Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного (предмет, метод, источники, субъекты регулируемых отношений). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного (предмет, метод, источники, субъекты регулируемых отношений).



Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного (предмет, метод, источники, субъекты регулируемых отношений).

Международное право – система юридических норм, создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путём согласования их воль для регулирования взаимного общения.

Соблюдение этих норм обеспечивается в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами и некоторыми международными организациями

Отличия внутригосударственного и международного права:

Ø В предмете: Предметом правового регулирования внутригосударственного права являются общественные отношения на территории государства, а предметом правового регулирования международного права – международные отношения.

Ø В методе: Методом правового регулирования как внутригосударственного права, так и международного является императивный метод, но они отличаются по способу обеспечения реализации норм права: во внутригосударственном праве государство принудительно обеспечивает реализацию норм права для всех субъектов, а в международном праве – субъекты добровольно обеспечивают реализацию норм права.

Ø В источниках: Источниками права внутригосударственного уровня являются нормативные правовые акты, правовые обычаи, прецеденты (судебные и административные) и нормативные договоры. Источниками международного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты органов международных организаций, акты международных конференций.

Ø В субъектах: Субъекты внутригосударственного права – физические, юридические лица, должностные лица, муниципальные образования, государство. Субъекты международного права – государства, народы и нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования.

 

Государство - основной субъект международного права. Виды, признаки. Особенности правосубъектности международных организаций.

Государство — наиболее важная категория субъектов МП; главная политическая организация общества; относится к первичным субъектам.

Под государством в МПпонимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.

В 1933 г. была подписана Конвенция о правах и обязанностях государств и в ст.1 обозначены признаки:

Ø Население (наличие стабильного сообщества);

Ø Территория (важен контроль над определенной пространственной сферой);

Ø Правительство – стабильное политическое сообщество, поддерживающее правовой порядок и расположенное на определенной территории.

Ø Способность вступать в отношения с другими государствами (суверенитет - обладает любое государство с момента его возникновения.).

 

Как субъект МП государство обладает следующими правами:

Ø Право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

Ø Равноправие с другими государствами;

Ø Право на коллективную и индивидуальную самооборону против воору­женного нападения.

Общие принципы межгосударственного сотрудничества.

Международное сотрудничество — это совместные действия субъектов в какой-либо сфере их взаимных интересов по согласованию своих позиций, координации действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений.

 

Принцип невмешательства.

Не все, что происходит на территории государства, его внутреннее дело и не все отношения внешней политики подлежат вмешательству.

Ø Содержание принципа конкретизировано в вышеупомянутых документах, кроме того - в Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21.12.1965 г.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Основное нормативное содержание принципа определяется как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Принцип сотрудничества.

Идея международного сотрудничества государств является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Сама Организация должна «быть центром в достижении этих общих целей».

Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей, материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.

Международный Суд ООН.

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН - проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Ø Члены суда избираются СБ ООН и Ген. Ассамблеей;

Ø Председатель суда избирается сроком на 3 года с возможностью вновь переизбраться;

Ø При исполнении своих обязанностей члены суда обладают привилегиями и иммунитетом;

Ø Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе;

Ø Официальными языками судопроизводства являются французский и английский;

Согласно ст. 38 Статута, суд решает переданные ему на основании МП споры и применяет:

Ø Международные конвенции (общие и специальные);

Ø Международный обычай;

Ø Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

Ø Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решения суда носят обязательный характер для сторон спора. В случае, если одна из сторон уклоняется всеми способами от исполнения судебного решения, СБ может «намекнуть» на скорейшее их исполнение.

 

Применение договоров (обратная сила договоров, правомерное невыполнение договора; права и обязанности для третьих «лиц»; договоры с взаимоисключающими положениями), отличия в данных вопросах межгосударственных соглашений и договоров с участием международных организаций. Толкование договоров.

Обратная сила договоров – условие, по которому стороны договора по соглашению между собой, выраженному в самом договоре, могут распространить действие его положений на события и факты, имевшие место до вступления договора в силу.

 

Международные договоры нередко не имеют обратной силы. Это означает, что они применяются только к тем событиям и фактам, которые имели место после вступления в силу международного договора для конкретного участника.

 Ст. 28 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. содержит положение о том, что если иное не явствует из договора или не установлено иным образом, то положения договора не обязательны для участника в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу для указанного участника, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты.

