Познавательно-туристическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательно-туристическая деятельность



Столкнувшийся с реалиями организации экспедиции школьников, руководитель может с удивлением заметить, что в поле пошли не только те, кто занимался с ним круглый код, но и масса новичков. Но даже если этого не произошло, первоначальное знакомство с известными объектами культурного наследия необходимо и неизбежно.

Обычно в начале путешествия стоит запланировать несколько чисто познавательных ознакомительных выходов для введения в курс дела новичков и для дополнительного образования уже бывалых поисковиков. Необходимо подготовить хороший рассказ об объектах, дать возможность свободно походить вокруг, осмотреться, «почувствовать» ландшафт и эпоху к которой относится объект. К тому же даже на хорошо известных объектах есть что делать исследователю с неэкскурсионной задачей. Например, отметить текущее состояние объекта, текущие опасности (природные и антропогенные факторы), возможно, надо правильно заснять объект. Всегда надо быть готовым к тому, что ручьи, оползни, хозяйственная деятельность, а порой и работа черного археолога, вскроют некоторые новые и неожиданные элементы. Истинный исследователь должен искать всегда.

Содержание данного вида деятельности:

развитие физической выносливости, общая физическая подготовка

ознакомление с необходимыми знаниями по выживанию в разных природных условиях

навыки действий в экстремальных ситуациях

использование оздоровительной функции туристической деятельности

использование новых впечатлений в качестве источника новых идей

изучение района экспедиции: природные особенности, особенности маршрута

изучение истории местности, истории ее изучения, известных археологических объектов

контакты с краеведами и иными местными жителями (лесниками, охотниками и т.п.)

распределение обязанностей в группе

определение весовых нагрузок для членов группы с учетом индивидуальных особенностей

составление списка необходимого общественного, личного и специального снаряжения

составление пищевой раскладки на путешествие

определение перечня групповой аптечки

оформление необходимых документов

Формы деятельности:

ознакомительные пешие экскурсии по окрестностям, где дети узнают об особенностях местной природы, истории, культуры. этот момент носит не только познавательно-оздоровительный, но и социальный характер. детям прививается на практике мысль о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»

одно-двухдневные радиальные выходы-семинары помогут развить у детей чувства красоты и глубинной связи с природой, укрепить навыки самостоятельности, психологическую гибкость в непривычных и порой экстремальных условиях.

Формы деятельности:

в экспедиции: беседы с местными жителями разъяснительного характера. часто имеют определяющее значение для сохранности культурно-исторического объекта.

в межсезонье: написание заметок, статей в популярные издания, проведение лекций, фотовыставок, показ фильмов, участие в различных диспут-клубах

Специфические исследования, культурно-историческая среда, постоянный контакт с местным населением вместе дают запланированно положительный эффект в отношении толерантности к различным группам населения, различным национальностям и культурным образованиям.

Прогнозируемые результаты:

применение на практике навыков выживания в разных условиях, полученных знаний

заметное улучшение здоровья

освобождение от стрессов

удовлетворение познавательной потребности

повышение мотивации познавательной деятельности

получение качественно новой информации, впечатлений, вдохновения

приобретение чувства уверенности в своих силах

применение на практике навыков самоконтроля, саморегуляции

общение с людьми других культур

умение согласовывать свои действия, поступаться личными интересами ради общего дела

умение добиваться лучших результатов, исходя из своих возможностей

самовыражение

создание реконструкций

Механизм отслеживания результатов

Неоспоримыми показателями успешной деятельности можно считать реальный вклад в копилку человеческого знания в виде:

находки новых объектов в поисково-исследовательских экспедициях, сделанные членами клуба или при их непосредственном участии

использование информации в научных работах специалистов

получение новой информации

публикации в научных изданиях

создание новых педагогических методик в результате апробации новых методов работы с подростками

размещение новой информации в тематических Интернет-ресурсах

а также:

участие в конкурсах исследовательских работ учащихся

участие в этнографических фестивалях и конкурсах

участие в педагогических конференциях руководителя объединения

участие в экспериментальной работе учреждения дополнительного образования

умение воспитанников применить общие принципы в различных видах деятельности.

