По нетрадиционной технике рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По нетрадиционной технике рисования



Программа

дополнительного образования

По нетрадиционной технике рисования

«Я-художник»

для детей 3 – 7 лет

 

 

Разработчик: воспитатель  Бережная Татьяна Геннадьевна.

 

В программе «Я-художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 

Содержание программы

I. Целевой раздел. Пояснительная записка………………………….. 3
1.1. Актуальность программы…………........................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы…………........................................................ 4
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………….........   4
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа…........................... 6
1.5. Обоснование выбора содержания программы………………………... 6
1.6. Планируемые результаты освоения детьми программы…………….. 7
1.7. Формы подведения итогов…………………………………………….. 8
II. Содержательный раздел……………………………………………... 10
2.1. Проектирование образовательной работы по программе…………… 10
2.2. Содержание разделов программы по возрастным группам…………. 12
     
III. Организационный раздел……………………………………………. 38
     
3.1. Материально-техническое обеспечение программы………………… 38
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды….. 41
     
     
  Заключение……………………………………………......................... 42
  Литература…………………………………………………………….. 43

 

 

 

 

….Это правда! Ну чего же тут

скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э. Успенский

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Актуальность программы «Я-художник.» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

 Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственногостандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).                                                                                                             Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Я-художник».

Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

Задачи:

· Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

· Развивать мелкую моторику рук;

· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

· Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

· Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

· Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

В ходе реализации программы «Радуга» дети знакомятся со следующими техникамирисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

 

Формы подведения итогов

 Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

Средний Высокий        
Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

 

 

Ф.И.ребенка

Техника работы

С материалами

Декоративная

деятельность

  9 5 9 5 9 5
  В В В В С В
  В В С В С С

 

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектирование образовательной работы по программе.

Программа «Радуга» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

 

№ п/п Тема занятий Количество занятий

1 год обучения

Октябрь «Овощи, фрукты» 4
Ноябрь «Деревья» 5
Декабрь «Птицы» 4
Январь «Животные» 4
Февраль «Сказки» 4
Март «Цветы» 5
Апрель «Игрушки» 4
Май «Загадки Радуги» 4

Всего за 1 год обучения:34

2 год обучения

Октябрь «Овощи, фрукты» 4
Ноябрь «Деревья» 5
Декабрь «Птицы» 4
Январь «Животные» 4
Февраль «Сказки» 4
Март «Цветы» 5
Апрель «Игрушки» 4
Май «Загадки Радуги» 4

Всего за 2 год обучения: 34

3 год обучения

Октябрь «Овощи, фрукты» 4
Ноябрь «Деревья» 5
Декабрь «Птицы» 4
Январь «Животные» 4
Февраль «Сказки» 4
Март «Цветы» 5
Апрель «Игрушки» 4
Май «Загадки Радуги» 4

Всего за 3 год обучения: 34

Год обучения

Октябрь «Овощи, фрукты» 4
Ноябрь «Деревья» 5
Декабрь «Птицы» 4
Январь «Животные» 4
Февраль «Сказки» 4
Март «Цветы» 5
Апрель «Игрушки» 4
Май «Загадки Радуги» 4

Всего за 4 год обучения: 34

Общее количество занятий по Программе: 136

Содержание разделов программы

Перспективное планирование первого года обучения - 2 младшая группа

Месяц Тема занятия: Программное содержание
Октябрь   1   2   3   4 «Овощи, фрукты» «Веселый горох»   «Ягодки и яблоки на тарелке»     «Собираем урожай»   «Приглашаем снегирей» Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Учить детей набирать краску на палец. Развивать мелкую моторику рук.   Продолжать учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.   Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки». Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.   Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.  
Ноябрь   5     6   7     8   9 «Деревья» «Осенний пейзаж»     «Маленькой елочке холодно зимой»     «Деревья у озера»     «Рябинка»   «Сирень в корзине» Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку.Закрепить знание детей о цветах.   Познакомить детей с новой техникой «монотипия». Учить детей наносить краску не выходя за контур. Закрепить умение держать правильно кисть. Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку.   Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.   Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Побуждать детей к самостоятельности. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.
Декабрь   10   11   12     13 «Птицы» «Веселые цыплята»   «Жили у бабуси два веселых гуся»     «Лебеди на озере»     «Люли, люли, люли, прилетели гули». Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Побуждать детей дополнять изображение деталями. Развивать у детей чувства цвета и формы.   Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями. Развивать воображение.   Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони. Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно. Закрепить представление о цветах. Развивать ориентировку в пространстве, координацию.
Январь   14   15   16     17 «Животные» «Котенок»   «Зайчонок»   «Ёжик»     «Киска, киска, киска брысь»   Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка». Развивать творчество детей через выбор цвета. Учить детей рисовать трубочкой.   Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать навыки рисования.   Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Воспитывать воображение.   Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку. Воспитывать радостное настроение у ребят.
Февраль   18   19   20   21 «Сказки» «Рыбки плавают, ныряют»   «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» Рисование + аппликация.   «Храбрый петушок»   «Тень, тень, потетень» Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море. Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок. Развитие творческого воображения.   Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.   Закрепить навыки рисования ладонью. Познакомить детей с новым приемом рисования «штампом». Развивать эстетическое восприятие.   Закрепить у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования пальцеграфия. Развивать мелкую моторику. Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
Март   22     23   24     25     26 «Цветы» «Мимоза для мамы»     «Цветок радуется солнышку»     «Цветик-семицветик»     «Цветочек»     «Цветы в вазе» Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.   Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов. Развивать чувство композиции. Воспитывать радостное настроение у детей.   Совершенствование техники «монотипия». Закрепить умение владения кистью. Развивать мышление и творческое воображение.   Закрепить умение рисовать пальчиками. Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами.   Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками. Закрепить у детей знание цветов. Воспитывать радостное настроение.
Апрель   27     28     29   30 «Игрушки» «Конь ретивый, с длинной гривой» «Разноцветная юла»     «Самолет, самолет, ты вези меня в полет»     «Мячики» Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур. Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно. Воспитывать аккуратность.   Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка. Воспитывать интерес к работе.   Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток. Закрепить название цветовой гаммы. Развивать творческое воображение детей. Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
Май   31     32   33   34 «Загадки Радуги» «Волшебные картинки»     «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»     «Вот и лето пришло»   «Выставка рисунков детей данной группы»   Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать цветовосприятие у детей.   Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания и умения полученные за год. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия.   Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки. Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать воображение и творчество.   Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Перспективное планирование второго года обучения - средняя группа

