Система спортивных соревнований: функции, иерархические уровни, виды соревнований, регламентация и способы проведения спортивных соревнований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система спортивных соревнований: функции, иерархические уровни, виды соревнований, регламентация и способы проведения спортивных соревнований.



Спортивные соревнования в олимпийском спорте являются центральным элементом, который определяет всю систему организации, методики и подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности. Без соревнований невозможно существование самого спорта, поэтому олимпийский спорт в значительной мере может рассматриваться как сфера знаний и деятельности, направленная на обеспечение функционирования и развития соревнований. Спортивные соревнования — это своеобразная модель человеческих отношений, реально существующих в мире: борьбы, побед и поражений, направленности к постоянному совершенствованию и стремления к наивысшим результатам, достижения творческих, престижных и материальных целей. В соревнованиях выявляются действенность организационных и материально-технических основ подготовки, системы отбора и воспитания резерва для олимпийского спорта, квалификация тренерских кадров и эффективность системы подготовки специалистов, уровень спортивной науки и результативность системы научно- методического и медицинского обеспечения подготовки и др. В спортивных соревнованиях происходит максимальная реализация возможностей спортсменов и команд, сопоставление уровня их подготовленности, достижение наивысших результатов, побед, установление рекордов. В специальной научной литературе нередко можно встретиться с подходом к спортивным соревнованиям с биологизаторской позиции. Сторонники такого подхода видят в соревнованиях, прежде всего проявление «специфической формы агрессивности», «удовлетворения воинственного инстинкта», «уменьшение психологической напряженности», «форму отвлечения» и др. В этом случае значительно обедняется не только сущность спортивных соревнований, но и олимпийского спорта в целом, в основе которого лежит глубоко осознанная, а не инстинктивная деятельность человека (Пономарев, 1987).

По целевым установкам массовый спорт связан с соревнованиями, в которых в качестве цели предстает сам процесс соревновательной борьбы. В олимпийском спорте существенное значение имеет целевой акцент, который связан с победой, результатом или занятием определенного места. Конкуренция, тем более освещаемая средствами массовой информации, — важный фактор повышения привлекательности и зрелищности соревнований (Келлер, 1987).

Однако кроме соперничества как формы противоречий, обусловленных противоположностью целевых установок участников соревнований, создаются условия для объединения спортсменов и специалистов общими интересами — повышением авторитета вида спорта, его зрелищности и популярности, обменом опыта подготовки и

соревновательной деятельности, достижениями в области спортивной науки, разработки инвентаря и оборудования и т. д. Практика олимпийского спорта изобилует примерами тесного сотрудничества и взаимопомощи в процессе соревнований. Спортивные соревнования как явление социальной жизни подчиняются основным принципам, действующим в любой человеческой деятельности (труде, учебе, искусстве и др.); гласность, сравнимость результатов и возможность практического повторения опыта.

В зависимости от цели, задач, форм организации, состава участников спортивные соревнования подразделяются на различные виды. В частности, всистеме олимпийского спорта соревнования могутразличаться по следующим критериям:• по значению (подготовительные, отборочные, главные);• по масштабам (районные, городские, региональные, континентальные, Олимпийские игры);• по решаемым задачам (контрольные, классификационные, отборочные, показательные);• по характеру организации (открытые, закрытые, традиционные, матчевые, кубковые и др.);• по форме зачета (личные, командные, личнокомандные);• по возрастным категориям участников (детские, юниорские, для взрослых, для ветеранов);• по полу (среди мужчин или женщин);• по профессиональной ориентации участников (школьные, студенческие и др.).

Выделяют подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные соревнования. Подготовительные соревнования. В этихсоревнованиях главными задачами являются: совершенствование рациональной техники и тактики соревновательной деятельности спортсмена,адаптация различных функциональных системорганизма к соревновательным нагрузкам и др.При этом повышается уровень тренированностиспортсмена, приобретается соревновательныйопыт.Контрольные соревнования позволяют оценивать уровень подготовленности спортсмена.В них проверяется степень овладения техникой,тактикой, уровень развития двигательных качеств,психическая готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных соревнованийдают возможность корректировать построениепроцесса подготовки. Контрольными могут бытькак специально организованные, так и официальные соревнования различного уровня.Подводящие (модельные) соревнования.Важнейшей задачей этих соревнований являетсяподведение спортсмена к главным соревнованияммакроцикла, года, четырехлетия. Подводящими могут быть как соревнования, специально организованные в системе подготовки спортсмена, так и официальные календарные соревнования. Они должны моделировать полностью или частично предстоящие главные соревнования. Отборочные соревнования проводятся для отбора спортсменов в сборные команды и определения участников личных соревнований высшего ранга. Отличительной особенностью таких соревнований являются условия отбора: завоевание определенного места или выполнение контрольного норматива, который позволит выступить в главных соревнованиях. Отборочный характер могут носить как официальные, так и специально организованные соревнования. Главные соревнования. Главными соревнованиями являются те, в которых спортсмену необходимо показать наивысший результат на данномэтапе спортивного совершенствования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.)