Методология и методы психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы психологического исследования



ВОЛКОВ Б.С., ВОЛКОВА Н.В.

 

МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЙ

В ПСИХОЛОГИИ

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Педагогическое общество России

Москва 2002

 

 

ББК 88.8

УДК 159.9

В99

 

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор М.В. Гамезо,

доктор психологических наук, профессор А.Ф. Ануфриев,

профессор В. Г. Степанов.

 

Научный редактор Б. С. Волков.

 

 

Волков Б.С., Волкова Н.В.

В99 Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд.,

     испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

 

      ISBN 5-93134-150-1

 

 

В учебном пособии рассматриваются методы психологического исследования: эксперимент, наблюдение, беседа, анкета, тест, социометрия и др. Учебные задачи и задания помогут практическому овладению методами исследования.

Пособие предназначено для работников педагогических учебных заведений и студентов. Может быть использовано родителями, а также в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования.

 

 

ББК 88.8

УДК 159.9

 

 

I8ВN 5-93134-150-1                                             © Волков Б.С., Волкова Н.В., 2002.

© Педагогическое общество России, 2002.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Разработанность психологии зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.

Что такое психологический факт? Это:

а) определенные акты поведения ребенка, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики;

б) акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между детьми.

Общая цель всех методов исследования заключается в ТОЧНОЙ РЕГИСТРАЦИИ психологических фактов для последующего теоретического анализа. Психологические объяснения всегда будут разноуровневыми, многослойными, каждый слой обладает самостоятельной значимостью и не заменим ни одним другим.

Любой психологический феномен имеет различные уровни детерминации:

1 — феноменологический, то что отображено в сознании субъекта: образ, эмоция, мотивы, цель и т.п.;

2 — физический, то что связано с физиологическими процессами в организме субъекта;

3 — биологический, то что в результате эволюции сформировались определенные реакции;

4 — социальный, то что связано с воздействием социального окружения на субъект.

Результаты исследования требуют объяснения на каждом из данных уровней, не сводимых друг к другу.

Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

С точки зрения методологического анализа выделяют 3 уровня (схема 1).

Философские принципы не могут быть применимы в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принцип специальной методологии. А конкретные методологические приемы могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации.

 

Схема 1

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов (схема 5).

                                                                                           Схема 5

 

 

На подготовительном этапе проблема определяется и осознается. Определяется цель исследования как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1. Определение характеристик явления (из литературы, жизни):

— неполнота научного описания характеристик психического явления;

— противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений:

— определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

— целостность структуры взаимосвязей.

3. Изучение возрастной динамики явления:

— исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

— развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

— влияние жизненного опыта;

— формирование индивидуальности;

— роль окружения, обучения, видов деятельности и т.д.;

— исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

— при решении гипотезы;

— при решении новых задач, при развитой наблюдательности;

— выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразие проявлений, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления:

— изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

— введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество;

— создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

— определение сферы действия закономерности.

6. Обобщения:

— выведение наиболее общих закономерностей, чем описанные в литературе;

— введение новых понятий, новых определений, расширение значения некоторых терминов, области их применения;

— конкретизация понятий в целом или какой- либо области психологии;

— обобщение как компонент исследовательской работы.

7. Создание классификаций, типологии:

— разработка классификаций;

— соотнесение классификации с теорией, концепцией;

— определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков;

— новое понимание класса явлений;

— создание более эффективных диагностических процедур на основе классификаций;

— расширение возможностей прикладной психологии.

8. Создание методики для:

— повышения точности, надежности измерения;

— более полной характеристики качеств;

— сокращения времени обследования;

— расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.);

— облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация);

— психометрической проверки метода.

9. Адаптация психодиагностической методики:

— модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой среде.

Указанные цели исследований могут переплетаться.

Объект исследования — это то, что познается. Объектом может быть индивид, группа людей, общность людей и т.п.

Предмет исследования (познания) — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

ТЕОРИИ в эксперименте непосредственно проверить нельзя.

Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют ГИПОТЕЗАМИ (схема 6).

Гипотезы должны быть:

а) содержательными;

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

• процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя;

• количество и качество гипотез определяются творческими способностями исследователя.

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Эксперимент

 

Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя.

Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать, например при изучении явления «А» ( занятие по ручному труду), которое может протекать в разных условиях. Эти условия:

«Б» (разное содержание деятельности детей);

«В» (разные воспитатели, ведущие занятия);

«Г» (разные условия труда);

«Д» (что-то еще).

Предположим, мы хотим выяснить, как влияет фактор «Б» (разное содержание деятельности детей) на интересующее нас явление «А» (труд детей), индикатором которого служит устойчивость внимания детей.

Для выяснения этого фактора мы многократно вызываем явление «А» (занятия по ручному труду), но при этом изменяем фактор «Б» (независимая переменная), а остальные условия оставляем без изменений (зависимые переменные).

