Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к евреям святого апостола Павла.

Глава 10

Евр.10:1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей,

одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может (δύναται) 11 сделать совершенными приходящих с ними.

Евр.10:2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

Евр.10:3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,

Евр.10:4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

Евр.10:5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, (Пс.39:7)

Но тело уготовал Мне. (Пс.39:7)

Евр.10:6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Евр.10:7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. (Пс.39:8–9)

Евр.10:8. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил»,

Евр.10:9. потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже».

Отменяет первое, чтобы постановить второе.

Евр.10:10. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Евр.10:11. И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

Евр.10:12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога12,

Евр.10:13. ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. (Ср. Пс.109:1)

Евр.10:14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

Евр.10:15. О сем свидетельствует нам и Дух Святый, ибо сказано:

Евр.10:16. вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,

Евр.10:17. и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. (Ср. Иер.31:33–34)

Евр.10:18. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Евр.10:19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа

путем новым****** и живым,

Евр.10:20. который Он вновь открыл нам13через завесу, то есть плоть Свою,

Евр.10:21. и имея великого Священника над домом Божиим,

Евр.10:22. да приступаем с искренним сердцем, с полною (εν πληροφορίοι) верою,

Кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,

Евр.10:23. будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

Евр.10:24. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

Евр.10:25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга,

И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

Евр.10:26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим,

То не остается более жертвы за грехи,

Евр.10:27. но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

Евр.10:28. Если отвергшийся закона Моисеева,

при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, (Втор.17:6)

Евр.10:29. то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Евр.10:30. Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Ср. Втор.32:35) И еще: Господь будет судить народ Свой. (ср. Пс.134:14)

Евр.10:31. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Ср. Лк.18:7–8)

Евр.10:32. Вспомните прежние дни ваши,

Когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

Евр.10:33. то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других,

то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;

Евр.10:34. ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью,

Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

Евр.10:35. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

Евр.10:36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

Евр.10:37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. (Авв.2:3)

Евр.10:38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. (Авв.2:4)

Евр.10:39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.

А не самый образ вещей,

То есть не самую истину. Каких же вещей? Нашей жертвы, отпущения грехов. Ибо ветхозаветные вещи, будучи неясными, уподоблялись теневому очертанию: новозаветные же подобны изображению, то есть истине, так как они являются в блеске и совершенстве. Так объясняет св. Иоанн Златоуст. Не бесполезно же принять к сведению и то, что дает понять в этом месте Григорий Богослов. И в других словах, но особенно ясно в слове на Пасху, он говорит: законная Пасха – решительно утверждаю – была образом темнее образа. Таким образом, дает понять, что "тенью" у апостола называется закон; образом же – совершаемое ныне в Церкви, как отражение других более совершенных благ, которые получат в удел достойные в будущем веке; они-то у апостола называются теперь "вещами". Посему, как изображение чем-нибудь отличается от первообразной вещи, так и нынешние таинства отличаются от более совершенных вещей будущего века; и насколько очертание уступает образу, настолько и закон уступает Новому Завету.

одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может (δύναται) 11 сделать совершенными приходящих с ними.

Смысл этого места таков: если бы жертвы законные имели силу, то их не приносили бы всегда: однажды принесенные и оказавшие пользу, они прекратились бы. Но так как их приносили каждый год, постоянно, то ясно, что они не имели силы усовершить. И потому после первой жертвы приносили вторую, а затем еще третью. Подобно тому, как и между лекарствами действительны те, кои, будучи употреблены однажды, излечивают; те же, которые часто употребляются, тем самым показывают свое бессилие. Но спрашивается: что же? А мы разве не непрестанно приносим бескровные жертвы? Конечно, всегда; но мы совершаем воспоминание о смерти Христовой. И эта жертва – одна, а не много их, так как однажды была принесена. Мы постоянно приносим Одного и Того же Агнца, а лучше: совершаем воспоминание о том приношении, как бы ныне совершаемом. Следовательно, жертва – одна. Что же касается того, что жертва приносится во многих местах, то не много ли Христов? – нет, один – везде, и полный там, и здесь полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он есть одно Тело, а не много тел; так и жертва одна. Ибо мы приносим ту жертву, которая тогда была принесена. Там же агнец, принесенный вчера, был другим, сравнительно с сегодняшним. И нынешний агнец приносился не для воспоминания о вчерашнем, но как сам по себе представляющий жертву. Итак, в каком смысле апостол говорит «теми же жертвами»? Жертвы были теми же, поскольку приносились одни и те же виды жертв, как например, сегодня агнец и завтра агнец, но они были различны по числу. Некоторые же говорили, что жертвы были теми же по способу приношения, то есть совершались чрез заклания, или всесожжение, по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Выражение δύναται – могут – хотя находится в списках с буквой ν, однако я нашел примечание, требующее его без буквы ν. "Закон", говорит, «имея тень будущих благ,... никогда не может сделать (δύναται) совершенными приходящих». И действительно, сообразуясь с грамматической точностью, необходимо Писание сохранять так, чтобы в нем не вышло погрешности. А так как в Писании нет ни одного слова о правилах речи, то мы и будем понимать его это место так, как содержат списки, именно: никогда не могут (δύναται), очевидно, приносящие, приступающих сделать совершенными.

Евр.10:2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

Читай в вопросительной форме. Если бы, говорит, прекратились грехи, то разве не прекратились бы и самые приношения, так как нуждающиеся в их помощи получили бы ее в достаточной степени и не имели бы «никакого сознания грехов»? То есть ничто уже более из осознанного ими не требовало бы врачевания, в силу того, что однажды очищенное является излеченным.

Ибо сказано:

Входить во святилище

Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо.

Евр.10:22. да приступаем

К чему? к вере и к духовному служению, или – к небу, где наш Первосвященник.

С искренним сердцем,

То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Итак, продолжает.

с полною (εν πληροφορίοι) верою,

Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту (πληροφορίαν) веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других – нет; это не есть полная, напротив – несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо, – ни храм, ни небо, ни Первосвященник – Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная.

И омыв тело водою чистою,

Водой крещения. "Чистой" же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови, как в древности с примесью пепла. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берется вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое.

Ибо верен Обещавший.

Дает силу, чтобы мы держались твердой надежды, особенно если мы размыслим о достоинстве "Обещавшего". Ибо "верен", то есть истинен Христос, сказавший: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26).

Которою освящен,

Здесь показывает бесчувственность и неблагодарность, ибо, говорит, надлежало со страхом относиться к освящению, которого удостоен был в Крови.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.014 с.)