Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бхарадваджа вопрошает Суту о последовательности творенияСтр 1 из 42Следующая ⇒
1. Почтив Нараяну и Нару, лучших из живых существ, а также богиню знания Сарасвати, позвольте начать повествование этой пураны.1 2-3. О, божественный Симха!2 Твои глаза сверкают как пылающий огонь, отбрасывая отблески на волосы, и окрашивая их в цвет, подобный самому золоту. Лёгкое касание Твоих когтей опасней удара молнии. Я приветствую Тебя, великий и возвышенный Верховный Ишвара.3 Пусть подобные плугам когти Господа Нарасимхи, пронзившие тёмное сердце демона Хираньякашипу и окрасившиеся в багровый цвет, дадут всем нам защиту. 4-7. Однажды, живущие на просторах Гималаев отшельники, в совершенстве знающие Веды и три Калы,4 среди которых были муни5 из Наимишараньи, Арбудараньи, Пушкараньи, Дхармараньи, Дандакараньи, Шришайлы, мудрецы и отшельники из Курукшетры, с гор Кумара и Пампасара, и очень много других святых, вместе со своими учениками собрались в благостный месяц магха6 в священном Прайаге. 8-14. Все они совершили омовение, прочитали джапу7 и должным образом выполнив предписаннные ритуалы, предложили своё почтение Господу Венимадхаве. Затем они провели тарпану8 и почтив память предков, навестили учёного подвижника Бхарадваджу, обитателя этой священной тиртхи.9 Мудрецы должным образом предложили ему своё почтение и были тепло встречены. Когда все удобно устроились на вриши10 и изумительных асанах,11 началось обсуждение вопросов, связанных с Господом Кришной. Между тем, пока святые риши12 были заняты обсуждением жизнеописаний Господа Шри Кришны, к собранию мудрецов присоединился Ломахаршана Сута, ученик Вьясадевы. Ломахаршана Сута был блестящим и умудрённым знатоком пуран. Сута почтительно поклонился всем присутствующим и тепло втреченный ими, сел на предложенную Бхарадваджей асану. 15-24. Бхарадваджа сказал, – “О, Сута, все мы когда-то прежде, во время великого жертвоприношения, устроенного Шаунакой, выслушали из твоих уст Вараха пурану, а сейчас горим желанием услышать Нарасимха пурану. Все эти отшельники собрались здесь для того, чтобы услышать её. В это священное утро, в присутствии всех этих великих отречённых душ, махатм,13 я прошу тебя рассказать её, о великий подвижник Сута. Хотелось бы получить ответы на вопрос, как возник мир подвижных и недвижимых существ?
Кто хранит его? Что означает сворачивание творения? О, почтенный обладатель благородной души (махабхага), проживающий на этой земле, о наделённый огромным знанием! Поведай нам об удивительных деяниях Господа Нарасимхи. Разъясни все хитросплетения создания мира и расскажи, как он уничтожается? Каково назначение юг?14 Каковы черты и особенности четырёх эпох? Как одна юга сменяется другой? Каковы жизненные уклады и обязанности людей в Кали-югу? Как полубоги поклоняются Господу Нарасимхе? Пожалуйста, расскажи о святых местах на этой земле и их названиях. Дай нам знание о названиях священных гор и расскажи о священных реках, которые способны очистить тела и души людей. Как появились полубоги? Как были созданы Ману, манвантары и видьядхары и т.д.? Расскажи о царях, которые совершали жертвоприношения (йаджна) и назови имена тех царей, которые достигли успеха (сиддхи). О, Махабхага (щедрый сердцем), пожалуйста, расскажи обо всём этом подробно и последовательно”. 25-30. Сута сказал, – “О, великие подвижники, преклоняя свою голову перед почтенным учителем (гуру) Вьясой, по милости которого я изучил пураны, я начинаю повествование Нарасимха пураны. Каждый день и каждое мгновение я благодарю возвышенного и блистательного Вьясу, сына великого святого Парашары, знающего и замечательного проповедника, возвышеннейшего из людей, как самого Господа Вишну, который является единственной причиной появления всех полубогов и знания Вед с шестью философскими направлениями. Только по милости возвышенного и божественного Вьясы я сейчас могу рассказать эту историю Господа Васудевы и поэтому почтительно склоняюсь к его стопам. Дорогие отшельники, на вас пролилась благодать Господа Вишну, и вы получите ответы на ваши серьёзные вопросы. И так, я начну повествование священной Нарасимха пураны, и раскрою интересующие вас темы, отвечая на поставленные вопросы. Я молюсь о том чтобы ты, Бхарадваджа, проявил полное внимание и терпение. Отшельников, которые присутствуют здесь вместе со своими учениками, я тоже смиренно прошу внимательно выслушать эту историю. Я приложу все усилия, чтобы со всеми подробностями донести до вашего сознания Нарасимха Пурану, в её первозданном виде”.
