (8 июля – 25 октября).

Апрельский политический кризис. Формирование первого коалиционного правительства.

Первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, их партийный состав и основные решения. Объединение Советов в масштабах всей страны.

Июньский и июльский политические кризисы и их последствия. VI съезд РСДРП (б) и его значение.

2. Обострение общенационального кризиса. Великая Октябрьская социалистическая революция

Нарастание общенационального кризиса. Государственное совещание в Москве (август). Мятеж генерала Л.Г. Корнилова: попытка установления военной диктатуры. Директория.

Радикализация масс, большевизация Советов. Рост влияния партии большевиков и её тактика революционной борьбы. Возникновение новой возможности мирного развития революции. Работа В.И. Ленина «Русская революция и гражданская война». Правительственные альтернативы в сентябре 1917 года. Отказ меньшевиков и эсеров от компромисса, предложенного большевиками (однородное социалистическое правительство).

Демократическое совещание (сентябрь). Предпарламент и его бойкот большевиками.

Курс большевиков на вооруженный захват власти. Работы В.И. Ленина «Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Кризис назрел». Значение заседаний ЦК РСДРП (б) 10 и 16 октября. Создание ВРК и военно-революционного центра. Отношение В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева к вопросу насильственного свержения власти Временного правительства.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 24-26 октября. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его значение. Провозглашение Советской власти. Первые декреты и их значение. Формирование ВЦИК и однопартийного большевистского СНК.

Ультиматум Викжеля, его посредничество в переговорах по поводу коалиционного правительства. Первый политический кризис новой власти. Формирование большевистско-левоэсеровского правительства.

 

3. Утверждение власти Советов в России

В.И. Ленин: «Триумфальное шествие Советской власти». Победа вооруженного восстания в Москве (27 октября – 3 ноября). Упрочение Советской власти в армии: Западный и Северный фронты. Балтийский и Черноморский флоты. Завоевание Ставки и смещение Н.Н. Духонина. Борьба за Юго-Западный, Румынский и Кавказский фронты.

Особенности становления новой власти в Центральном районе, Поволжье, на Урале. Борьба за власть в национальных районах: Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия, Закавказье.

Антибольшевистские силы в борьбе с Советами: Центральная Украинская Рада, А.М. Каледин на Дону, А.И. Дутов на Южном Урале, формирование Добровольческой армии на юге России: генералы М.В. Алексеев и Л.Г. Корнилов у истоков Белого дела.

 

4. Формирование советской государственно-политической системы

Слом дореволюционных управленческих структур, создание советской системы государственной власти. Высшие законодательные и исполнительные органы власти. Новая судебная система и ее принципы. Создание и первоначальная деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ).

Созыв и роспуск Учредительного собрания (5-6 января 1918 г.).

III съезд Советов, значение его решений для утверждения Советской государственности. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

IV Всероссийский съезд Советов, выход левых эсеров из СНК. Левоэсеровский путч. Складывание однопартийной системы. V съезд Советов. Первая Советская конституция.

 

5. Социально-экономическая политика

Советской власти (октябрь 1917-июнь 1918 г.)

Предоктябрьская концепция социалистической экономики В.И. Ленина.

Попытки постепенного движения к экономике социалистического типа: установление рабочего контроля, «красногвардейская атака на капитал» – национализация частных банков, железнодорожного транспорта, крупных промышленных предприятий; введение монополии внешней торговли, аннулирование внутренних и иностранных государственных займов. Создание ВСНХ. Работа В.И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» о путях движения к новой социалистической экономике (апрель 1918 г.).

Аграрная политика Советской власти. Декрет о земле и Основной закон о социализации земли. Попытки решения продовольственной проблемы: товарообмен, реквизиции, хлебная монополия, продовольственная диктатура. Ставка большевиков на раскол крестьянства. Комбеды – форпосты большевистской аграрной революции. Большевистский удар по зажиточному крестьянству. Крестьянские и казачьи восстания весной и летом 1918 г. Резкое сокращение социальной базы большевистской власти летом 1918 г.

Социальная политика. Ликвидация сословного деления общества, дореволюционных чинов, титулов, наград, уравнивание в правах мужчин и женщин, введение 8-ми часового рабочего дня, отделение школы от церкви и церкви от государства.

Национальная политика. «Декларация прав народов России» и ее значение.

Начало культурных преобразований на основе новых партийно-классовых ценностей.

 

6. Внешняя политика Советской России

Декрет о мире и его значение.

Отказ стран Антанты от признания большевистской власти и от переговоров с республикой Советов. Развал русского фронта, отсутствие боеспособной революционной армии.

