Кафедра экономической теории. Федеральное государственное учреждение 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической теории. Федеральное государственное учреждение



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

Кафедра экономической теории

 

ПРОГРАММА

дисциплины

 «ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

 

Специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 

Кафедра экономической теории

 

УТВЕРЖДЕНО                         

                                              Ученым советом Ростовского филиала РТА

                                      (протокол № 11 от 18 декабря 2008 г.)

 

ПРОГРАММА

 

 дисциплины

«ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

 

Специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

 

Ростов-на-Дону

2008


 

Авторы-составители:

Астальцев В.Н., профессор кафедры экономической теории Ростовского филиала РТА, к.э.н., доцент.

Наймушин В.Г., главный научный сотрудник ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ»), доктор экономических наук, профессор. 

Ответственный за выпуск:

В.И. Панченко, заведующий кафедрой экономической теории Ростовского филиала РТА, к.э.н., доцент.

 

Рецензенты: Рожкова А.Ю., старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела Ростовского филиала РТА, к.э.н., доцент,

Пономарев А.И., заведующий кафедрой налогообложения и бухгалтерского учета СКАГС, д.э.н., профессор

 

Программа одобрена на заседании кафедры

(протокол № 5 от «28» ноября 2008 г.)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(Вузовский компонент)

Теория переходной экономики. Этапы (стадии) исторической эволюции экономической системы. Структура, противоречия и общие закономерности современной переходной экономики. Базовые модели системных реформ: «градуализм», «шоковая терапия». Российская модель переходной экономики и необходимость её системной модернизации.

Незавершённость рыночного реформирования российской экономики. Трансформационный спад. Взаимоотношения государства, бизнеса и гражданских институтов в России. Ориентиры институциональной модернизации хозяйственной системы. Формирование частно-государственного социального партнёрства. Императивы инновационной модернизации экономики и инновационная политика государства. Инновационная бизнес-культура.

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года: основные задачи, факторы, способы реализации.

Современный мировой финансовый кризис. Меры антикризисного регулирования и защита национальных интересов России. Влияние процесса мирохозяйственной глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1) Цель:

- сформировать у слушателей углубленные знания о закономерностях, противоречиях и проблемах модернизации экономики России, а также о содержании, задачах и функциях государственной политики в процессе завершения рыночных реформ;

2) Задачи:

n анализ содержания, закономерностей, этапов и противоречий модернизации экономики страны;

n изучение целей, задач и основных направлений второго этапа экономической реформы в России;

n выявление ключевых проблем становления и развития инновационного предпринимательства, а также способов их разрешения в интересах отечественного бизнеса, государства, общества в целом;

n рассмотрение актуальных проблем формирования и использования эффективной модели государственного регулирования экономики в период модернизации;

n анализ актуальных проблем дальнейшего реформирования российской экономики и определение перспектив и приоритетных задач пореформенного развития страны.

Основная особенность спецкурса "Проблемы модернизации экономики России" состоит в том, что закономерности становления рыночной системы исследуются не в абстрактном виде, а через конкретные формы их практической реализации в современной российской экономике. Учитывая незавершенность процесса рыночной трансформации России, центральное место в предлагаемом спецкурсе отводится анализу взаимодействия современной экономической теории, государственной политики и хозяйственной практики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        

В результате изучения курса слушатель должен:

- владеть понятийным аппаратом теории, политики и практики модернизации экономики;

- усвоить методологические основы системного изучения проблем институциональной модернизации экономики России;

- иметь навыки и умения конкретизации теоретических знаний, их использования в обосновании инновационных управленческих решений, решении конкретных практических задач;

- закрепить навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, нормативными документами и статистическими материалами, а также выполнения тестов, упражнений, индивидуальных практических заданий;

- повысить качественный уровень проведения дискуссии по актуальным проблемам современной экономической теории и практики.

Изучение спецкурса включает лекционный курс, цикл семинарских занятий, самостоятельное выполнение слушателями тестов и упражнений, письменных рефератов, участие в итоговой учебной дискуссии.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Переходная экономика: содержание, закономерности, этапы

    Теория переходной экономики: сущность, источники, основные элементы. Новая парадигма экономической теории. Экономическая система и ее исторический характер. Этапы (стадии) исторической эволюции экономической системы. Переходные состояния в экономике. Структура, противоречия и общие закономерности современной переходной экономики. Многоукладность. Неустойчивость развития. Длительность преобразований. Криминализация экономики. Социальные и межнациональные конфликты.