Дополнительные замечания

Раскроем более подробно некоторые пункты, отражающие специфику исследовательской экспедиции. Эти пункты, возможно, помогут избежать некоторых типичных ошибок.

Объектами исследования в экспедиции являются реальные культурные объекты, иногда еще не известные широкой публике, часто труднодоступные, и на практике никак не охраняемые. поэтому некоторые пункты требований официально зарегистрированного туристического похода становятся невыполнимыми. так, например, обычно требуется в отчете указать детальную нитку путешествия. в контексте неохраняемых культурных объектов публикация их точного расположения в общедоступном отчете есть нарушение научной этики. т.е., можно описать маршрут, а точное расположение объектов необходимо завуалировать настолько, насколько это помешает «любому» до них добраться. лучше просто ограничиться общим перечнем и районирования («долина такая-то» - и все). а все цифры и привязки за вычетом походно-туристической лирики оставить для научного отчета, доступ к которому должен быть ограниченным (только для специалистов).

представляется важным отдельно сказать о работе с местным населением. одним из основных и решающих условий успешного поиска новых объектов в экспедиции является новая информация, полученная на месте. поэтому необходимо не только уделять значительное количество времени общению с местным населением, но и уметь найти нужных людей, найти подход к ним, расположить к себе собеседника, «разговорить» его, направить беседу в нужное русло, установить меру достоверности информации. да и мирное сосуществование с местными при расположении базового лагеря вблизи населенного пункта помогает избежать лишних сложностей жизнеобеспечения экспедиции.

огромную, часто решающую, роль в поисковой деятельности играет случайность, или интуиция. здесь можно говорить о научной интуиции, которая дает возможность совершать находки. замечена взаимосвязь развития интуиции с развитием знаний в соответствующих областях, с одной стороны, и со степенью увлеченности предметом, с другой. эти условия дают возможность школьникам заниматься поисковой деятельностью наравне со взрослыми (а не просто использовать первых в качестве подсобных рабочих, как это бывает в археологических экспедициях).

и о подборе людей для экспедиций. руководители спортивно-туристических походов для лучших показателей стараются выбирать участников с хорошей физической подготовкой или развивают определенные физические качества и умения в течение года. в экспедиции же требования совсем другие. здесь на первый план выходят определенные свойства характера и склад мышления, которые при достаточной мотивации могут «вытянуть» и «пересилить» недостатки в физическом плане. выносливость, сообразительность, терпение, нестандартность человека многократно увеличивают шансы и на успех экспедиции в целом, и на удовлетворение от своей деятельности в общем деле каждого участника группы.

порой возникает смежный вопрос. возможна ли реальная краеведческая экспедиция на основе неспециализированного кружка или клуба? оказывается, возможна. и возможны реальные находки. придется ограничить уровень научности рассказов и лекций. и сделать некоторый уклон экспедиции в познавательный туризм по малопосещаемым объектам. но совсем отказываться от поиска нет никакого смысла, и увлекать им надо очень ненавязчиво и собственным примером. находки очень вероятны. просто руководителям придется самостоятельно рассказывать участникам, что же они нашли на самом деле. не стоит увлекаться экспедиционными выездами с чисто спортивными секциями. нет более грустного зрелища для экспедиции, чем бездумно бегающая по местности толпа боксеров или легкоатлетов. такие секции необходимо разбавлять в очень большой пропорции школьниками с другими интересами.

Вместо заключения

Уместно, как нам кажется, рассматривать краеведческие экспедиции как ту культурную среду (салон, тусовка), из которой выйдут не обязательно специалисты, но культурные общественные, политические, деловые, научные и любого другого склада деятели. Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать научную работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска. С другой стороны, навыки реального, неигрового поиска, очевидно, помогут реализоваться специалисту любого направления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.015 с.)