 

Месяц Тема занятия Программное содержание
Октябрь   1     2   3   4 «Овощи, фрукты» «Собираем ягоды»     «Огуречик, огуречик»   «Овощной салат»   «Апельсин и ананас» Продолжать учить детей технике пальчикового рисования. Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук.   Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание.   Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца. Развивать чувства ритма и цвета. Продолжать развивать мелкую моторику рук.     Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки. Продолжать учить детей наносить на ладонь гуашь двух цветов. Развивать у детей композиционные умения.
Ноябрь   5   6   7     8     9 «Деревья» «Деревья с разноцветными листьями»     «Фруктовые деревья»   «Облетели с деревьев последние листочки»   «Осенний лес»     «Осень нашего края» Познакомить детей с новой техникой «печать листьями». Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа. Развивать ориентировку в пространстве.   Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом. Продолжать развивать ориентировку в пространстве.   Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке. Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.   Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет. Показать прием печати по трафарету.Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.   Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги. Продолжать учить рисовать деревья. Подбирать колорит осени. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа.
Декабрь   10     11     12   13 «Птицы» «Два петушка ссорятся» «Каких я видел попугаев»     «У солнышка в гостях»   «Грач»   Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение.   Продолжать учить детей использовать технику монотипия. Развивать у детей чувство цвета и формы. Закрепить основные цвета.   Продолжать знакомить детей с новой техникой «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук.   Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями. Поощрять детское творчество.
Январь   14     15     16   17 «Животные» «Ежик»     «Кто-кто в рукавичке живет»   «Звери под елочкой»   «Лев – царь зверей»   Познакомить детей с новой техникой- кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности. Продолжать знакомить детей с техникой - трафарет. Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции. Развивать фантазию.   Продолжать знакомить детей с техникой кляксография. Развивать творчество у ребят через выбор цвета. Развивать усидчивость.   Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Февраль   18   19   20     21 «Сказки» «Жители страны Фантазии»     «Мышь и воробей»   «Ожившая сказка»     «Рисуем сказку «Колобок» Продолжать учить детей рисовать кляксы. Учить детей фантазировать. Закрепить название теплых оттенков.   Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета. Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской. Воспитывать аккуратность.   Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.   Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета. Закрепить умение пользоваться трафаретами. Развивать воображение, наблюдательность, внимание.
Март   22     23     24   25     26 «Цветы» «Открытка для мамы»     «Одуванчики»     «Астры»   «Цветы на клумбе»     «Весенние цветы»   Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.   Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус.   Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами. Развивать у детей координацию и силу движений. Воспитывать радостное настроение от полученного результата.   Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы. Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета. Развивать творчество, воображение. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение.
Апрель   27     28     29   30 «Игрушки» «Лошадка»     «Веселые зайчики»     «Плыви, плыви, кораблик»   «Петушок да курочка» Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народной игрушке. Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой. Совершенствовать умения детей подбирать цвета. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.   Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом. Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев. Развивать творчество у ребят.
Май   31     32   33     34 «Загадки Радуги» «В гостях у красок»     «Сегодня мы волшебники»   «Подарки для кошки Мурки»   «В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки»   Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к изодеятельности. Доставить детям радость и удовольствие.   Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография. Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Развивать у детей фантазию, воображение.   Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать желание помочь друг другу.   Выявить знания детей полученные за год. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

3.3.

Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группа

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.027 с.)