 

Правомерное невыполнение (неисполнение) договора:

Основания для правомерного невыполнения или приостановления договора – форс-мажорные обстоятельства, которые включают в себя и стихийные бедствия, и вооруженных конфликт. Государство должно представить письменное заявление для других участников по договору, в котором оно кратко объясняет причины невозможности выполнения договора и, хотя бы, ориентировочно указывает дату нового вхождения в договор.

 

Права и обязанности для третьих «лиц»:

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров "третье государство означает государство, не являю­щееся участником договора" (ст. 2 "h").

Конвенции закрепляют следующие правила:

Обязательства и права для третьих государств и международных организация. По общему правилу, договор не создает обязанностей для государства без его на то согласия.

Для того, чтобы такие обязанности предусмотреть, необходимо выполнить два условия:

1) В договоре данные обязанности должны быть четко и конкретно сформулированы;

2) Согласие третьего государства (оно должно быть четким, не молчаливым, должно быть абсолютно ясным в устной или письменной форме). Из этого правила существуют два исключения: если договор и указанные в нем обязанности носят характер норм Jus Cogens.

 

Права для третьей стороны:

Третье государство может просто не использовать предоставленные права. Для международных организаций правила об обязанностях аналогичное. А вот с правами есть определенные нюансы:

1) Права для третьей международной организации могут быть предоставлены под предлогом функциональной необходимости для выполнения уставных задач. В этом случае организация не может отказаться от таких прав.

2) Права у третьей организации, особенно в отношениях с государствами, могут быть в любое время изъяты.

 

Общие правила:

1) Права и обязанности для третьего государства (или третьей организации) не создаются без его (её) согласия;

2) Права и обязательства возникают для третьего государства (организации), если государства — участники договора имели на это намерение (т. е. это акт волеизъявления государств-участников);

3) Согласие третьего государства (организации) принять на себя обязательство по договору должно оформляться письменно;

4) Согласие третьего государства (организации) принять пре­доставленное право не требует письменного оформления, оно предполагается, пока не будет доказательства противного. Государство пользуется предоставленными по договору правом на условиях, в нем предусмотренных;

5) Обязательство, принятое третьим государством (организацией) может быть отменено или изменено только по согласию между государствами-участниками и третьим государством (организацией). Право, приня­тое третьим государством (организацией), не может быть отме­нено или изменено государствами — участниками договора без согласия третьего государства (организации), если установле­но, что таким было намерение государств-участников.

 

Договоры с взаимоисключающими положениями:

Речь идет о договорах, которые заключены между теми же участниками по тому же предмету. Один из этих договоров предыдущий, другой – последующий. По общему правилу, последующий договор отменяет предыдущий. Исключения:

1) Если предыдущий договор носит характер норм Jus Cogens;

2) Если в предыдущем договоре есть положение о том, что он является действительным перед любым последующим. Для международных организаций существуют те же правила. Но не применяется второе исключение.

 

Толкование – установление действительного содержания международного договора.

Толкование осуществляется для правильного применения положений международного договора и должно происходить в соответствии с основными принципами современного международного права.

Раздел 3 Венской конвенции 1969 г. содержит основные принципы и правила толкования текстов международных договоров:

1) Международный договор должен толковаться добросовестно (п. 1 ст. 31). Этот принцип предполагает честность и добрую волю сторон, направленную на установление действительного содержания договора.

2) При толковании договора стороны имеют возможность использовать дополнительные средства: подготовительные материалы, переда валы заключению договора, а также ссылаться на обстоятельства заключения договора. Использование дополнительных средств разрешается в тех случаях, когда толкование причин неясные и двусмысленные выводы или результаты, откровенно нелепыми и глупыми (ст. 32).

Толкование осуществляет тот орган, который применяет договор. Если толкование осуществляет орган одного из государств - сторон договора, это толкование имеет юридическую силу только для этого государства (внутреннее толкование).

Различают парламентское, правительственное и судебное толкование такого вида. Если толкование осуществляется с согласия сторон договора, такое толкование называется аутентичным. Этот вид толкования имеет наибольший эффект и высшую юридическую силу. Оно может содержать изменения в договор и осуществляться в любой форме: специального договора, договоренности, обмена нотами (письмами), протокола и т.д.

Толкование может осуществляться различными международными органами, о чем между сторонами договора должна существовать договоренность. Такой вид толкования часто именуют международным. В органы что осуществляют международное толкование, относят Международный Суд 00Н, международные арбитраже, различные межгосударственных (межправительственных) комитеты и т.д.

