Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка



СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИМ НОРМАМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

 

И. Э. Савко, кандидат педагогических наук,

 

доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета

 

Основными грамматическими нормами, подлежащими изучению на уроках русского языка в средней школе, являются морфологические и син - таксические. Работа над словообразовательными нормами, которые боль - шинством учёных также относятся к грамматическим, ведётся обычно инди - видуально, то есть в тех случаях, когда данные нормы нарушаются в речи от - дельных учащихся. Однако, как показывает практика, такие нарушения не - частотны, поскольку словообразовательные нормы хорошо усваиваются на интуитивном уровне ещё в младшем школьном возрасте.

 

При обучении грамматическим нормам целесообразно использовать специальную систему упражнений, позволяющих осуществлять эту работу наиболее эффективно. Данная система может включать следующие группы:I. Упражнения на осознание учащимися грамматической нормы.

 

II. Упражнения на формирование умений правильно образовывать грамматические формы и конструкции.

 

I ІІ. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление грам - матических ошибок.

 

IV. Упражнения на осознание выразительных возможностей языковых явлений, их стилистической окраски.

 

 

1


Кратко охарактеризуем типологию упражнений каждой из четырёх групп.

 

I. Упражнения на осознание учащимися грамматической нормы. Данные упражнения применяются на первом этапе работы и направле -

 

ны на то, чтобы школьники научились «видеть» определённую языковую норму и усвоили правила, её регулирующие. При выполнении таких упраж - нений учащиеся имеют право в случае необходимости обращаться к учебни - ку, словарям, что позволит предупредить появление ошибок, неточное запо - минание правила и будет способствовать качественному усвоению грамма - тической нормы.

 

Основными видами подобных упражнений являются: 1) упражнения на объяснение языковых явлений; 2) упражнения на закрепление знания теоре - тического материала; 3) упражнения на работу со словарём; 4) упражнения на определение факторов, накладывающих ограничения на образование грамматических форм и конструкций.

 

1. Упражнения на объяснение языковых явлений.

 

В данных упражнениях языковое явление представлено правильно, за - дача учащихся состоит в том, чтобы объяснить, каким правилом регулирует - ся определённая норма.

Варианты заданий:

а) объясните, почему в данных предложениях употребление собира - тельных числительных является нормативным;

б) объясните, почему в данных предложениях можно употребить толь - ко количественные (а не собирательные) числительные;

в) докажите, что падежные формы существительных в данных слово - сочетаниях образованы правильно;

г) объясните употребление и выбор формы числительных, данных в ле - вой колонке, при помощи правил, данных в правой колонке.

Примеры упражнений 1:

 

1 Предлагаемые упражнения рассчитаны на учащихся старших классов.


 

2


Объясните употребление и выбор формы числительных, данных в ле-вой колонке, при помощи правил, данных в правой колонке.

 

А. Константин поступил в университет 1. При склонении составного количе-
в две тысячи седьмом году.

Ственного числительного изменяются

Б. Пятеро студентов нашей группы сда-

Все части

ли эту сессию на «отлично». 2. При склонении составного порядко-
В. На столе стояла открытая коробоч-

вого числительного изменяется толь -

ка с двадцатью пятью пакетиками чая.

Ко последняя часть

Г. В справочнике на девяноста страни- 3. Данные числительные в косвенных
цах представлена информация о ста

падежах, кроме винительного, имеют

специальностях.

окончание а

Д. Материалы исследования изложены 4. Собирательное числительное упот-
на двухстах сорока страницах.

реблено с существительным мужско -

 

Го рода

     
А__Б__В__Г__Д__    

 

 

Смех

 

Клей

 

Вид

 

Суп

 

Шоколад

 

Бал

 

Снег

 

Шкаф

 

 

Ния.

 

 

1. Не только история влияет на литературу, но и литература влияет на историю. – История не только влияет на литературу, но и литература влияет на историю.


 

11


2. Набегали то небольшие тучки, то снова появлялось солнце. – То набегали небольшие тучки, то снова появлялось солнце.

3. Сегодня работают не только аттракционы, но и прогулочный катер при - нимает на свой борт всех желающих. – Сегодня не только аттракционы работа - ют, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих.

 

2. Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соот-ветствуют литературной норме.

 

Узнав узнавши, глядяглядючи, бывбудучи, побывпобудучи, склеивсклеивши, умывшиумывшись, доставаядоставаючи, испекяиспёкши, запе - ревшисьзапершись.

 

2. Упражнения на сопоставительный анализ нормы и ее нарушения (с квалификацией вида ошибки).

 

В отличие от предыдущей группы упражнений, здесь требуется не только определить, какой из сопоставляемых вариантов правильный (непра - вильный), но и указать, какая именно норма нарушена.

Варианты заданий:

 

а) сопоставьте предложения с грамматическими ошибками и без них и определите, какие морфологические (синтаксические) нормы нарушены;

 

б) выберите правильно построенные предложения. Найдите граммати - ческие ошибки в оставшихся предложениях и укажите причины ошибок;

в) выберите из слов в скобках необходимое, обоснуйте свой выбор. Пример упражнения:

 

Выберите слова, данные в скобках, в соответствии с морфологическими нормами. Объясните, почему не подходит другой вариант.