Сепаратные переговоры с Германией иих провал. Наступление германских войск. Декрет-воззвание «Социалистическое Отечество в опасности». Боевое крещение первых отрядов Красной Армии под Псковом, Ревелем и Нарвой. Успехи, поражения и уроки военных действий.

VII съезд РКП (б), IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов о войне и мире. Брестский мирный договор, поражение и победа большевистской власти, трагедия русского национального сознания.

 

7. Историографические подходы

к проблеме Октябрьской революции

Октябрьская революция в представлениях современников и участников:     В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Г.В. Плеханов, А.М. Горький,   Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Н.Н. Суханов, А.А. Богданов, А.И. Деникин.

Советская, эмигрантская, зарубежная и современная отечественная литература об исторических корнях революции, ее характере, структуре, влиянии на судьбы России и мира. Причины победы большевиков.

 

8. Гражданская война и иностранная военная интервенция

в России (1917 - 1922 гг.). Военный коммунизм

Понятия «гражданская война» и «иностранная интервенция». Историографические подходы к проблемам гражданской войны, её причинам и периодизации. Содержание основных периодов.  

Начало гражданской войны и развертывание иностранной военной интервенции. Антибольшевистские силы в борьбе с Советами: Центральная Украинская Рада, A.M. Каледин на Дону, А.И. Дутов на Южном Урале, формирование Добровольческой армии не юге России: генералы М.В. Алексеев и Л.Г. Корнилов у истоков Белого дела.

Захват Румынией Бессарабии, ввод австро-германских войск на территорию Украины, Белоруссии, Прибалтики, Псковской губернии; начало интервенции стран Антанты на Севере России и Дальнем Востоке.

Выступление чехословацкого корпуса. Ликвидация Советской власти в Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири объединёнными силами интервентов и «демократической контрреволюцией» («Комуч» и др.). Создание летом-осенью 1918 г. региональных правительств. Уфимская директория. Кольцо фронтов вокруг Советской России.

Превращение Советской России в единый военный лагерь. Изменение принципов построения РККА. Привлечение военных специалистов. Реввоенсовет республики. Л.Д. Троцкий. Совет труда и обороны. Красный террор и его назначение. Ликвидация дома Романовых.

Окончание I мировой войны, прекращение оккупации территорий России австро-германскими интервентами. Аннулирование Брестского мирного договора. Провозглашение новых советских республик: Эстонская (Эстляндская трудовая коммуна) – ноябрь 1918 г., Латвийская и Литовская - декабрь 1918 г., Белорусская – январь 1919 г.

Высадка англо-французский войск в Новороссийске, Севастополе, Одессе. Захват Баку и Батуми.

Решающие сражения гражданской войны. Ликвидация «генеральской контрреволюции». Установление в Сибири (ноябрь 1918 г.) военной диктатуры адмирала. А.В. Колчака, крах его похода на центральную и северную Россию.

Крупнейшие победы РККА над белогвардейскими армиями                  А.В. Колчака, А.И. Деникина и Н.Н. Юденича весной 1919 – весной 1920 гг. Советско-польская война. Поход на Варшаву, попытка экспорта революции в Европу. Поражение на Висле и Рижский мир.

Полный разгром Белого движения: поражение в Крыму «Русской армии» П.Н. Врангеля.

«Третья сила» в гражданской войне: «крестьянская вольница», движение «зелёных». Н.И. Махно на Украине, А.С. Антонов в Тамбовской губернии, повстанческое движение в Западной Сибири, Карелии, на Северном Кавказе и др.

Идеология и политика белых правительств А.В. Колчака,                   А.И. Деникина, П.Н. Врангеля и др. Белый террор. Ликвидация основных очагов гражданской войны в 1921 – 1922 гг., прекращение «малой гражданской войны». Восстание моряков в Кронштадте - один из последних «аккордов» войны.

Социально-экономическая политика большевиков: военный коммунизм. Его предпосылки, содержание и значение. VIII съезд РКП(б): корректировка курса по отношению к середняку. Программа РКП (б). Трансформация Советской власти в условиях гражданской войны и военного коммунизма. Административно-командная система управления экономикой и обществом.

Итоги и уроки гражданской войны. Внутренние и внешние факторы военно-политической победы большевиков и поражения белых.

 

II. Советское государство в период новой экономической политики (1921-1927 гг.) и эволюции советско-большевистской власти (1921 – 1929 гг.)

1. Советское государство и общество в период

новой экономической политики (1921 – 1927 гг.)

Объективная необходимость замены политики военного коммунизма новой экономической политикой. Экономический, политический и социальный кризисы.