31-35. Весь этот проявленный мир подвижных и инертных живых существ, который вы видите, появился из Господа Нараяны, который свято поддерживает и питает его посредством своих разнообразных форм (воплощений) как Нарасимха и т.д. В конечном счёте, по истечении срока, всё это мироздание входит в трансцендентное тело Господа Вишну, в форме Его сияния – джиоти.15 Я расскажу, как Господь начинает созидать (сришти). Пожалуйста, послушайте об этом. Во всех пуранах присутствует объяснение творения и свойств проявленного мира. О, подвижники, перед тем как перейти к сути вопроса, выслушайте молитву, которая звучит так, – "Пурана состоит из пяти частей как Сарга,16 Пратисарга,17 Вамша,18 Манвантара19 и Вамшанучарита"20. Сейчас я по порядку расскажу о Адисарге,21 Анусарге,22 Вамше, Манвантаре и Вамшанучарите. 36-40. О, брахманы, самая длительная часть процесса творения, это Адисарга. Таким образом, я начну с неё и опишу её в первую очередь. Тайны творения Высшей и Вечной души, как и деяния полубогов с царями, с лёгкостью будут восприняты вами, если описание созидания начать с Адисарги. О, брахманы, обратите внимание, что до создания и после великого разрушения (махапралайи), не существовало ничего, кроме одного Парабрахмана. В то время был только Он, вечно сияющая причина всего сущего. Он бессмертен, свободен от любых привязанностей (Ниранджана), умиротворён, трансцендентен ко всем гунам23 (Ниргуна) и всегда непорочен. Люди, жаждущие освобождения, ищут прибежище у Него, Верховного Ишвары, исполненного блаженства. Он всезнающий, вечный, нерождённый и неизменный, пребывает в трансцендентной форме знания. В надлежащее время, этот всеведущий Парабрахман начинает созидать материальное творение. 41-52. Из Его сияния возникает совокупная материальная природа – прадхана (мулапракрити). Из прадханы возникает махататтва. Махататтва состоит из трёх гун – саттвики, раджаса и тамаса. Из махататтвы исходят вайкарика (саттвика), теджас (раджас) и бхута (сознание). Из этих трёх составляющих формируется эго. Так же, как махаттаттва покрывается прадханой, так и эго (сознание истинной сущности) покрывается махататтвой. Впоследствии, из эго тамаса, состоящего из бхутади,24 в результате происходящих в нём возмущений, формируется шабдатанматра (тонкий принцип звука). Затем бхутади покрывается шабдагуной и так появляется эфир. В результате дальнейших преобразований, эфир формирует танматру спарши (осязание), и возникает могучий ветер. Качество ветра проявляется в прикосновении. Затем эфир шабдагуны покрывает ветер, которому присуще качество осязания. После преобразований происходящих с ветром, появляется рупатанматра (форма). Это приводит к формированию огня и пламени. Качество, которым обладает огонь, это рупа (форма). Затем ветер спарша-танматры, покрывается великолепной рупа-танматрой. В результате смешения воздуха с бесподобным сиянием (теджа), образуется раса-танматра (тонкий элемент вкуса). Благодаря этому появляется вода, обладающая качеством вкуса (раса). Сияние, обладающее качеством формы, покрывается водой, обладающей качеством вкуса образуя гандхатанматру (запах), и так формируется элемент земли, обладающий качествами всех предшествующих элементов, включая эфир, ветер, огонь и воду. Чудовищных размеров Пинда,25 сформированная из всех физических элементов, обретает вид гандха-танматры. Качество, которым обладает земля, это "гандха" (запах). Танматра состоит из эфира, ветра, огня, воды и земли. Каждый из элементов обладает своими определёнными качествами. Поскольку нельзя выделить отдельно танматру эфира, ветра и т.д., она считается совокупной формой (рупой). Эта танматра26 называется вишеша (общая). И всё же, эфир, воздух, огонь, вода и земля, все пять бхут, обладают своими особенностями и качествами. Стоит подчеркнуть, что все они были образованы из танматр.
