Словосочетание – это соединение двух и более 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словосочетание – это соединение двух и более



Класс

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

По русскому

Языку

Конспект № 1

(Словосочетание. Главное и зависимое слово).

Словосочетание – это соединение двух и более

                             слов, связанных по смыслу и

                             грамматически.

Словосочетание рассматривается как единое целое, служащее для названия предметов и явлений, но более точно.

  Например. Лес. Осенний лес. Дремучий лес.

Подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения не являются СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ.

Любое словосочетание состоит из ГЛАВНОГО И ЗАВИСИМОГО СЛОВА.

Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос.

Зависимое слово – это слово, к которому ставим вопрос.

Например. Лес (какой?) дремучий.

Зависимое слово конкретизирует смысл главного.

Конспект № 2

(Предложение).

Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически, выражающие законченную мысль.

По цели высказывания предложения бывают: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ (рассказ о чем-то), ПОБУДИТЕЛЬНЫМИ (призыв к чему-то, приказ, просьба), ВОПРОСИТЕЛЬНЫМИ (спрашивается о чем-то).

По интонации предложения бывают ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ(!) и НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ(.)

По строению – ПРОСТОЕ (одна грамматическая основа) и СЛОЖНОЕ (две и более грамматические основы).

Например. Грянул гром. (Простое).

  Грянул гром, и сверкнула молния. (СЛОЖНОЕ)

По составу (количеству основ) БЫВАЕТ – ОДНОСОСТАВНОЕ (есть только один из главных членов предложения).

         Н.- р.: Подморозило. Смеркается. Лес.

ДВУСОСТАВНОЕ (есть и подлежащее, и сказуемое).

        Н - р.: Я иду. Солнце в небе светит.

Предложения могут быть НЕРАСПРОСТРАНЕННЫМИ (имеется только одна грамматическая основа).

       Н – р .: Снегидет.

И РАСПРОСТРАНЕННЫМИ (кроме главных членов есть и второстепенные).

  Н – р.: Пушистый снег идет целый день.

Грамматическая основа = главные члены предложения = подлежащее и сказуемое (кто? что?) Второстепенные члены предложения.: дополнение, определение, обстоятельство.

 

Конспект №3

(Главные члены предложения.)

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее-это то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?

Чаще всего подлежащим выступают существительные, местоимения, числительные.

Сказуемое поясняет то, о чем говорится в подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что сделал? есть что? есть каков? Чаще всего это глагол, краткое прилагательное, существительное…                     

Конспект №4

(Тире между подлежащим и сказуемым).

ТИРЕ СТАВИТСЯ:

Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.

Н-р.: Книга - источник знаний.

Подлежащее и сказуемое выражены числительными.

Н-р.: Пятью  восемь - сорок.

3. Неопределённой формой глагола (что делать?)

Н –р.: Охранять природу – любить Родину.

Перед словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ.

Н-Р.: Главное-это стремление к учебе.

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ:

Если подлежащее выражено личным местоимением  (Я,  МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)

Н-Р.: Он   отличник.

Между подлежащим и сказуемым стоит НЕ

Н-р.: Бедность  не порок.

Перед сказуемым стоят слова КАК, ТОЧНО, КАК БУДТО.

Н-Р.: Этот сад как лес.

ПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это предложение, в котором присутствуют все члены предложения.

  Н-р.: Она сидела в лодке.

НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- это предложение, в котором есть пропущенный член предложения, который мы легко можем восстановить по смыслу.

Н-р.: Она сидела в лодке, а он – на берегу.

НА МЕСТЕ ПРОПУСКА СТАВИТСЯ ТИРЕ.

Н-р.: Под березой росли ромашки, под елью – васильки, под дубом – лютики.

Конспект № 7

(Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.)

СОСНЫ, БЕРЕЗЫ, ДУБЫ, ЕЛИ РОСЛИ В ЭТОМ ЛЕСУ.

Особенности однородных членов:

Отвечают на один, общий для них вопрос.

В этом лесу росли (что?) сосны, (что?) березы, (что?)дубы,

(что?) ели.

Выступают одним и тем же членом предложения.

Однородными могут быть как второстепенные, так и       главные члены предложения.

Сосны, березы, дубы, ели росли в этом лесу.

В предложении однородные члены относятся к одному и тому же слову.

Сосны, березы, дубы, ели – относятся к слову «росли»

Конспект №8

(Обобщающее слово при однородных членах.

Тире и двоеточие.)

ТОЧНЫМ.

ДВОЕТОЧИЕ ПРИ ОДН. ЧЛ. СТАВИМ, ЕСЛИ ОБОБЩАЮЩЕЕ

СЛОВО  СТОИТ ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Конспект №9

(Обращения. Знаки препинания.)

ОТДЕЛЯЕТСЯ.

Н-р.: О Боже, что случилось?

         О Русь, как ты прекрасна!

                 

                 

           

Конспект № 10

(Вводные слова. Знаки препинания.)

ЧЕМ ОН СООБЩАЕТ (ГОВОРИТ).

Н-р.: Кажется, деревья шепчут друг другу.

        По-моему, деревья уже уснули.

Конспект № 11

(Сложное предложение.)

Конспект№ 12

(Прямая и косвенная речь.)

Конспект №13

(Диалог.)

Конспект №14

(Фонетика. Звуки и буквы.)

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят.

То произносят звуков ряд.

А изучает их, заметь-ка,

ГРАФИКА – система знаков.