    Концепция перехода к современной рыночной экономике. Понятие и сущность переходного периода. Характерные признаки системы централизованно-управляемого хозяйства. Основные черты рыночной экономики. Сферы системных преобразований: либерализация цен, демонополизация и создание конкурентной среды, институциональные преобразования, макроэкономическая стабилизация, структурные преобразования, формирование системы социальной защиты населения. Базовые модели системных реформ: "градуализм", "шоковая терапия". Формы проявления закономерностей перехода к рыночной системе в России.

 

России. Перспективы реформ

Рыночные реформы в России: историческое наследие и современные коллизии. Итоги первого этапа реформ в России. Основные экономические показатели и экспертные их оценки. Факторы экономического спада. Достижения и просчеты экономической политики. Воспроизводство бедности и источники обогащения элиты. Основные структурные и институциональные изменения в экономике: контроль над инфляцией, либерализация, расширение частного сектора, привлечение инвестиций, восстановление экономического роста.

Современное состояние российской экономики. Цель, задачи и направления второго этапа реформ. Проблемы модернизации системы ценностей и институтов российского общества. Принципиальные основы консолидации российского общества.

Современный мировой финансовый кризис. Меры антикризисного регулирования и защита национальных интересов России. Влияние процесса мирохозяйственной глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

 

Нормативные акты:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Гросс Медиа, 2008.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: Октябрь, 2008. e-mail.macro@economy.gov.ru

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию. // Российская газета. - 6 ноября 2008. - № 43. / www.kremlin. ru

 

Литература

 

4. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. / Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5. Красникова Е.В. Экономика переходного периода: Учебное пособие для студентов. – М.: Омега-Л, 2005.

6. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. / Учебное пособие. / М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Экономика. Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

8. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

9. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. / Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Дополнительные источники [1]

 

1. Абалкин Л. О новой концепции долгосрочной стратегии. // Вопросы экономики. 2008. № 3.

2. Астальцев В.Н., Наймушин В.Г., Пайда Г.В. Развитие корпоративного предпринимательства в России: проблемы и перспективы. / Под ред. В.Г. Наймушина. – Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2003.

3. Астальцев В.Н., Наймушин В.Г. Стратегические приоритеты социально-экономического развития России. // Академический вестник. Ежегодник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2005. № 3.

4. Аузан А., Золотов А. Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения. // Вопросы экономики. 2008. № 8.

5. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. – 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – Главы 8, 9.

6. Гребнев Л. «Концепция – 2020»: среднесрочная тактика для долгосрочной стратегии? // Вопросы экономики. 2008. № 8.

7. Григорьев Л., Тамбовцев В. Модернизация через коалиции. // Вопросы экономики. 2008. № 2.

8. Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход). // Вопросы экономики. 2008. № 2.

9. Дерябина М. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. // Вопросы экономики. 2008. № 8.

10.  Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Инфляция в новом измерении. // Вопросы экономики. 2008. № 7.

11.  Жуков А. Экономический рост и корпоративное управление. // Вопросы экономики. 2008. № 7.

12.  Капелюшников В. Собственность без легитимности? // Вопросы экономики. 2008. № 3.

13.  Клиновав М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса. // Вопросы экономики. 2008. № 8.

14.  Корчагин Ю.А. Современная экономика России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

15.  Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. – М.: Международные отношения, 2004.

16.  Наймушин В.Г. Корпоративная собственность в трансформационной экономике (специфика становления и развития). Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2003.

17.  Наймушин В.Г., Пайда Г.В., Астальцев В.Н. Рациональная модель модернизации экономики России. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.

18.  Обучение рынку. / Под ред. С.Ю. Глазьева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

19.  Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. / Отв. ред. В.А. Мартынов и др. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

20.  Петраков Н. Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая. // Вопросы экономики. 2008. № 3.

21.  Петросян Д., Фаткина Н. Этические принципы в социально-экономической политике России. // Вопросы экономики. 2008. № 2.

22.  Плискевич Н. Система «власть – собственность» в современной России. // Вопросы экономики. 2008. № 5.

23. Полищук Л., Щетинин О., Шестопёров О. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Вопросы экономики. 2008. № 3.

24.  Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции. // Вопросы экономики. 2008. № 4. 