 

1. На лугу Петренко заметил (пасущиеся коровы, пасущихся коров). 2. Для обсуждения проблемы надо пригласить (главы правительств, глав правительств) этих стран. 3. ТеперьМосквичи», «Москвичей») увидишь нечасто, аЗапорож - цы», «Запорожцев») ещё реже. 4. Дед собирал только (боровики и подосиновики,


 

12


боровиков и подосиновиков ). 5. Обрати внимание на (эти матрешки, этих матре - шек). 6. Я беру (твой ферзь, твоего ферзя).

 

3. Упражнения на нахождение ошибки.

 

Упражнения на нахождение ошибки требуют от учащегося только оп - ределения того, правильно или неправильно построено словосочетание либо предложение, поэтому подобные задания школьники могут выполнять «по интуиции». Материалом для данных упражнений являются правильные при - меры и примеры с нарушением грамматических норм, и такие задания удоб - но предъявлять в тестовой форме.

 

Варианты заданий:

 

а) отметьте словосочетания, в которых нарушены морфологические нормы;

 

б) отметьте словосочетания, в которых морфологические нормы не на - рушены;

 

в) отметьте правильно построенные предложения;

 

г) отметьте предложения, в которых имеются грамматические ошибки.

 

Примеры упражнений:

 

 

Точной определительной

судьбоносные исторические события. 2.

Употребление в качестве од -

Б. Из прошлого мы прежде всего усваиваем

Члена простого предложения

которые воспринимаются нами как живые 3. Неправильный выбор союза традиции.

Или союзного слова

  В. Алексей случайно посмотрел на книжную 4.

Употребление разных по виду

полку, где когда-то стояли томики «Библио-

Однородных

  толстые отцовы словари и справочники. 5.

Синтаксические нормы не на -

Г. Разговорный стиль имеет свои особенно-

Рушены

  сти, куда относятся неполнота высказыва-       ния, высокая вариативность произношения,       употребление междометий и др.       Д. Мы остановились около Браслава, где мно-       го озёр и вода в которых очень чистая.               А__Б__В__Г__Д__      

 

 

Владимир Гурьянов

 

(Газета " АВТОБИЗНЕС -Weekly" – 52 (552), 28 декабря 2006 г.)

 

Возможно ли во втором предложении последнего абзаца употребление прилагательного «народный» в степени сравнения? Почему?

 

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИМ НОРМАМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

 

И. Э. Савко, кандидат педагогических наук,

 

доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета

 

Основными грамматическими нормами, подлежащими изучению на уроках русского языка в средней школе, являются морфологические и син - таксические. Работа над словообразовательными нормами, которые боль - шинством учёных также относятся к грамматическим, ведётся обычно инди - видуально, то есть в тех случаях, когда данные нормы нарушаются в речи от - дельных учащихся. Однако, как показывает практика, такие нарушения не - частотны, поскольку словообразовательные нормы хорошо усваиваются на интуитивном уровне ещё в младшем школьном возрасте.

 

При обучении грамматическим нормам целесообразно использовать специальную систему упражнений, позволяющих осуществлять эту работу наиболее эффективно. Данная система может включать следующие группы:I. Упражнения на осознание учащимися грамматической нормы.

 

II. Упражнения на формирование умений правильно образовывать грамматические формы и конструкции.

 

I ІІ. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление грам - матических ошибок.

 

IV. Упражнения на осознание выразительных возможностей языковых явлений, их стилистической окраски.

 

 

1


Кратко охарактеризуем типологию упражнений каждой из четырёх групп.

 

I. Упражнения на осознание учащимися грамматической нормы. Данные упражнения применяются на первом этапе работы и направле -

 

ны на то, чтобы школьники научились «видеть» определённую языковую норму и усвоили правила, её регулирующие. При выполнении таких упраж - нений учащиеся имеют право в случае необходимости обращаться к учебни - ку, словарям, что позволит предупредить появление ошибок, неточное запо - минание правила и будет способствовать качественному усвоению грамма - тической нормы.

 

Основными видами подобных упражнений являются: 1) упражнения на объяснение языковых явлений; 2) упражнения на закрепление знания теоре - тического материала; 3) упражнения на работу со словарём; 4) упражнения на определение факторов, накладывающих ограничения на образование грамматических форм и конструкций.

 

1. Упражнения на объяснение языковых явлений.

 

В данных упражнениях языковое явление представлено правильно, за - дача учащихся состоит в том, чтобы объяснить, каким правилом регулирует - ся определённая норма.

Варианты заданий:

а) объясните, почему в данных предложениях употребление собира - тельных числительных является нормативным;

б) объясните, почему в данных предложениях можно употребить толь - ко количественные (а не собирательные) числительные;

в) докажите, что падежные формы существительных в данных слово - сочетаниях образованы правильно;

г) объясните употребление и выбор формы числительных, данных в ле - вой колонке, при помощи правил, данных в правой колонке.

Примеры упражнений 1:

 

1 Предлагаемые упражнения рассчитаны на учащихся старших классов.


 

2



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.073 с.)