Толкование, осуществляется отдельными лицами, которые официально не представляют соответствующее государство, является неофициальным. К этому же виду относится и доктринальное толкование, предоставляется со стороны ученых - и прежде всего юристов-международников. Это необязательное толкование, но оно может иметь влияние, особенно учитывая авторитет ученого.

 

МПО бывают:

1. Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;

2. Женские, по охране семьи и детства;

3. Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

4. В области печати, кино, радио, телевидения и др.

 

ООН. Главные органы ООН.

ООН — МО, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Всего шесть главных органов ООН:

1) Генеральная Ассамблея;

2) Совет безопасности;

3) Экономический и социальный совет;

4) Совет по опеке;

5) Международный суд ООН;

6) Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея состоит из членов

 

Устав ООН 1945 года.

Устав ООН – международный договор, учреждающий международную организацию ООН. Подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации 50 государствами и вступил в силу 24 октября 1945 г., после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав.

 

Прекращение функций:

В соответствии со ст. 40 Венской конвенции 1975 г. функции главы представительства или члена его дипломатического персонала прекращаются, в частности, по уведомлению международной организации об их прекращении посылающим государством, а также в случае, если представительство отзывается окончательно или временно.

Признаки:

Ø Опирается на принуждение со стороны международного    сообщества в лице специализированных международных органов;

Ø Наступает за совершение международного уголовного преступления;

Ø Выражается   в негативных последствиях, которые виновное лицо (каковым может являться и государство) обязано претерпеть   вследствие совершения им международного уголовного преступления;

Ø Воплощается в процессуальной форме на основании международных правовых актов (Римский статут МУС).

 

Основными субъектами международного уголовного права являются индивиды. Их способность (и обязанность) нести международную уголовную ответственность за преступления Римский Статут Международного уголовного суда устанавливает, что юрисдикция Суда распространяется только на физические лица (ст. 25).

Преступления, за которые физически лица несут УО:

Ø Против мира (планирование, подготовка, развязывание, или ведение агрессивной войны);

Ø Военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);

Ø Преступления против человечности (убийства, порабощение и др. жестокости в отношении граждан. Населения до или во время войны, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам)

Римский статут: подписан 17 июля 1998 г. в Риме      

Ø Международный    уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным    осуществлять юрисдикцию в отношении    лиц, ответственных за самые серьезные     преступления. Суд имеет международную правосубъектность.

Ø Суд обладает юрисдикцией в отношении преступлений:

a. Преступление геноцида;

b. Преступления против человечности;

c. Военные преступления;

d. Преступление агрессии.       

Ø Римский статут МУС не указывает напрямую на основания международной уголовной ответственности, тем не менее из текста статей документа представляется возможным сделать вывод о том, что основанием международной уголовной ответственности является совершение лицом деяния, содержащего все признаки состава международного преступления.   

Ø В ст. 25 Римского статута МУС указано, что "лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом"

Ø Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления.         

Ø Лицо     подлежит уголовной ответственности и      наказанию за преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, если это лицо:

а) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо, независимо от того, подлежит ли это другое лицо уголовной ответственности;

b) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление, если это преступление совершается или если имеет место покушение на это преступление;

с) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или каким-либо иным образом содействует его совершению или покушению на него, включая предоставление средств для его совершения;

d) любым другим образом способствует совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью. Такое содействие должно оказываться умышленно и либо:

Ø Лицо     подлежит уголовной ответственности и      наказанию за преступление, только в том случае,   если оно совершено намеренно и сознательно.             

 

Основания    освобождения от ответственности:

1) Это лицо страдает психическим заболеванием    или расстройством, которое лишает его возможности осознавать противоправность или характер своего поведения или сообразовывать свои действия с требованиями закона;

2) Лицо находится в состоянии интоксикациии не может осознавать противоправность или характер своего поведения, если только это лицо не подверглось добровольно интоксикации;

3) Это лицо действовало разумно для защиты себя или другого лица

4) Деяние, является вынужденной ответной реакцией на угрозу неминуемой смерти либо неминуемого причинения тяжких телесных повреждений или продолжения причинения    таких повреждений для него самого или    для другого лица

5) Нет сроков исковой давности  

 

Ядерное вооружение – способы ограничения. Правовое регулирование безъядерных зон: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971г., Договор об Антарктике 1959г.  