Бхарадваджа, таким образом, я кратко объяснил происхождение пяти бхут и танматр, которые образуются и происходят из ахамкары тамаса (ложного эго). 53-56. Учёные, рассматривающие как объекты своих исследований фактор творения и душу, объясняют, что органы чувств появились из теджас ахамкары и соответственно, их десять, а ум – одиннадцатый. Таким образом, о Бхарадваджа, слушай их истинное значение. Существует пять органов чувств и пять органов действия. Сейчас я опишу все органы чувств и соответственно, за какие действия они отвечают. Ухо, глаз, язык, нос и кожа – вот пять органов чувств, кторые дают нам сведения о материальных объектах, как слова, осязание и т.д. Анус, половые органы, руки, ноги и язык называются исполнительными органами. Соответственно, с их помощью осуществляются такие действия, как испражнение, получение сексуального удовольствия (чувственность), деятельность (шилпа), движение и речь. Таким образом, общим числом их пять. 57-58. Дорогой брахман, эфир, ветер, свет, вода и земля, являются пятью элементами (бхутами), в которых содержится соответственно звук, осязание, форма, вкус и запах. Свойством звука (шабда) обладает эфир; звук и осязание являются двумя составляющими воздуха; звук, осязание и форма – три составляющие, присущие свету. Точно так же, вода состоит из четырёх, а земля из пяти составляющих. Таким образом, эти пять бхут существуют отдельно и обладают различными качествами. Из них нельзя сотворить что-либо, пока должным образом не заставить их взаимодействовать друг с другом в определённом соотношении. 59-63. Для созидания им нужен один толчок, которым Пуруша приводит махататтву в движение и заставляет пять элементов (бхут) взаимодействовать друг с другом, образуя при этом совокупность бхут. Таким образом, благодаря Его (Пуруши) воздействию и управлению, из их комбинации возникает яйцо (анда). Это яйцо постепенно увеличивается и вырастает в воде, как пузырь. О, мудрейший, оно было создано из совокупности бхут и плавало в водах вселенского океана. Это гигантское яйцо, создание природы (пракрити), стало основой для Господа Вишну в Его форме Хираньягарбхи. Господь Вишну, владыка мира, вошёл во вселенское яйцо в своей безличной форме, как Хираньягарбха. На этом этапе творения, Гора Сумеру была подобна ульбе (мембрана, покрывающая матку) для Сверхдуши – Господа Хираньягарбхи. Остальные горы были подобны яичнику (джараюджа), а океан уподобился околоплодным водам.
64-66. Горы, острова, океаны, звезды и галактики, включая все миры (локи), боги, демоны и живые существа, как человек и прочие, приняли рождение в этом изначальном яйце. Высший Ишвара, Господь Вишну, принял форму Брахмы, воплощения раджаса, склонного к созиданию вселенной. Только Он хранит эту вселенную в форме Нарасимхи и других воплощений на протяжении кальпы,27 и разрушает сотворённое, по её истечении. 67. Сам Господь Ананта создаёт всю эту вселенную и управляет ей как Брахма, защищает и питает её, принимая формы подобные Раме и т.д., и наконец, разрушает всё в форме Рудры.