Схема 7

 

Независимая переменная Зависимая переменная
Фактор, который изменяется экспериментатором Фактор, который изменяется под влиянием другого фактора

 

Для получения более объективных данных исследования необходимо обеспечить полное равенство всех условий факторов, при которых протекает то или иное условие. Изменяться должна только независимая переменная (в нашем случае фактор «Б»). Различные виды деятельности учащихся на уроке: слуховое восприятие учебного материала; слуховое восприятие учебного материала и его группировка; самостоятельное выполнение предлагаемых заданий и другие виды деятельности детей.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе (схема 7), где фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.

                                                                                           Схема 7

ПРОТОКОЛ №_____

1. Фамилия___________2. Возраст_____1 3. Пол_______

4. Состояние здоровья________________________________

5. Психическое состояние _________________________

6. Дата___________________________

7. Время__________________________

8. Задача (например, исследование мыслительных операций при решении задач).

9. Экспериментатор

 

№ задачи   Результат решения (да - нет)   Время решения     Колич. ошибок   Хар-р ошибок, исправ- ления Способ решения   Объясне- ние спо- соба решения Примеча- ния   Доп. Замеча- ния  
                 
                 

 

Экспериментатор ____________________

 

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах (схема 8).

Схема 8

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (схема 9) осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

                                                                                           Схема 9

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Регистрируются: :                Требования:
1.Особенности деятельности и поведения: - поступки; — действия; — их компоненты. 2. Реакции и их компоненты: — двигательные; — речевые;  - вегетативные. 3. Электрическая активность: - мозга (ЭЭГ); — мышц (ЭМГ); — кожи (ККР);  — сердца (ЭКГ) 1. Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту 2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3. Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому..  4. Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр. 5. Достаточное количество испытуемых и число опытов (серий)
Достоинства Недостатки
1.Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2.Возможностбь строго учета измерения раздражителей и ответных реакций 3.Возможность повторения опытов 4.Возможность математической обработки 1.Возможность искажения естественного хода психического процесса.   Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют

 

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (схема 10). Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими (см. схему 8), направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

Схема 10

 

Теоретические предпосылки Л.С. Выготского позволили:

1) изучить внутренние связи обучения с соответствующим характером и темпами умственного развития детей;

2) изучить эти связи с помощью активного моделирования, воспроизведения тех или иных форм психики в особых условиях.

 

Главные проблемы исследования Осуществление исследования:
1) генезис психологических новообразований, тех особенностей деятельности и личности школьника, которые складываются в определенных условиях обучения; 2) условия генезиса психологических новообразований Посредством сконструированных обучающих программ, Посредством особых характеристик учебного предмета: • характер содержания учебного материала; • метод работы учителя, реализующего программу

 

Главный объект изучения — это становящаяся деятельность ребенка.

Обучение построено как последовательное введение все новых средств (в естественных условиях), помогающих включить ребенка в познавательную деятельность.

Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.

Организация и реализация такого формирующего эксперимента требуют междисциплинарного сотрудничества ученых (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов) при проведении ими комплексных исследований.

 

Наблюдение

 

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения (схема 11).

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Общая характеристика наблюдения как метода исследования приводится на схеме 12.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Схема 11

                ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

 

 

                                                                               Продолжение схемы 11

 

 

 

Схема 12

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ

 

                                МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

 

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После, проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?) (схема 13).

Схема 13

                   ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ

 

                                              ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ

№ процессов Содержание процедуры Цель
1 Определить задачу и цель наблюдения Для чего, с какой целью?
2 Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать?
3 Выбрать способ наблюдения: — менее влияющий на исследование объекта; — наиболее эффективный Как наблюдать?
4 Выбрать способ регистрации Как вести запись?
5 Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

 

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:

а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;

б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;

в) сделать соответствующие выводы.

Типы категориальных систем приведены на схеме 14.

Схема 14

 

 

Iа. Полная категориальная система. Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

 

 

IIа. Континуальная категориальная система. Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ Û НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

 

IIб. Дисконтинуальная категориальная система. Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

 

Понимание задачи   Востребование информации Обсуждение     Варианты ре- шения   Отрицание варианта Не относящееся к задаче  
(П) (Инф.) (0) (В.) (Отр.) (Не)

 

Ша. Категориальная система одного изменения исследуемой действительности (например, деятельность ребенка).

III6. Категориальная система нескольких параметров изучаемого (например, деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также).

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IVа. Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV6. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

— записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;

— делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить;

— форма ведения протокола определяется:

— предметом, задачей и чистотой исследования;

— наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;

— наличием технических средств (видео и пр.);

— повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;

— записывать только факты, а не их истолкование;

- каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;

— все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

 

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

 

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные.

Беседа

 

Беседа — метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную ЦЕЛЬ и ПЛАН ее проведения.

