Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.



Важными направлениями в этой работе являются:

- установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);

- разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

-формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;

- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «Хорошего родителя».

Далее необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям представляют широкое разнообразие у них проблем и вариантов в отставании в развитии, а в будущем возникают поведенческие расстройства, связанными с асоциальными личностями.

9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Проведения индивидуальной профилактической работы.

Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:

-безнадзорных или беспризорных;

-занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- употребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества без назначения врача;

- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо в случаях, когда установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

-обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

-условно-досрочно освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

-осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Индивидуальная профилактическая работа может проводиться с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Подготовка к этому решению связана со сбором информации, характеризующей особенности формирования личности ученика. Поскольку на формирование личности подростка, по мнению ученых- психологов, влияют наследственность, среда, воспитание и собственная деятельность, то информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности. В связи с этим обязательными компонентами информационного блока должны быть:

- педагогическая диагностика  и педагогический анализ проступка;

-заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;

-заключение медиков, определяющих особенности физического развития, желательно с дородового периода;

-акт обследования жилищных условий;

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье, которая может быть:

-педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

-педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

-конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия); \

- асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

-криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

Необходимо отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе, (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния. Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение доминанты отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

- проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

-какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

-как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

-каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

Собранная информация анализируется на заседании психолого-педагогической комиссии (консилиума), с целью выявления характера асоциальных проявлений (эпизодически, систематически) и вида проступков: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает на уроках. Комиссия выносит заключение: сформировались ли проступки в асоциальное поведение, с устойчивым проявлением отклонений от социальных норм и дает рекомендации по проекту индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

На следующем этапе заключение комиссии (консилиума) рассматривается на расширенном заседании Совета профилактики, куда приглашаются родители, классный руководитель, педагоги и председатель психолого-педагогического консилиума. Решение Совета профилактики о постановке на внутришкольный контроль обучающегося, подписанное директором школы является основанием для провидения индивидуальной воспитательно-профилактической работы с учащимся.

IV. Несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА:

- Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.

- Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

- Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).

- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

- Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.008 с.)