Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.Философия досократика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.Философия досократика



Возникновение философии в Древней Греции традиционно относят к VII – VI вв. до н. э. Исследователи до сих пор спорят о причинах возникновения философской мысли в Греции. Тменно в Древней Греции сложились уникальные культурно-исторические условия для возникновения философского знания, философского способа постижения мира. Эти предпосылки можно условно разделить на четыре больших группы.

1. Социально-экономические предпосылки. Начало I тыс. до н. э. характеризуется появлением железных орудий труда, следствием этого является рост общей производительности труда и появлении излишков продукции для обмена на рынке. Происходит, по выражению К. Маркса, становление товарного производства, которое получает мощный импульс с появлением в это время денежного обращения. Появляются люди, занимающиеся исключительно интеллектуальной деятельностью, и общество готово обеспечивать таких людей всем необходимым в обмен на их услуги.

2. Политические предпосылки. В Греции происходит Разложение родового строя, описанного в поэмах Гомера, сначала осуществлялось в направлении от монархии к аристократии, затем к чередованию тирании и демократии. Цари не имели абсолютной власти, как в Египте и в Вавилонии, в VII – VI вв. до н. э. большое количество греческих городов-полисов освобождается от тиранов и устанавливает у себя тип политического управления, который получил название «рабовладельческая демократия». Греческая демократия предполагала наличие выборных органов управления, публичное обсуждение текущих проблем и принятие решений путем голосования граждан, а также соревновательный суд.

3. Культурные предпосылки. Возникновению философии предшествовал ряд этапов культурного развития греческой цивилизации. На территории Греции происходит уникальное смешение различных религий, мифологий. Кроме того, греки активно заимствуют достижения египтян, вавилонян и персов. Свидетельствами этому выступает культ богини плодородия Деметры, заимствованный как традиционный культ богини-матери. Более или менее систематическое изложение греческого мировоззрения относится к периоду XII – VIII вв до н.э. и связано прежде всего с именами Гомера и Гесиода. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» достаточно полно описывают соц. структуру и религию греческого общества периода разложения Философское мировоззрение строится на принципах системности окружающего мира и его объяснения, стремясь избавиться от внутренних противоречий, присущих мифологии.

Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия и исследованием причин становления и изменения мира

Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес (624-545 до н.э.) полагал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.) утверждал, что началом всего является неопределенное, Анаксимен (588-524 до н.э.) считал, что началом всего является воздух.

Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев су. В основе мира лежит число. Каждое число священно, что-то символизирует. ●(точка) в философии – единый, единство, линия – различие, противоположность, плоскость - единство противоположностей,  геометрическое тело - развитая противоположность, 10 – самое священное число,символ космоса (1+2+3+4=10) - совокупность всех точек, линий, плоскостей и тел.
Все меняется, развивается, течет: в одну и ту же реку невозможно войти дважды. И бытие есть и небытие тоже есть, те материальный и нематериальный мир. Происходит постоянный переход между миром мысленным (нематериальным) и материальным.

Анаксагор (ок. 499-428 до н. э.) настаивал на бесконечном многообразии первоматерии, однородной, но качественно различной. Принципом изменения является разум, доказательством чего служат космическое движение и порядок.
Атомисты (Демокрит (ок. 460 до н. э. -?) и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними - пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.005 с.)