В.И. Ленин: «Черновой набросок насчёт крестьян» (февраль 1921 г.). X съезд РКП (б), значение его решений. Первые антикризисные меры, резолюция «О продовольственном налоге».

Экономическая сущность НЭПа: товарно-денежные отношения и рынок (свобода торговли, налоговая политика, коммерческий и хозяйственный расчёт, материальное стимулирование, финансовая система - денежная реформа 1922-24 гг., кредитные отношения, допущение частного предпринимательства при доминирующем положении госсектора экономики), восстановление кооперации (приоритет кооперации вертикальной концентрации по отношению к интегральной (горизонтальной) кооперации; государственный капитализм как политика и как уклад (аренда, концессии и др.).

НЭП как система управления и хозяйствования: сочетание ад­министративно-командных и рыночных методов. Трестирование. Синдицирование. НЭП как реальная экономика: многоукладная, смешанная экономика.

НЭП как способ движения к социализму. Результаты новой экономической политики.

Политические, идеологические, экономические и социально-психологические факторы отказа от НЭПа и перехода к чрезвычайным мерам и военно-коммунистической практике.

Национально-государственное строительство. Образование СССР: борьба унитарных и федералистских тенденций, разногласия между                                                                                                                          В.И. Лениным и И.В. Сталиным.

Первый съезд Советов СССР: Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Второй Всероссийский съезд Советов: одобрение первой Конституции СССР. Дальнейшее развитие советской государственности. Значение образования СССР.

 

2. Общественно-политическая и культурная жизнь в 20-е годы

Политическая система нэпа: сохранение прежних политико-идеологических основ партии большевиков, диктатуры пролетариата (партии), ведущая роль государства как главного инструмента строительства социализма. Закрепление принципа назначенства: номенклатура, ее состав и назначение. Сохранение недемократической избирательной системы в Советы, классового подхода к законности.

Расширение правового регулирования общественных отношений: Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Земельный кодексы. Судебная реформа: упразднение территориальных ревтрибуналов. Адвокатура. Прокуратура. Сохранение органов внесудебной расправы.

Отсутствие свободы печати. Борьба с политическим и идеологическим инакомыслием: репрессии по отношению к эсерам, меньшевикам, анархистам и др., высылка из страны оппозиционно настроенных к власти ученых.

Внутрипартийная борьба как следствие однопартийности, переноса противоречий сложного многоукладного общества внутрь правящей партии. Ленинское «Завещание», теоретическое наследие В.И. Ленина как орудие политической борьбы.

В.И. Ленин – явление российской и мировой истории. В.И. Ленин в судьбах России и мира.

Внутрипартийная борьба в 1923 – 1927 гг.: поражение троцкистской оппозиции, «новой оппозиции», троцкистско-эиновьевского блока («объединенной оппозиции»).

Поражение «правой оппозиции» (1928 – 1929 гг.). Причины поражений и подрыва позиций старой большевистской гвардии. Победа И.В. Сталина – новый шаг на пути к утверждению режима его личной власти в партии и стране.

Культурная жизнь страны в 20-е годы. Общие задачи РКП (б) в области культуры и практическая линияих решения: создание культуры нового типа - социалистической, установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими мировоззрение (идеологизация), подъем общего культурного уровня населения (демократизация), провозглашение свободного соревнования различных группировок в литературе и искусстве.

Роль Наркомпроса в развитии культуры. А.В. Луначарский. Ликвидация неграмотности, развитие единой трудовой школы; 10-летний план всеобщего начального образования.

Восстановление научного потенциала, рост НИИ; плодотворная деятельность Н.Е. Жуковского, В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского, А.Н. Баха, И.М. Губкина, А.Е. Ферсмана, Н.И. Вавилова, П.Л. Капицы, Ф.А. Цандера, И.П. Павлова и др. Становление марксистской методологии в отечественной науке.

Литературно-художественная жизнь: обилие творческих группировок и течений («Кузница», «Серапионовы братья», «Левый фронт искусств», «Перевал», МАПП, РАПП, АХРР, ОСТ, ОМХ, РАПМ и др.).

Левомодернистские течения: футуризм, супрематизм, кубизм, конструктивизм – в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Творчество Н.А. Андреева, А.А. Ахматовой, В.Я. Брюсова, М.А. Булгакова, Л.А., В.А., А.А. Весниных, М.Б. Грекова, А.А. Дейнеки, В.Н. Дени, С.А. Есенина, В.А. Каверина, В.В. Кандинского,  П.П. Кончаловского, Б.М. Кустодиева, А.В. Лентулова, Л.М. Леонова, Л.М. Лисицкого, К.С. Малевича, В.В. Маяковского, В.Э. Мейерхольда,                     К.С. Мельникова, Д.С. Моора, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Петрова-Водкина, К.С. Станиславского, А.Н. Толстого, Р.Р. Фалька, К.А. Федина,            И.Д. Шадра, М.А. Шолохова, С.М. Эйзенштейна и др.