Так заканчивается первая глава Нарасимха-пураны,
Примечания:
1 Пура́ны — тексты древнеиндийской исторической литературы. 2 Си́мха – санскр. िसंह «лев». 3 Ишвара – Верховный Повелитель. 4 Три Калы – настоящее, прошлое и будущее время. 5 Муни – (санскрит), человек, который не говорит о своих занятиях йогой, о том, что сказал Учитель, и о том, что следует сказать Учителю, чтобы узнать какие-то тайные сведения. Муни – это тот, кто не разменивается на болтовню и умеет хранить молчание. 6 Ма́гха (санскр. माघ) — месяц календаря. В едином национальном календаре Индии магха является одиннадцатым месяцем года, начинающимся 21 января и оканчивающимся 19 февраля. В нём 30 дней. 7 Джа́па (санскр. जप, japa) — духовная практика медитативного повторения мантр или имён Бога. 8 Та́рпана (санскр. तप‘ण, tarpaṇa) — обряд, цель которого — удовлетворить богов, риши и предков путём возлияний воды. 9 Тиртха – священное место, место паломничества. 10 Вриши – специальное место для сидения из травы куша 11 Аса́на – (санскр. आसन, āsana) место для сидения. 12 Ри́ши – (санскр. ऋhष, ṛṣi — «провидец», «мудрец») 13 Маха́тма (деванагри, mahātmā, «великая душа») 14 Юги – четыре сменяющие друг друга эпохи. 15 Джйоти — санскритское слово, обозначающее свет. 16 Сарга – начало нового цикла развития вселенной 17 Пратисарга – вторичное творение, заселение миров после их создания. 18 Вамша – родословная, династия. 19 Манвантара (санскр. मšवšतर, manvantara, «период правления Ману»). 20 Вамшанучарита — истории династий
21 Адисарга – предварительное созидание. 22 Анусарга — последующее созидание. 23 Гуна (санскр. गुण, guṇa) означает «привязанность», а в более широком смысле «качество, свойство». Существует три гуны материальной природы, благость, страсть и невежество 24 Бхутади. (Санскр.) Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов. 25 Пинда означает некую сферу, состоящую из определенных структур. 26 Танматра – Типы или зачатки пяти Стихий; тонкие сущности последних, лишенные всех качеств и тождественные свойствам пяти основных Стихий земли, воды, огня, воздуха и эфира. 27 Кальпа – один день Брахмы.
* * *
Глава 2 Творение мира
1-5. Сута сказал, – “О, Бхарадваджа, послушай каким образом Господь Нарасимха создаёт вселенную, приняв форму Брахмы. Сейчас я объясню, как это происходит. О, сведущий, Господь Брахма, локапитамаха (прародитель вселенной) не уступает известностью Нараяне – Санатана Пуруше. Тем не менее, писания (упачара) повествуют о нём как о рождённом. Период времени его существования (паримана) оценивается в сто лет. Этот период в сто лет называется "пара". Половина его жизни известна как парардха. О, чистый отречённый и величайший святой, оценка продолжительности возраста Брахмы и других подвижных и неподвижных существ, и объектов как земля, горы, океаны и т.д., зависит от периодичности материального творения Господа Вишну, о чём я говорил прежде. Теперь, я хочу рассказать о способе расчета времени людей. Пожалуйста, внимательно слушай меня”. 6-11. Восемнадцать 'нимеш' составляют 'каштху'; тридцать 'каштх' равны одной 'кале' тридцать 'кал' составляют 'мухурту'. Тридцать мухурт составляют день и ночь людей. Тридцать дней и ночей составляют месяц. Каждый месяц состоит из двух двухнедельных периодов (пакша). Период в шесть месяцев называется аяна. Эти два периода, каждый из которых равен половине года людей, являются соответственно ночью (дакшинаяна) и днём (уттараяна) полубогов. Два таких временных периода (анаяны) составляют один год людей. Период в один месяц для людей, равен одному дню и ночи для питаров (предков), а один год людей тождественен суткам Васу28 и других полубо гов. Период в двенадцать тысяч лет полубогов составляет чатурюгу. Пожалуйста послушай, из каких частей она состоит. 12-15. В комментариях к пуранам указывается длительность Крита-юги и других эпох, как четыре, три, две и одна тысяча лет полубогов соответственно. О, брахман, сандхйа, предваряющая каждую эпоху, как и сандхьямша, завершающая югу, равны между собой. Принято считать, что их длительность равна сотне лет. Период времени между сандхьей и сандхьямшей, следует рассчитывать исходя из длительности Сатья-юги, Треты и других юг. Совокупный временной цикл, состоящий из Сатья-юги, Треты, Двапары и Кали-юги называется Чатур-югой. О, брахман, одна тысяча чатур-юг составляют один день Брахмы. 