Понятия «медиабельность» и «немедиабельность» случая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «медиабельность» и «немедиабельность» случая



Медиабельность спора - свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован в процедуре медиации.

По вопросу медиабельности можно выделить несколько подходов: юридический и фактический.

Согласно юридическому подходу, медиабельность спора — это свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован в процедуре медиации. То есть сфера действия медиации ограничивается сферой правового регулирования. Действует принцип: «Можно делать то, что разрешено». Согласно юридическому подходу, процедура медиации может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений за исключением коллективных трудовых споров. То есть все остальные споры, согласно юридическому подходу, — не медиабельны.

Согласно фактическому подходу, медиационная процедура рассматривается вне юридического контекста. То есть действует принцип: «Что не запрещено, то разрешено». В свою очередь, фактический подход можно разделить на два направления. Согласно первому, не существует немедиабельных дел. Любой конфликт можно разрешить, но существуют условия, способствующие или препятствующие успешной медиационной процедуре. Согласно второму подходу, существуют условия, при идентификации которых, медиатор должен отказаться от проведения медиационной процедуры.

Выделим следующие условия медиабельности, которые выделяют в качестве обязательных условий для начала процедуры медиации:

- желание компромисса;

- равенство сторон.

Важным условием проведения медиации является желание обеих сторон достичь компромисса. Медиационная процедура не является судебной. Здесь нет выигравшей и проигравшей стороны. Поэтому если одна из сторон непременно хочет, чтобы ее противник по завершении примирительной процедуры остался ни с чем, это может затруднить медиационный процесс. Точно так же медиация будет затруднена, если один из конфликтующих не хочет завершения этой процедуры, постоянно затягивая процесс или иным образом препятствуя достижению консенсуса. Разумеется, если бы речь шла о судебном споре, то даже при подобном поведении одной из сторон суд мог бы вынести свое решение по делу. Однако здесь это создает трудность в связи с коренным отличием сути происходящих медиационных процессов.

При всех изложенных трудностях, связанных с идентификацией медиатором нежелания сторон или стороны достичь компромисса, не следует спешить с отказом от медиации. Так в ходе самой медиационной процедуры сторона, не желающая идти на компромисс, может изменить свое мнение, а значит и свою позицию.

Равенство сторон — это требование, согласно которому стороны должны обладать одинаковым набором прав и обязанностей. В качестве примеров отсутствия равенства приводят случаи подчинения одной стороны по отношению к другой (начальник — подчиненный, родитель — ребенок, студент — преподаватель и т.п.). Считается, что при наличии подобных иерархических связей спорящих сторон медиация невозможна. Главенствующая сторона будет доминировать и в ходе медиационного процесса, а значит компромисса, то есть удовлетворенности обеих сторон, достичь будет невозможно. Кроме того, наличие сильной и слабой стороны в споре создает у медиатора соблазн «помочь» слабой стороне.

Многими считается, что неравенство сторон не может являться препятствием для процедуры медиации. Так если сильная сторона согласилась на процедуру медиации, значит, она была не в состоянии разрешить конфликт со слабой стороной с позиции силы. Что касается второй трудности, то она разрешается развитием у медиатора компетенции противостоять внутреннему соблазну помочь одной из сторон, то есть компетенция оставаться во всех случаях нейтральным.

Выделим условия медиабельности в качестве условий, способствующих процедуре медиации:

- конструктивный диалог спорящих участников невозможен без обращения к постороннему для их конфликта лицу;

- раздражение и эмоции настолько захлестывают стороны, что никакое эффективное общение между ними уже невозможно;

- каждый из участников спора имеет свои мотивы, объясняющие его позицию, которая ему кажется единственно правильной, но другая сторона не желает их выслушивать;

- стороны желают сохранить конфиденциальность конфликта;

- есть готовность сторон открыто обсуждать суть конфликта;

- конфликтная ситуация требует оперативного разрешения, а стороны ограничены во времени и средствах;

- каждая сторона считает себя принципиально готовой к соглашению с другой стороной;

- длительные отношения между спорящими сторонами;

- стороны хотят в дальнейшем поддерживать отношения друг с другом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.004 с.)