25.  Радыгин А., Энтов Р. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX – XXI вв.) // Вопросы экономики. 2008. № 8.

26.  Сенчагов В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения. // Вопросы экономики. 2008. № 8.

27.  Сорокин Д. Воспроизводственный вектор российской экономики: 1999 – 2007 годы. // Вопросы экономики. 2008. № 4. 

28.  Фетисов Г. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни». // Вопросы экономики. 2008. № 3.

29.  Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. / Под ред. К.А. Хубиева.

Ч. 1, 2. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.

30.  Олейник А. «Институциональные ловушки» посткризисного периода в России// Вопросы экономики.– 2004. - № 6.

31.  Трансформационная экономика России. / Учебное пособие. / Под ред. А.В. Бузгалина. – М.: Финансы и статистика, 2006.

32.  Теоретические проблемы переходной экономики. / Учебно-методическое пособие. / Под ред. В.В. Радаева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.

33.  Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

     Дисциплина «Проблемы модернизации экономики России» относится к дисциплинам по выбору для специальности «Экономика и управление на предприятии (таможне)». Ее предмет тесно связан с содержанием таких дисциплин, как «Экономическая теория», «История экономики», «История экономических учений», «Проблемы государственного регулирования экономики», изучаемыми студентами экономического факультета на 1-2 курсах. В ходе изучения дисциплины «Проблемы модернизации экономики России» студенты развивают, углубляют и конкретизируют свои экономические знания и аналитические навыки применительно к особенностям современной российской экономики. Успешное овладение программой курса служит одной из предпосылок для последующего изучения ими других дисциплин экономического цикла: «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Маркетинг», «Мировая экономика», «Финансы, денежное обращение и кредит» и др.

     Основное внимание в процессе изучения дисциплины уделяется анализу взаимосвязи экономической теории, политики и практики институциональной модернизации экономики. Программа курса позволяет достаточно подробно рассмотреть не только концептуальные основы, но и фактические результаты экономических реформ, осуществляемых в России, также в других постсоциалистических государствах. Отличительной особенностью дисциплины «Проблемы модернизации экономики России» является ее проблемный характер, стимулирующий познавательную активность обучающихся, развивающий их творческие и аналитические способности.

     Знакомясь с наиболее актуальными социально-экономическими и политическими проблемами, студенты имеют возможность глубже осознать незавершенность рыночного реформирования экономической системы России, сформировать системное представление об ориентирах ее дальнейшей трансформации, роли государства и бизнес-сообщества в рациональной модернизации страны, эффективной интеграции отечественной экономики в мировой рынок.

     Следует помнить, что в процессе изучения дисциплины нельзя ограничиваться учебниками и учебно-методическими пособиями, указанными в перечне основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к семинарским занятиям. С этим типом источников учебной информации студенты младших курсов, как правило, знакомы достаточно хорошо. Однако теперь им предстоит сделать свой выбор в пользу той или иной экономической парадигмы (концепции), претендующей на роль теоретико-методологической основы модернизации отечественной экономики. А для этого воспроизведения хрестоматийного знания явно недостаточно. Чтобы успешно решать более сложные познавательные задачи, студентам предстоит научиться систематически и вдумчиво работать с научными монографиями, сборниками научных статей, публикациями в научных журналах: «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика», «Вестник МГУ», «Проблемы теории и практики управления», «Эксперт», «ЭКО» и др. Им предстоит самостоятельно искать свежую информацию на сайтах в Internet, периодической печати, в первую очередь, в газетах «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Коммерсант» и др.

     На семинарских занятиях от студентов потребуется умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, подкреплять теоретические обобщения и выводы ссылками на новейшие законодательные и нормативные акты, широко использовать статистические и фактические материалы. В целях более свободного владения понятийным аппаратом, обучающимся следует регулярно обращаться к словарям и справочникам, самостоятельно составить глоссарий. Наконец, большое внимание в курсе «Проблемы модернизации экономики России» отводится выполнению студентами тестовых упражнений, рефератов на заданную тему, иных индивидуальных творческих заданий, учитывающих специфику работы таможенных органов РФ.

 

 

ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

 

Авторы-составители:

 

Владимир Николаевич Астальцев,

Валерий Григорьевич Наймушин


[1] Используются по выбору студентов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

Кафедра экономической теории

 

ПРОГРАММА

дисциплины

 «ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

 

Специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)