16-21. О, брахман, в один день Брахмы приходят четырнадцать Ману. Теперь послушай о длительности периода их жизни. Как и в предшествующие кальпы, Саптариши, Индра, Ману и сыновья Ману, создаются одновременно и вместе уходят. О, брахман, манвантара, это период времени длиной чуть больше 71-й чатур-юги. Это и есть время жизни Ману, Индры и других полубогов. Таким образом, эта Манвантара длится восемь лакх29 и пятьдесят две тысячи лет по летоисчислению полубогов. О, великий подвижник, этот период в пересчёте на годы людей составит тридцать крор,30 шестьдесят семь лакх и двадцать тысяч лет. 22-25. Один день Брахмы в четырнадцать раз превышает длительность этого периода. В начальный период творения этой вселенной, Брахма создаёт гандхарвов, демонов, полубогов, гухьяков, риши, видьядхаров, человеческих существ, зверей, птиц, неподвижных живых существ (деревья, горы и т.д.), насекомых и змей – посредством уже созданных полубогов и питаров. Затем он делит их на варны и задействует в выполнении яджны.31 Впоследствии, в положенный срок, Вечный и Всемогущий уничтожает все три мира (локи) и ложится на ложе из Шешанаги на всю ночь, длительность которой равна Его дню, и наслаждается йогическим сном.32 26-27. С окончанием этой ночи, наступает новая махакальпа.33 Она называется Брахма, и в ней Господь воплощался в образе Рыбы (Матсьяаватара), и в ней было пахтание океана. Третья кальпа, известна как Варахакальпа. Тогда благодаря молитвам отшельников, Господь Вишну явился в образе Варахи (вепря), чтобы спасти украденную демонами землю. 28. Господь, невероятные качества которого недоступны пониманию существ, обитающих на земле и на небе, после уничтожения собственного творения, которому отпущено определённое время существования, погружаетя в умиротворённый йогический сон.
Так заканчивается вторая глава Нарасимха-пураны,
Примечания:
28 Васу – класс полубогов, помощников Индры. 29 Лакх – единица измерения, равная 100000. 30 Крор – (санскр. कोhट) — единица счисления, равная десяти миллионам или ста лакхам. 31 Я́джна (санскр. य4 yajña) — обряд жертвоприношения. 32 Кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов. Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток, что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы состоит из двенадцати месяцев (3,1104•1012 обычных лет). 33 Махакальпа – великий цикл, в котором Брахма живёт сто лет (3,1104•1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает и весь материальный мир уничтожается.
* * *
Главы 3-4 Девять типов существ, сотворённых Брахмой. Анусарга 34
1. Бхарадваджа спросил, – “О, Сута, как Нерождённый, воплотившийся в форме Брахмы, создаёт девять видов существ? Пожалуйста, расскажи нам об этом”. 2-4. Сута ответил, – “Первыми были созданы Маричи. Эти риши, сыновья Господа Брахмы, Маричи, Атри, Ангира, Пулаха, Крату, Пуластья, Прачета, Бхригу, Нарада и мудрейший из всех Васиштха – десять великих подвижников. Санака и другие отречённые были склонны к освобождению (нивридхарма), а все Маричи и им подобные, за исключением Нарады, должны были увеличивать численность живых существ (правритидхарма). 5-8. Другой Праджапати, Дакша, родился из правой части тела господа Брахмы и произвёл на свет дочерей. Весь мир подвижных и неподвижных существ был создан сыновьями этих дочерей. Полубоги, демоны, гандхарвы, ураги (змеи) и птицы – все были религиозными и родились от дочерей Дакши. Четыре вида подвижных и недвижимых живых существ родились, распространились и дали рост численности живых существ в анусаргу. О, благородная душа, от Маричи и до Васиштхи, как было упомянуто выше, все являются потомками Господа Брахмы, и были рождены из его ума. Все они – творцы анусарги. 9. Под саргой следует понимать создание Верховным Господом Нараяной первоэлементов – пяти махабхут,35 эго и чувств, как это было описано выше. Это происходит только на заре творения. Впоследствии, Он лично проявляется в форме четырёхголового Брахмы и отшельников, как Маричи, и во время анусарги, населяет вселенную”.
Так заканчивается третья и четвёртая главы Нарасимха-пураны
Примечания:
34 Анусарга — последующее созидание. 35 Махабху́та (санскр. महाभूत, mahā-bhūta «первоэлемент») — пять великих или универсальных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля
* * *
Глава 5
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.35.229 (0.052 с.) |