Политическая цензура: Главлит, Главрепертком. Ревнители «пролетарской чистоты» литературы и искусства: журнал «На посту», РАПП, Пролеткульт и др.

Русская культура в эмиграции: Евразийство (П.Н. Савицкий,              Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др.); «Сменовеховство»          (Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, А.В. Бобрищев-Пушкин и др.): поворот интеллигенции к сотрудничеству с Советской властью. Творчество И.А. Бунина, В.В. Набокова, К.Д. Бальмонта,             М.А. Алданова, М.И.Цветаевой.

 

3. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы

Цели и принципы Советского государства в области международных отношений: налаживание со странами Запада взаимовыгодного делового сотрудничества, мирное сосуществование; всесторонняя поддержка мирового коммунистического движения (пролетарский интернационализм).

Выход из международной изоляции: мирные договоры с Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией. Нормализация отношений со странами Востока: Турцией, Ираном, Афганистаном и др.

Генуэзская и Гаагская конференции 1922 г. Рапалльский договор. Германия – ведущий партнер СССР в Европе. Полоса дипломатического признания СССР ведущими странами Запада – 1924 – 1926 гг. Рейнский гарантийный пакт и его антисоветская направленность. Договоры СССР о нейтралитете и ненападении 1925 – 1927 гг.Присоединение Советского Союза к пакту Бриана-Келлога.

Вторая линия внешней политики СССР: поддержка мирового рабочего и коммунистического движения. Основание 3-го Коммунистического Интернационала в 1919 г. в Москве. III конгресс Коминтерна и влияние его решений на события 1923 г. в Болгарии, Германии, Польше.

Обострение международной ситуации в 1927 г. – разрыв дипломатических отношений с Великобританией и Китаем.

 

III. Форсированное строительство социализма в СССР (конец 20-х – 30-е гг.): советский вариант модернизации страны

1. Модернизация промышленности и сельского хозяйства

Советский вариант модернизации: индустриализация и коллективизация как две стороны одного процесса, ускоренного движения к социализму.

Понятие «индустриализация». Историческая необходимость создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства. Концепции путей и методов индустриализации (Л.Д. Троцкий,                 Е.А. Преображенский, Г.Я. Сокольников, Л.Б. Красин, Н.И. Бухарин и др.).

Первый пятилетний план, его варианты и результаты. Создание новых органов управления народным хозяйством, отраслевые наркоматы как форма приказного административного управления, разрастание бюрократического аппарата, отказ от принципов НЭПа. Вторая пятилетка и её результаты. Стахановское движение и его значение. Источники индустриализации.

Понятие «коллективизация сельского хозяйства». Советская деревня накануне коллективизации. XV съезд ВКП (б) и первоначальные планы коллективизации. Хлебозаготовительный кризис 1928 года – угроза срыва ускоренной индустриализации, переход к чрезвычайным мерам, идея взимания «дани» с крестьянства на индустриализацию.

1929 г. - год «великого перелома», курс на сплошную коллективизацию. Статья И.В. Сталина «Год великого перелома», решения ноябрьского Пленума ЦК ВКП (б), выступление Сталина на конференции марксистов-аграрников. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» от 5 января 1930 г.

Ликвидация кулачества как класса - массовый террор по отношению к состоятельному слою деревни. Секретное постановление Политбюро             ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 г.Первые результаты сплошной коллективизации. Активное и пассивное сопротивление крестьянства. Признание И.В. Сталиным «искривления партлинии» под видом «головокружения от успехов». Новая волна «раскулачивания» и усиление налогового пресса на единоличника. Голод 1932 – 1933 гг.

Реализация программы создания машинно-тракторных станций (МТС), их роль в процессе коллективизации. Двадцатипятитысячники. Организационное строительство колхозов. Первый и второй съезды колхозников - ударников. Завершение коллективизации во второй пятилетке, насаждение коллективных форм организации сельскохозяйственного производства - превращение аграрного сектора, в объект жесткой централизации и администрирования, составную часть директивной экономики. Последствия разрушения вековых традиций сельской жизни. Стабилизация положения в сельском хозяйстве к концу 30-х годов. Значение коллективизации.

 

Для очной формы обучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

СРС

Часов

Всего

Часов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.103 (0.115 с.)