Конспект №15

(Слог. Основные правила переноса.)

Конспект № 16

(Проверяемые и непроверяемые гласные.

Непроизносимые согласные)

Конспект №17

(Правописание Ъ и Ь знаков)

ПИШЕМ Ь ЗНАК:

Конспект№18

(Удвоенные согласные)

На стыке корня и суффикса.

Н-р.: лимон – лимонный.

В корнях иноязычных слов.

Н-р.: аккорд, теннис, ссора, хоккей, касса…

В корнях русских слов.

Н-р.: дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать, жжет.

Конспект № 19

(Однокоренные слова. Формы слова. Состав

 Слова.)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – наука, изучающая состав слова.

Лексическое значение.

Школьник, при разборе слова

Окончанье и основу первым делом находи!

После корня будет суффикс,

   А приставка впереди.

                                                

 Конспект №20

(Правописание гласной в корне)

Конспект № 21

         (Правописание корней)

Конспект №22

(Правописание приставок)

Приставки – пре, - при

ПРЕ = ПЕРЕ = ОЧЕНЬ (предобрый)

ПРИ – присоединение – приближение – неполное

          действие (пришить, приехать, прикрыть).

Конспект№23

(Буквы З, С на конце приставок)

ПРИСТАВКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ на -…З, если стоит перед

 ГЛАСНЫМИ и ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ:

            Б, В, Г, Д,  З, Ж, Й, Л, М, Н, Р, А, О, У, Е, Э,Ю,Я,Ы, И

Н-р.: бездомный, безаварийный.

ПРИСТАВКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ  на - …С, если стоит перед

ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ:

             П, Ф, К,Т,С,Ш, Х, Ц,Ч,Щ

Н-р.: истратить, бесхарактерный.

Конспект№24

(приставки - пре,- при)

Доведение действия

до конца                                   н-р.:  придумать

ЗАПОМНИ: прибаутка, привидение (призрак), привилегия, призвание, прилежание, присмиреть, присутствие, примитивный, принцесса, приохотить, притворщица, притон, приурочить, причудливый. Превзойти,  преграда, предание, президент, презирать, прекословить, прелюдия, преподнести, препятствие, претворять, претензия.

 

Конспект №25

(Буквы Ы, И после приставок)

Изымать, подымать, отымать.

 

Конспект№26

(Буквы О, Ё после шипящих в корне слова)

БУКВА Ё СТОИТ ПОД УДАРЕНИЕМ (измени слово, чтобы

четко можно было услышать Е):

н-р.: шёлк    – шелковистый

          щёголь - щеголять

          шёпот  - шепчет

          шёл      - шествует

БУКВА О СТОИТ В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ (СЛОВА ВЫУЧИ НАИЗУСТЬ):

Капюшон.

 

БУКВЫ – О, - Е ПОСЛЕ Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ:

- О под ударением  н-р.:  облицовка,  деревцо.

- Е без ударения      н-р.:  ситцевый,  деревце.

 

Конспект № 27

(Буквы Ы, И после Ц)

Букву - Ы – пишем:

В окончаниях слов

  Н-р.: птицы, огурцы.

В суффиксах - ЫН

Н-р.: сестрицын,  куницын.

В словах – исключениях:

Цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкнуть, цып – цып,

цыпка.

(Поможет запомнить фраза: «Цыган на цыпочках подошёл к цыпленку и цыкнул: «Цыпка, цыц!»).

Букву - И – пишем:

В корне слов

Н-р.: цилиндр, цирк, панцирь.

В словах на – ЦИЯ

  Н-р.: милиция, экспедиция.

 

 

Конспект№ 28

(Написание сложных слов. Сложносокращенные

Слов с - пол, -полу).

Конспект№29

(Основные способы словообразования)

Разбор слова по составу = морфемный разбор

Морфема = часть слова

Конспект№30

(Лексика. Лексическое значение слова).

Словарь слов – исключений

Быстро, медленно, прочно, по – хорошему, вслух, наизусть, пешком, сегодня, завтра, скоро, теперь, давным – давно, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, сгоряча, сослепу, нарочно, назло, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва – едва, почти, дважды, влево, направо, заново, изредка.

Прибаутка, привидение, привилегия, призвание, прилежание, присмиреть, присутствие, примитивный, принцесса, приохотить, притворщица, притон, приурочить, причудливый,превзойти, преграда, предание, президент, презирать, прекословить, преподнести, преставиться, препятствие, претворять, претензия.

Шел, жокей, жонглер, шовинизм, шоколад, шоссе, шофер, Шотландия, крыжовник, изжога, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол, шорты, шок (шокировать), чопорный, чокаться, мажор, чащоба, обжора, шоры, шоу, капюшон.

Цып, цыпка.

Жюри, брошюра, парашют.

Блеснуть, лестница, плеснуть, чувство, склянка, ровесник, сверстник, праздник, яства, явственный, сумасшедший, почерк, гнуться, дерматин, инцидент, участвовать, констатировать, опасный, прежний, ресницы, словесный, шествовать.

Класс

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

По русскому

Языку

Конспект № 1

(Словосочетание. Главное и зависимое слово).

Словосочетание – это соединение двух и более

                             слов, связанных по смыслу и

                             грамматически.

Словосочетание рассматривается как единое целое, служащее для названия предметов и явлений, но более точно.

  Например. Лес. Осенний лес. Дремучий лес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.056 с.)