Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: «Основные направления математики в психологии»
Студента группы П/м-20-1о Ф.И.О Динисенко Наталья Васильевна Проверил: Пономаренко Ирина Львовна, Доцент, кандидат психол. наук Количество баллов:____Оценка ECTS:___ Дата поступления на проверку_________ Севастополь – 2021 Содержание |
Стр. | ||||
Введение…………………………………………………………………….. | 3 | |||||
1. | Развитие основных направлений математической психологии за рубежом……………………………………………………………. | 5 | ||||
1.1. | Моделирование процессов научения и памяти………………….. | 7 | ||||
1.2. | Теория измерений…………………………………………………… | 8 | ||||
1.3. | Моделирование процессов принятий решений…………………. | 9 | ||||
2. | Основные направления математической психологии, исследуемые российскими учеными……………………………… | 10 | ||||
2.1. | Моделирование процессов принятия решения в различных условиях……………………………………………………………… | 12 | ||||
2.2. | Теория измерений в психологии………………………………...... | 13 | ||||
2.3. | Моделирование процессов обучения и памяти………………….. | 14 | ||||
2.4. | Моделирование социального и группового поведения………… | 15 | ||||
2.5. | Методологические работы в области математической психологии……………………………………………………………. | 16 | ||||
2.6. | Применение аппарата синергетики в психологических исследованиях………………………………………………………... | 17 | ||||
2.7. | Создание конкретных моделей психических процессов………... | 17 | ||||
Заключение…………………………………………………………………. | 18 | |||||
Список использованных источников…………………………………… | 20 |
Введение
Математика, как инструмент в психологии, применяется для описания психологических явлений. Цель математической психологии - выявление средствами математического моделирования психических и социально-психологических закономерностей, закономерностей взаимодействия субъекта с окружающим миром. Математические методы используется для обработки и анализа эмпирических данных, моделирования явлений и процессов в целях обобщения и построения теории, прогнозирования результатов протекания психологических процессов.
Математическая психология – это область психологии, использующая математику в качестве инструмента исследования. Математическая статистика является необходимой составляющей математической психологии, к которой относятся: факторный анализ, дисперсионный, дискрименантный, кластерный анализ и др. Кроме этого к математической психологии относятся: теория игр для исследования процессов принятия решений и выбора; системы дифференциальных уравнений для исследования динамики социально-психологических исследований; сети Байеса для анализа психологических феноменов, характеризующихся высокой степенью неопределенности, например процессов принятия решений [3]. Математическая статистика позволяет исследовать статичные распределения социально-психологических феноменов и выявлять их зависимости, в то время как с помощью математического моделирования анализируются изменения этих феноменов, прогнозируется возможный вариант динамики.
|
В настоящее время значительно увеличилось количество исследований в области математической психологии. Это обусловлено спецификой теоретических и практических задач, возникающих перед современным обществом. Человек включен в многообразную, изменяющуюся внешнюю среду, живет в пересекающихся потоках информационных воздействий, и в этих условиях важно знать на уровне моделируемой закономерности, почему он обратил внимание именно на этот продукт, принял это решение и сделал этот выбор. Поэтому для углубления и расширения знаний в области психологии необходим выход на другой, качественно новый уровень исследования психологических феноменов. Данный переход возможен благодаря использованию в программе психологических исследований методов математического моделирования.
В большинстве современных исследований по математической психологии решаются такие актуальные теоретические задачи, как увеличение точности математических моделей для описания таких психологических феноменов, как восприятие, внимание, память, процессы принятия решений и выбора; поиск варианта модели, максимально соответствующего реальному явлению; прогнозирование динамики психологических явлений.
Во многих практикоориентированных исследованиях решаются такие актуальные практические задачи, как повышение эффективности обучения; продвижение продукции в маркетинге; исследования по созданию искусственного интеллекта.
|
Анализ современного состояния работ в области математической психологии необходим для выявления возможностей и преимуществ данных методов. Необходим анализ тенденций развития российской и зарубежной математической психологии, соотношения перспективных тем исследования, изучение актуальных решаемых психологических проблем и практических достижений в данной области знаний. Понимание современных тенденций развития математической психологии невозможно без предварительного исторического обзора, выявления основных российских и зарубежных традиций.
1. Развитие основных направлений математической психологии за рубежом
Первыми психологическими работами в этой области знания, не обозначенной как математическая психология, в которой авторы применяли количественные методы математического анализа психических явлений, были работы Г.Т. Фехнера, Г. Эббингауза еще в середине XIX века.
Г.Т. Фехнер является основателем психофизики, который применял математический аппарат для измерения порогов ощущений. Г. Эббингауз занимался изучением закономерностей запоминания, выявил математическую зависимость механической памяти от различных условий [6, с. 276].
В начале XX века исследователи отмечают лишь единичные работы в данной области психологии. Этот период можно охарактеризовать зарождением современной математической статистики, разработаны основы факторного анализа (Л.Л. Тэрстоун, Ч.Э. Спирмен, К. Спирмен), теория корреляций (К. Спирмен, К. Пирсон) и другие методы [5, с. 180].
Изучение интеллекта является актуальной в это время областью исследования. Л.Л. Тэрстоуном и Ч.Э. Спирменом разработаны теоретические модели интеллекта на основе экспериментальных данных [5, с. 183].
В середине XX века наблюдается увеличение количества работ в данной области, в это же время стал использоваться сам термин «математическая психология» в научных исследованиях [16]. Интенсивное развитие работ по математической психологии связано с исследованиями В. Эстеса, Р. Буша, Ф. Мостеллера и др., которые разработали модели для описания процесса научения. Для этого они использовали математический аппарат вероятностных процессов, теории игр, теории полезности [3].
В это время активно развивается и направление исследований, начатое Г.Т. Фехнером в области психофизики. Появляется множество математических моделей по психофизике, например С. Стивенса, В. Таннера, Дж. Светса, Д. Грина. С. Стивенс продолжал исследования Г.Т. Фехнера, выявил степенной характер зависимости между силой ощущения и интенсивностью раздражителя.
В. Таннер, Дж. Светс, Д. Грин разработали концепцию, получившую название теории обнаружения сигнала, в основе которой статистическая теория принятия решений [5, с. 293].
В середине XX века продолжаются исследования Л.Л. Терстоуна по изучению интеллекта, создаются различные психодиагностические методики. М.Т. Льюис занимался в основном педагогической психологией, тестологией и проблемами развития интеллекта ребенка, разработал тест, измеряющий интеллект человека [9, с. 104].
В середине 50-х годов XX века возникла Европейская Ассоциация математической психологии, которая существует и сегодня, проводит ежегодные конференции, на которых представляются основные результаты исследований в области моделирования социально-психологических явлений и процессов. Ведущим журналом, в котором представлены основные результаты исследований в данной области, является «Журнал математической психологии», выпускаемый в США с 1963 г.
На основе анализа работ, опубликованных в «Журнале математической психологии» и других научных изданиях с середины XX века, выполнен обзор основных направлений исследований в области математической психологии. Среди зарубежных исследований выделяются три основных направления: моделирование процессов обучения и памяти; теория измерений; моделирование процессов принятия решений [1].
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.)