В настоящее время имеется целый комплекс международ­но-правовых норм, способов и методов для успешного решения проблемы разоружения и сокращения вооружений как в пол­ном объеме, так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы. Основными органами по разо­ружению в рамкахООН являются: Комиссия ООН по разору­жению, которая готовит рекомендации по проблемам разору­жения, разрабатывает общие принципы переговоров по разо­ружению, следит за выполнением решений специальных сес­сийГенеральной Ассамблеи ООН по разоружению; Конферен­ция ООН по разоружению.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, международный договор, подписанный в Москве 5 августа 1963 представителями СССР, США и Великобритании. Вступил в силу 10 октября 1963. Известен под названием Московский договор. Договор открыт для подписания его всеми государствами. К 1 февраля 1972 участниками договора являлись 118государств. Состоит из преамбулы и 5 статей, в которых провозглашены цели участников договора и определены их права и обязанности. Договор предусматривает, что каждый из его участников обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и всякие др. ядерные взрывы в любом месте,находящемся под его юрисдикцией или контролем. Испытание ядерного оружия запрещено в атмосфере, за её пределами, включая космическое пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море. Помимо запрещения испытаний ядерного оружия в этих трёх сферах, договор устанавливает запрещение ядерных взрывов также в любой др. среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится взрыв. Договор является бессрочным, однако предусматривается право каждого участника, если он решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны, выйти из договора, уведомив об этом за 3 месяца всех другихучастников договора. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: a) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытоеморе; и b) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв 2. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, где бы то ни было, которые проводились бы в любой из сред, названных в пункте 1 настоящей статьи, или имели бы указанные в этом пункте последствия. Любой Участник настоящегоДоговора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам - депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства - депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех участников Договора, включая голоса всех Первоначальных Участников Договора. Поправка вступает в силу для всех Участников Договора после сдачи на хранение ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех Первоначальных Участников Договора.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971г.

1. Государства — участники настоящего Договора обязуются не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна, как она определена в статье II, какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

2. Обязательства, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, действуют также в отношении зоны морского дна, упомянутой в том же пункте, с тем исключением, что в пределах такой зоны морского дна они не распространяются ни на прибрежное государство, ни на морское дно под его территориальными водами.

3. Государства — участники настоящего Договора обязуются не поощрять и не побуждать какое-либо государство к осуществлению деятельности, определяемой в пункте 1 настоящей статьи, а также не помогать ему в этом и не участвовать каким-либо иным образом в такое деятельности.

Для содействия осуществлению целей и обеспечения соблюдения положений настоящего Договора каждое государство — участник Договора имеет право проверки путем наблюдения деятельности других государств — участников Договора на дне морей и океанов и в его недрах за пределами зоны.

В 1959 г. на Международной конференции по Антарктиде был принят Договор об Антарктиде, который определяет ее международно-правовой режим и в настоящее время.

Согласно договору, Антарктика входит в число зон и пространств, регламентированных МП. Договорное закрепление статуса Антарктика получила после созыва конференции 8 гос-в, в число участником которой вошли США, СССР, Великобритания, Норвегия, Аргентина, Новая Зеландия, Австралия, Чили.

Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Касаемо распространения на континентальный шельф вопрос спорны.

Значение договора: Антарктика не перестала быть объектом территориальных претензий гос-в, но был достигнут компромисс, при котором гос-ва не выдвигают новых вариантов претензий, а старые территориальные споры замораживаются.

Антарктика получила законный статус и стала:

1) безъядерной зоной - договор в ряде статей запрещал проводить на ней или перемещать по ней ядерное оружие и компоненты или расщепляющие материалы; запрещал даже заходы судов и подводных лодок с ядерным силовым агрегатом.

2) нейтрализованной зоной:

* воздержание от участия в вооружённых конфликтах

*запрет на использование территории в качестве театра войны и военных действий

*запрет на использование территории в качестве плацдарма для ракет

*запрет на транзит войск ч/з данную территорию.

3) демилитаризованной зоной, т. е. зона свободна от любых видов вооружений, а также военных складов, баз, военных лагерей и формирований (они могут допускаться только с целью помощи научно-исследовательским группам), а так е территория используется только в мирных целях.

Т.К на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государств.

Важнейшим элементом контроля являются регулярные Консультативные совещания участников Договора (два раза в год), а также специальные совещания. Задачи консультативных совещаний: обмен информацией, взаимные консультации по вопросам Антарктики, разработка, рассмотрение и представление рекомендаций правительствам государств-участников в отношении необходимых мер по осуществлению принципов и целей Договора.

Правовой режим космического пространства и небесных тел: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года.

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это пространство открытое, свободное для исследования и использования всеми государствами.

