Понятие и цели международного космического права: договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела 1967 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и цели международного космического права: договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела 1967 года.



Международное космическое право — совокупность принципов и правовых норм, регулирующих отношения в сфере использования, исследования космического пространства, а также устанавливающие правовой статус этого пространства и небесных тел.

Целью МКП является обеспечение и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

Источники международного космического права:

Ø Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). Предусматривает свободу исследования космического пространства и небесных тел, мирного использования Луны и других небесных тел, запрещение размещать в космосе любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения.

Ø Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.)

Ø Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.)

Ø Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.)

Ø Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.)

Ø Договор о космосе (полное официальное название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) — межправительственный документ.

Является основой международного космического права. Договор подписали Соединённые Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года, вступил в силу 10 октября 1967 года.

Договор о космосе определяет основные правовые рамки международного космического права. Среди принципов, запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве.

Этот договор ограничивает использование Луны и других небесных тел только мирными целями и прямо запрещает их использование для испытания любого рода оружия, проведения военных маневров или создания военных баз, сооружений и укреплений. Тем не менее, Договор не запрещает размещение обычных вооружений на орбите. Также в договоре указано, что ни одно государство не может предъявлять претензию на владение космическим телом или его частью, а суверенитет государств распространяется только на непосредственно запущенные ими космические объекты.

 

Правовой режим космического пространства и небесных тел: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года.

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это пространство открытое, свободное для исследования и использования всеми государствами.

Свобода космоса используется государствами при строгом соблюдении определенных ограничений:

1) Использование должно осуществляться на благо и в интересах всех стран;

2) Должны учитываться интересы других государств.

Ст. 2 Договора о космосе запрещает любые формы и способы присвоения не только государствами, но и международными и национальными организациями и частными лицами. Это подчеркивается Соглашением о деятельности государств на Луне 1979 г.: размещение на поверхности или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений... не создает права собственности на поверхность или недра Луны, или их участки. С другой стороны, ст. 6 Соглашения регламентирует право государств на проведение научных исследований, сборы образцов минеральных и других веществ на Луне и других небесных телах и их вывоз оттуда.

Договор о космосе разрешает временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел (например, места нахождения спутников на геостационарной орбите или участки размещения станций на Луне).

Ограничению подлежит и военная деятельность в космосе. Перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, включает:

Ø Установку ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения;

Ø Создание военных баз, сооружений и укреплений;

Ø Испытание любых видов оружия и проведение военных маневров;

Ø Вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета объектов с ядерным оружием или иными видами оружия массового уничтожения;

Ø Установка и использование оружия на поверхности Луны и в ее недрах.

Военное оборудование может быть использовано для научных исследований и в мирных целях. Полного запрета военной деятельности в космосе не существует.

Договор о космосе устанавливает два взаимосвязанных обязательства:

1. Осуществление деятельности в космическом пространстве с учетом интересов всех государств;

2. Изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать вредного воздействия, загрязнения и любых иных неблагоприятных последствий изменения земной среды вследствие доставки внеземного вещества и принятие необходимых, соответствующих мер с этой целью. (Общие принципы, конкретизирующие это положение, содержатся в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).

 

Правовой режим космических объектов и статус космонавтов: Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1974 г.

В отличие от небесных тел естественного происхождения, под космическими объектами в международном праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.д.

Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе на небесных телах). После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь попадает под действие национального права, кроме случаев его посадки за пределами территории запускающего государства-эти отношения регулируются международным правом.

Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета всех объектов, запускаемых государствами и международными организациями. В случае необходимости такая регистрация является дополнительным средством идентификации. После вступления в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 г.национальная и международная регистрация стала обязательной.

Космический объект должен быть занесен в национальной реестр и зарегистрирован в ООН. Сведения регистрации содержат название запускающего государства; дату и место запуска; основные параметры орбиты и назначение объекта. Кроме того, государства должны уведомлять Генерального секретаря ООН об объектах, не находящихся более на орбитах вокруг Земли. Каждый космический объект может быть занесен в национальный реестр только одной страны, ибо множественная регистрация в ООН исключается. Если же имеется два или более запускающих государства, то государство-регистрант определяется по соглашению.

С регистрацией объекта связаны определенные правовые последствия как для объекта, так и для экипажа:

1. Государство сохраняет суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах;

2. Права собственности остаются нетронутыми и после возвращения на Землю;

3. Во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской принадлежности, распространяется юрисдикция и контроль государства-регистрации. До совершения полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципа территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств (если нет договоренности об ином).

Вопрос о том, какое государство будет осуществлять юрисдикцию и контроль над экипажем в случае его аварийного приземления на зарубежной территории, в открытом море или во время пролета над ними, пока специально не урегулирован. На практике это означает, что претендовать на юрисдикцию могут несколько государств, а космонавты не могут рассчитывать на иммунитет от этой юрисдикции, если их действия представляют угрозу для безопасности государства.

Для обозначения лиц, совершающих космические полеты и находящихся на борту космических объектов или на небесных телах, в международных соглашениях по космическому праву используются различные термины: «экипаж», «космонавты», «персонал», «лица на борту космического объекта» и т.д. Независимо от того, являются ли лица военными либо гражданскими, управляют ли они космическим кораблем либо выполняют научно-исследовательскую функцию, независимо от гражданской принадлежности - все они, с точки зрения космического права, имеют одинаковый статус космонавтов.

Ныне действующие правовые нормы в этой области относятся, главным образом, к оказанию возможной международной помощи космонавтам, терпящим бедствие.

Одной из форм взаимопомощи является укрытие космонавтов, терпящих бедствие на корабле или станции другой страны. Право укрытия на кораблях и станциях, расположенных на орбитах, прямо не упоминается, но подразумевается в ст. 5 Договора о космосе, регламентирующей возможную помощь космонавтам других стран.

Право укрытия необходимо отличать от права посещения. Последнее, в соответствии с Договором о космосе, означает, что все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для посещения представителями других государств на основе взаимности и соблюдения определенных условий (предварительного извещения).

Наиболее детально регламентированы вопросы спасения и возвращения космонавтов.

Договор о космосе обязывает государства принимать все возможные меры для спасения и оказания необходимой помощи космическому экипажу, терпящему бедствие. Должны быть обеспечены безопасность и незамедлительное возвращение «государству, в реестр которого занесен космический корабль».

Если государство, на территории которого приземлился экипаж, не располагает достаточными ресурсами по спасению, другие государства обязаны помочь. Если речь идет об открытом море или Антарктике-на помощь призываются государства, которые в состоянии это сделать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.009 с.)