Общественный и Государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв. ). Реформы Генриха II. Судебная реформа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и Государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв. ). Реформы Генриха II. Судебная реформа



 

В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, высадился с войском на остров и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Нормандское завоевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вместе с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

§ период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX- XI вв.;

§ период централизованной сеньориальной монархии (XI- XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

§ период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV в.);

§ период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII в.).

 

Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвассалов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

 

Свободное крестьянское население в XI-XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой - развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближали эти слои и определенная общность их экономических интересов.

 

До второй половины XII в. в Англии не было профессиональных административно-судебных органов. Центр управления - королевский двор (курия) - постоянно перемещался и подолгу отсутствовал в Англии. В своем расширенном составе королевская курия представляла собой собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля Англией фактически правил главный юстициарий - духовное лицо, знаток канонического и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секретариатом. Центральная власть была представлена на местах "разъездными" посланцами и шерифами из местных магнатов, которые нередко выходили из-под контроля центра. Руководство ими сводилось в основном к направлению им исполнительных приказов из канцелярии короля с указанием исправить те или иные нарушения, о которых стало известно короне. Большинство судебных дел решалось местными собраниями и манориальными судами, применявшими архаические процедуры типа ордалий и судебного поединка.

 

Реформы Генриха II

Росту значения королевской власти и одновременно централизованного государственного суда и управления способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154-1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы. В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междоусобицы магнатов. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) "О вооружении" (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями.

 

Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем. В ходе церковной реформы, закрепленной в "Кларендонских конституциях" (1164), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля.

Реформа в области государственного управления. Не очень существенная. От королевского совета (королевской курии) обособилась палата шахматной доски. По существу, это казначейство: все доходы, все расходы оформлялись в этой палате. Название происходит от рисунка скатерти, которой покрывают стол, на который кладут деньги после сбора налогов (для их подсчитывания). Рисунок похож на шахматную доску. Из палаты шахматной доски выделяется ведомство канцлера (канцелярия).

Военная реформа. До этой реформы армия состояла из дружин феодалов, которые являлись по зову короля в порядке вассальной службы на 40 дней. Это было неудобно, если какая-то затяжная война. И они могли повернуть оружие против короля, опасность существовала. Генрих II предоставил феодалам право замены воинской повинности денежной повинности, уплатой «счетовых денег». На эти деньги Генрих II создаёт наёмное войско. Многие феодалы охотно отказывались служить и платили «считовые деньги», а в результате становились неопасными для короля помещиками. В то же время объявлялось, что воинская повинность распространяется на всё население (кроме крепостных, их в армию не допускали; на всё свободное население), на всех свободных. Создавались ополчения. Командовали ополчением шерифы. Таким образом, армия оказывала подчинённой исключительно воле короля.

 

Судебная реформа.

До этой реформы были разные суды (суды округов, сотенные собрания, суды графств, суд феодала и т.д.). Генрих II реформой своей обеспечил сосредоточение судебной власти в королевских судах. Сделал он это так: был введён институт разъездных судей. Страну Генрих II разделил на 6 округов, в каждый округ направляются по 3 разъездных судьи. Приезжая на место и рассматривая дела, они обращались к местным гражданам, свидетелям, при этом те давали показания под присягой и стали называться «присяжные». Суд эти разъездные судьи совершали за небольшую плату, т.е. небольшие поступления в казну были от этого суда. Многие предпочитали обращаться в этот суд, чем в суд феодала, где по-прежнему были ордалии как способ доказательства. Здесь использование присяжных, свидетелей приводило к более беспристрастному решению суда. Созданы были и высшие суды: суд королевской скамьи (разъезжал с королём по стране и рассматривал уголовные дела) и суд общих тяжб (заседал в столице Лондоне и рассматривал дела о недвижимости, т.е. как бы мы сейчас сказали гражданские дела). Создавалась единая судебная система. Таким образом, король на свою сторону привлекал всех, кто хотел получить защиту от феодалов (например, мелких рыцарей, крестьян).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.006 с.)