Свобода космоса используется государствами при строгом соблюдении определенных ограничений:

1) Использование должно осуществляться на благо и в интересах всех стран;

2) Должны учитываться интересы других государств.

Ст. 2 Договора о космосе запрещает любые формы и способы присвоения не только государствами, но и международными и национальными организациями и частными лицами. Это подчеркивается Соглашением о деятельности государств на Луне 1979 г.: размещение на поверхности или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений... не создает права собственности на поверхность или недра Луны, или их участки. С другой стороны, ст. 6 Соглашения регламентирует право государств на проведение научных исследований, сборы образцов минеральных и других веществ на Луне и других небесных телах и их вывоз оттуда.

Договор о космосе разрешает временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел (например, места нахождения спутников на геостационарной орбите или участки размещения станций на Луне).

Ограничению подлежит и военная деятельность в космосе. Перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, включает:

Ø Установку ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения;

Ø Создание военных баз, сооружений и укреплений;

Ø Испытание любых видов оружия и проведение военных маневров;

Ø Вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета объектов с ядерным оружием или иными видами оружия массового уничтожения;

Ø Установка и использование оружия на поверхности Луны и в ее недрах.

Военное оборудование может быть использовано для научных исследований и в мирных целях. Полного запрета военной деятельности в космосе не существует.

Договор о космосе устанавливает два взаимосвязанных обязательства:

1. Осуществление деятельности в космическом пространстве с учетом интересов всех государств;

2. Изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать вредного воздействия, загрязнения и любых иных неблагоприятных последствий изменения земной среды вследствие доставки внеземного вещества и принятие необходимых, соответствующих мер с этой целью. (Общие принципы, конкретизирующие это положение, содержатся в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).

 

Правовой режим космических объектов и статус космонавтов: Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1974 г.

В отличие от небесных тел естественного происхождения, под космическими объектами в международном праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.д.

Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе на небесных телах). После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь попадает под действие национального права, кроме случаев его посадки за пределами территории запускающего государства-эти отношения регулируются международным правом.

Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета всех объектов, запускаемых государствами и международными организациями. В случае необходимости такая регистрация является дополнительным средством идентификации. После вступления в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 г.национальная и международная регистрация стала обязательной.

Космический объект должен быть занесен в национальной реестр и зарегистрирован в ООН. Сведения регистрации содержат название запускающего государства; дату и место запуска; основные параметры орбиты и назначение объекта. Кроме того, государства должны уведомлять Генерального секретаря ООН об объектах, не находящихся более на орбитах вокруг Земли. Каждый космический объект может быть занесен в национальный реестр только одной страны, ибо множественная регистрация в ООН исключается. Если же имеется два или более запускающих государства, то государство-регистрант определяется по соглашению.

С регистрацией объекта связаны определенные правовые последствия как для объекта, так и для экипажа:

1. Государство сохраняет суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах;

2. Права собственности остаются нетронутыми и после возвращения на Землю;

3. Во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской принадлежности, распространяется юрисдикция и контроль государства-регистрации. До совершения полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципа территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств (если нет договоренности об ином).

Вопрос о том, какое государство будет осуществлять юрисдикцию и контроль над экипажем в случае его аварийного приземления на зарубежной территории, в открытом море или во время пролета над ними, пока специально не урегулирован. На практике это означает, что претендовать на юрисдикцию могут несколько государств, а космонавты не могут рассчитывать на иммунитет от этой юрисдикции, если их действия представляют угрозу для безопасности государства.

Для обозначения лиц, совершающих космические полеты и находящихся на борту космических объектов или на небесных телах, в международных соглашениях по космическому праву используются различные термины: «экипаж», «космонавты», «персонал», «лица на борту космического объекта» и т.д. Независимо от того, являются ли лица военными либо гражданскими, управляют ли они космическим кораблем либо выполняют научно-исследовательскую функцию, независимо от гражданской принадлежности - все они, с точки зрения космического права, имеют одинаковый статус космонавтов.

Ныне действующие правовые нормы в этой области относятся, главным образом, к оказанию возможной международной помощи космонавтам, терпящим бедствие.

Одной из форм взаимопомощи является укрытие космонавтов, терпящих бедствие на корабле или станции другой страны. Право укрытия на кораблях и станциях, расположенных на орбитах, прямо не упоминается, но подразумевается в ст. 5 Договора о космосе, регламентирующей возможную помощь космонавтам других стран.

Право укрытия необходимо отличать от права посещения. Последнее, в соответствии с Договором о космосе, означает, что все станции, установки, оборудован



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.106 с.)