ВОПРОС 4. Общие закономерности морфофункциональной специализации организма в процессе становления спортивного мастерства. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 4. Общие закономерности морфофункциональной специализации организма в процессе становления спортивного мастерства.



Если биологический возраст отстаёт от паспортного, то говорят об отставании или замедлении в развитии, или ретардации; а если их морфофункциональный статус опережает паспортный возраст, то есть развитие ускорено, то можно говорить об акселерации(ниже рассмотрим более подробно данные понятия).

Паспортный и биологический возраст как критерий отбора юных спортсменов.

В настоящее время согласно Положению о ДЮСШ, СДЮШОР предусмотрено изменение наполняемости групп и режима учебно-тренировочной работы в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ и определен возраст начала тренировки для каждого конкретного вида спорта.

Комплектование спортивных школ, основывается, прежде всего, по паспортном (календарном) возрасте учащихся. Под паспортным возрастом понимают время, прошедшее с момента рождения человека до определенного периода его жизни. В спортивной антропологии для определения паспортного возраста используют специально разработанную шкалу, которая предусматривает дату рождения, дату тестирования, их числа - функции. Разность между датой тестирования и датой рождения в десятичной системе соответствует возрасту испытуемого в день обследования.

Известно, что в спортивной деятельности принято подразделять учащихся на возрастные группы. К той или иной группе относят детей, которым в данный момент исполнилось 11 лет ± 6 мес. Практика показывает; что такое распределение нецелесообразно поскольку дети одного и того же паспортного возраста могут иметь значительные раз­личия в темпах роста и развития организма т.е. иметь разный биологический возраст: нормальный (соответствующий паспортному возрасту), ускоренный (опережающий паспортный возраст - акселераты), замедленный (отстающий от паспортного возраста - ретарданты).

Под биологическим возрастом понимают степень развития организма, его отдельных систем и звеньев, соответствующих усредненной норме признаков лиц одинакового паспортного возраста (В.Г. Бластовский, 1978). Определяют биологический возраст на основе некоторых признаков. Наиболее безошибочным из них, однако исследуемым с помощью рентгенографии, является костный возраст, предусматривающий сроки окостенения кисти и запястья. Предпо­лагается, что степень скелетной зрелости характеризуется появлением центров окостенения.

Оценка биологического возраста в период полового созревания
на основе вторичных половых признаков производится с учетом оволосения подмышечных впадин и лобка, формирования грудных желез, ломки голоса, возраста наступления первой менструации.

Оценку стадии развития вторичных половых признаков следует проводить ежегодно в одно и то же время, занося данные в карточку спортсмена. Данную работу выполняет врач физкультурного диспансера.

Следует отметить, что кроме паспортного и биологического возраста выделяют еще и моторный (двигательный) возраст, который определяется сравнением результатов какого-либо теста (например, прыжка в длину с места) со средними значениями паспортного возраста детей, показавших аналогичный результат.

Знание данных о паспортном, биологическом и моторном возрасте юных спортсменов необходимы тренеру при определении пригодности, оценке уровня физического развития и физической подготовленности на различных этапах спортивного отбора и ориентации учащихся ДЮСШ.

Характеристика возрастных особенностей детей и подростков.

Современная система подготовки спортивного резерва и отбора наиболее одаренных спортсменов в связи с некоторым омоложением возраста занимающихся в отдельных видах спорта, а также чемпио­нов, требует глубокого изучения роста и развития детского организ­ма. Понятие о росте и развитии организма относится к числу основ­ных понятий в биологии. Под термином «рост» понимаются количественные изменения, происходящие в организме - увеличение длины, объема и массы тела, связанные с изменением количества числа клеток и их органических молекул в детском и подростковом организме. Тер­мин «развитие» обозначает все качественные изменения организма, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и орга­нов, усложнении их взаимоотношений и т.д.

Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены между собой, поскольку количественные изме­нения, происходящие в организме, приводят к образованию новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего осуществление этих функций.

Историческое развитие человека принято обозначать термином «филогенез». Индивидуальное развитие организма от формирования зиготы до естественного окончания индивидуальной жизни называют онтогенезом.

Рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно - развитие, живого: организма без, длительных остановок по определенному генетически детерминированному плану; неодновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно (разновременность созревания - например зрительный анализатор созревает к 6 - 7годам,; а двигатель­ный - к 8 - 9 годам). Неравномерность развития выражается; в том, что отдельные возрастные периоды характеризуются бурными изменениями различных функций, например, возраст в пубертатном или подростковом периоде для мальчиков приходится на 13 - 16 лет. При­чем границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными поскольку сроки начала и завершения процесса биологического созревания в зависимости от ряда факторов существенно варьируют в сторону более старшего или младшего возраста..

Однако следует отметить, что период биологического созревания имеет общие признаки и закономерности. В общем ходе онтогенеза этот период развертывается как качественно, так и количественно в трех фазах.

Первая фаза - предпубертатная - характеризуется возрастающим ускорением роста тела в длину, интенсивным усилением выраженности вторичных признаков полового созревания. Эту фазу называют фазой превращения ребенка в подростка.

Вторая фаза - собственно пубертатная. В эту фазу происходит
реализация таких качественных изменений, которые приводят к превращению подростка в юношу или девушку.

Третья фаза биологического созревания - постпубертатная, за­вершающая, где наблюдается значительное усиление выраженности третичных признаков полового созревания. Увеличение массы тела и превращение юношеской конституции во взрослую превалируют в данной фазе.