УСПЕШНОСТЬ БЕСЕДЫ зависит:

а) от СТЕПЕНИ ЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от ИСКРЕННОСТИ ДАВАЕМЫХ ОТВЕТОВ (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.) (схема 15).

Схема 15

МЕТОД БЕСЕДЫ

 

Требования Основные приемы установления контакта
1. Сформулировать цель беседы. 2. Составить план (целевые вопросы). 3. Подготовить «поддерживающие» вопросы. 4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, коди- ровка ответов, условные обозначения), 1.Деловые, естественные взаимоотношения, 2. Учет интересов и потребностей собеседника, 3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер

Схема 16

 

ВОПРОСЫ БЕСЕДЫ

ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ
Вопросы с однозначно понимаемым смыслом Истинные цели для собеседника замаскированы

«Нравится ли тебе твоя группа?»

 

Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ неискренен

• «Всегда ли тебе хочется быть в группе?»                          ИЛИ •»Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отведенное время, будешь ли ты дорисовывать его позже?» • «Нравится ли ВАШИМ РЕБЯТАМ ваша группа?» При ответе на такие безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения
ПРОЕКТИВНЫЙ ВОПРОС. В нем речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке. • «Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?»
В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью
При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

 

Схема 16а

 

Примечание. Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, поэтому необходимо максимально оградить собеседника от внушения.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

 

. 1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:

а) определить цель беседы, иначе беседа — бесплодный разговор (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);

б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:

• вопросы ранжировать в порядке их значимости;

— придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями (см. схему 15, 16, 17);

• план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;

в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

2. ВСТУПИТЬ Б КОНТАКТ МОЖНО:

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

• Вникните в то, что его интересует.

• Взгляните на мир его глазами, его чувствами.

• Если увидите пассивность собеседника, то вы:

— начали с неудачного вопроса;

— спросили его невпопад;

— у него нет настроения;

— взяли не тот тон;

— угодили в больное место.

• Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;

в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:

а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната);

б) неблагоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).

5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;

б) не обнаруживайте признаков властности;

в) не упрекайте и т.д.

6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:

а) за особенностями речевого поведения собеседника:

— точностью формулируемых мыслей;

— оговорками, недомолвками;

— желанием уйти от ответа;

— паузами;

б) эмоциональными реакциями: - тембр голоса, интонация;

— мимика, жесты и др.;

в) срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:

— затронуто достоинство, самоуважение.

7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ,

а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);

в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;

г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику:

— сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;

— опрашиваемый, как в зеркале, в котором отражается его мир;

д) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:

— помочь освободиться от возможных страхов;

— одобряйте точность высказанных мыслей;

е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

— помощи высказаться;

— помощи освободиться от возможных страхов;

— одобрения точности высказанных мыслей;

ж) не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, несущественность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.):

- собеседник всегда говорит о значимых для него вещах;

— при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна;

— нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

з) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.

Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:

— об их интересах и увлечениях;

— о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;

— о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.

Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.

9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ (школьник может ответить «да», чтобы произвести впечатление).

10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:

а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;

б) при молчании делайте акцент на расспрос;

в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели. В качестве образца см. схему 17.

При анализе беседы обратите внимание на следующее:

1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?

2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?

3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.

4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

5. Какие вопросы достигли цели и почему?

6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

7. Какие задачи решены в результате беседы?

Схема 17

 

Анкетирование

 

Анкетирование — метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям (схема 18).

Схема 18

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ

ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

ВОПРОСЫ должны: ВОПРОСЫ не должны:
• отвечать исследовательской задаче • быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых; • быть одинаково понимаемы всеми отвечающими; • быть одинаково сформулированы; • быть тактичными по отношению к личности опрашиваемых; • быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа • иметь двойного толкования; • предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями; • предопределяться социальной ситуацией; • носить отпечаток установки исследования; • носить внушающий характер, в виде подсказок; • быть такими, на которые нет информации у опрашиваемого (недостаточно памяти, мышления); • быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и т.п.; • быть в большом количестве

При формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов необходима сбалансированность положительных и отрицательных суждений

В анкете может быть использована кодировка ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы обозначают трехзначным числом, в котором две первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. Вопросы могут быть закодированы, где все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркнуть (обвести) коды выбранных ответов.

После составления анкета должна быть подвергнута ЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ и ОПРОБОВАНА в предварительных исследованиях:

1. Достаточно ли ясно обоснована техника заполнения анкеты и каждого вопроса?

2. Все ли вопросы составлены стилистически грамотно?

3. Все ли термины понятны опрашиваемым?

4. Не следует ли добавить к некоторым вопросам, позиции (другие ответы)?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?

6. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (неприятные ассоциации, негативные воспоминания и т.п.).

7. Проверить композицию всей анкеты:

а) соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце анкеты;

б) нет ли влияния предыдущих вопросов на последующие;

в) нет ли скопления однотипных вопросов;

г) находятся ли особо значимые, целевые вопросы в середине анкеты?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.213 с.)