Наряду с нормальным темпом развития процесс биологического
созревания, в зависимости от сроков начала и продолжительности, характеризуется ускоренным и замедленным темпом развития, т.е. акселерацией и ретардацией.

Под акселерацией понимают ускорение темпов физического раз­
вития и функциональных систем организма детей и подростков. Для
них характерны высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы, быстрое половое созревание, более
раннее завершение роста в длину (к 15 - 17 годам) и несколько более
раннее психическое развитие.

Основными причинами акселерации физического развития с читают:

- эффект гетерезиса, связанный с увеличением количества сме­шанных браков и интенсивной миграцией современного населения;

- урбанизацию населения и влияние условий городской жизни
на темпы физического развития;

- улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения развитых стран;

- увеличение уровня радиации на земле;

- увеличение объема употребляемых медицинских препаратов;

- улучшение белкового питания и т.д.

Наряду с акселератами выделяют другой тип детей и подростков, так называемых ретардантов, для которых характерны замедленные темпы физического развития информирования функциональных систем организма. Общее число ретардированных детей внутри возрастных групп составляет 13 -20% (столько и акселератов). Биологические механизмы ретардации физического развития в настоящее время изучены недостаточно. Многие исследователи к числу основных, причин этого явления относят наследственные, врожденные, приобретенные нарушения и различные факторы социаль­ного характера.

Следует отметить, что около 60% подростков 13 - 14 лет имеют нормальный (средний) тип биологического развития.

Известно, что на начальном этапе отбора чаще всего набор учащихся тренеры осуществляют на основе морфологических показате­лей. Поэтому вполне возможно, что основной контингент учащихся групп начальной подготовки ДЮСШ составляют дети с ускоренными и средними темпами развития, т.к. среди детей ретардированного типа развития большинство имеют плохое физическое развитие. Например, разница между средними показателями длины тела у акселератов и ретардантов составляет мальчиков в 13 - 15 лет до 14 см. Отмечают, что между детьми этих типов существуют большие различия в уровне развития физических качеств и функциональных систем.

Практика спортивной деятельности свидетельствует о том, что большинство юных чемпионов впоследствии не способны показывать высокие спортивные результаты, кроме того, среди них редко встреча­ются спортсмены экстра-класса, потому что свои первые победы они достигают за счет высоких темпов физического развития в подростко­вом возрасте. Это временное преимущество над сверстниками объяс­няется высоким уровнем физического развития, отдельных физичес­ких качеств и функциональных систем организма. Часто через несколь­ко лет систематических занятий в ДЮСШ акселератов начинают об­гонять дети с нормальными и поздними сроками биологического со­зревания, поскольку, имея позднее половое созревание, они растут доль­ше, обладают более высоким потенциалом развития и в окончательном периоде полового созревания (18 - 1 9 лет) достигают больших раз­меров тела и высокого уровня развития физических качеств.

Исходя из сказанного, проблема выбора объема, интенсивности, направленности физической нагрузки в соответствии с качественны­ми и количественными изменениями, происходящими в детском орга­низме, на начальном этапе занятий борьбой требует серьезного анали­за и осмысления. Вопреки общепринятому мнению, процесс роста не является непрерывным и сбалансированным.

Различные части тела, органы и системы развиваются неравномер­но. Например, с 12 до 19 лет происходит окостенение различных: греб­ней, костей, суставных площадей с крестцом и седалищного бугра. Этот процесс заканчивается к 20 - 25 годам. В 14 – 16 лет происходит слияние трех костей в одну тазовую кость. Ядро окостенения большеберцовой кости появляется в 12 - 14 лет. Следует отметить, что на рост костей ак­тивно влияют доза механической нагрузки и нормы реакции организ­ма. Если при средних нагрузках сохраняется нормальный рост костей, то при больших и максимальных - кость растет не снаружи, а изнутри. Иррациональная адаптация может привести к травме.

Занятия спортивной борьбой приводят к процессу адаптации и мышечные волокна развитие которых также имеет возрастные особенности. В школьные годы происходит интенсивное, развитие двигательных функций. С возрастом уменьшается разница в показателях точности движений рук и ног. У детей 9 - 10 лет эта разница равна 1,7°, 13 - 14 лет - 0,7°. Латентный период двигательной реакции уменьшается в 9 - 10 лет особенно интенсивно, затем замедляется к 14 - 15 годам и продолжает уменьшаться до 20 - 25 лет. Также происходит перестройка вегетативных и соматических функций организма. Все эти изменения, происходящие в организме наряду с фазами биологического созревания на различных возрастных этапах, связывают с наиболее благоприятными периодами развития всех систем и функций. Эти периоды называют критическими, чувствительными, сенситивными. Одни авторы под критическими периодами развития понимают обус­ловленные генетически и внешней средой взаимосвязанные периоды интеграции процессов, регулирующих клеточный метаболизм, в резуль­тате чего наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг.

Другие же авторы эти периоды рассматривают как фазы наиболь­шей реализации потенции организма в онтогенезе и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию.

Фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат от такого воздействия называются сенситивными периодами.

Многочисленными исследованиями установлено, что критические периоды в физическом развитии детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для направленного воздействия на со­вершенствование их двигательных способностей. Выделяют следующие сенситивные фазы развития отдельных физических качеств (табл. 2).

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)