Предмет и метод теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод теории государства и права



Саратов

2020

ВНИМАНИЕ!

 

Студенческий совет напоминает, что данные материалы не являются единственным достаточным для сдачи экзамена источником и не гарантируют отличной оценки!

 

Советуем Вам обращаться к лекциям, учебникам и тексту действующего законодательства для уточнения информации, изложенной ниже и получения сведений об актуальных редакциях норм.

 

 

Удачной сессии!


Оглавление

1.Предмет и метод теории государства и права. 3

2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 5

Соотношение и взаимосвязь государства и права. 6

Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства. 7

5. Причины и формы возникновения государства у различных народов. 7

Причины возникновения государства: 7

6. Признаки, отличающие его от общественной власти родового строя. 8

7. Соотношение общества и государства. 8

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 9

9. Понятие и сущность государства. 9

10. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. 10

11.Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.. 11

12. Правовое государство; понятие и принципы.. 12

13. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства. 13

14. Понятие и элементы формы государства. Соотношение и типа, и формы государства. 14

15. Форма государственного правления: понятие и виды.. 15

16. Форма государственного устройства: понятие и виды.. 17

17. Политический режим: понятие и виды.. 17

18. Место и роль государства в политической системе общества. 18

19. Понятие и классификация функций государства. 18

20. Характеристика основных внутренних функций Российского государства. 19

21. Характеристика основных внешних функций Российского государства. 20

22. Формы осуществления функций государства. 20

23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 21

24. Понятие и структура механизма государства. 22

25. Орган государства: понятие, признаки, классификация. 23

26. Правовая политика: понятие и приоритеты.. 24

27. Понятие и сущность права. 24

28. Право, как государственный регулятор общественных отношений. 26

29. Понятие права в объективном и субъективном смысле. 26

30. Принципы права и их социальная обусловленность. 27

31. Соотношение экономики, политики и права. 28

32. Функции права: понятие и виды.. 29

33. Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания. 30

34. Правовая культура: понятие и структура. 31

35. Правая система общества: понятие и структура. 31

36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь. 32

37. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие. 33

38. Понятие и основные признаки нормы права. 34

39. Представительно-обязывающий характер правовой нормы.. 35

40. Структура нормы права. 35

41. Соотношение нормы права и статьи НПА. Способы изложения правовых норм.. 36

42. Классификация норм права. 37

43. Понятие и виды форм права. Источники права. 39

44. Правотворчество: понятие, принципы, виды.. 40

45. Понятие юридического процесса и юридической процедуры.. 42

46. Понятие и виды НПА.. 43

47. Отличие нормативно-правового акта от акта применения права. 44

48. Закон и его верховенство в системе нормативных правовых актов. 44

49. Понятие и стадии законотворчества в РФ.. 45

50. Юридическая техника. 46

51. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 47

52. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.. 47

53. Система права. 48

54. Частное и публичное право. 49

55. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли. 50

56. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей российского права. 51

57.Институт права: понятие и виды.. 51

58. Соотношение системы права и системы законодательства. 52

59. Понятие и основные принципы законности. 52

60. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии. 53

61. Гарантии законности: понятие и виды.. 54

62. Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации. 54

63. Работа В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности». 55

64. Основные стадии процесса применения норм права. 56

65. Юридические коллизии и способы их решения. 57

66. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.. 58

67. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.. 58

68. Акты официального толкования, их особенности и виды.. 59

69. Способы и объем толкования правовых норм.. 60

70. Пробелы в праве и пути их устранения. Аналогия закона и аналогия права. 61

71. Юридическая практика: понятие и структура. 61

72. Правовое отношение: понятие и признаки. 62

73. Предпосылки возникновения правовых отношений. 63

74. Взаимосвязь нормы права и правоотношений. 63

75. Понятие и виды субъектов правоотношений. 64

76.Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 64

77. Правовой статус личности: понятие и структура Конструкции Российской Федерации. 65

78. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура. 67

79.Объекты правоотношений: понятие и виды.. 68

80. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав. 68

81. Механизм правового регулирования. Понятие и элементы.. 69

82.Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация. 69

83. Понятие, признаки и виды правонарушений. 71

84. Юридический состав правонарушений. 72

85. Понятие, основание и виды юридической ответственности. 73

86. Обстоятельства исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. 75

87.Договорная теория происхождения государства. 77

88.Естественно-правовая теория права. 77

89. Теория насилия по вопросу о происхождении государства. 78

90.Историческая школа теории права. 78

91. Психологическая теория права. 79

92.Нормативстская теория права. 79

93. Социологическая теория права. 80

 


Специфика предмета ТГП:

• Изучает наиболее общие закономерности (связь явлений в не контексте пространственных времен);

• Изучает круг коренных вопросов (тип, форма, структура, механизм);

• Государство и право изучается в единстве, взаимовлиянии как друг на друга, так и на иные явления и процессы;

• Знания, накопленные в ТГП, представляют собой не простую совокупность информации, а именно теорию, т.е. логически непротиворечивую и последовательную систему взглядов на государственно-правовую систему жизни и общества.

 

Под методом теории государства и права понимают - систему приемов, способов, правил последовательной научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательных, обоснованных научных знаний.

Признаки метода ТГП:

• Состоит из нескольких этапов научного познания;

• Представляет собой процесс научного познания;

• Процесс познания направлен на получение истинных, обоснованных, подтвержденных практикой, обновленных знаний об определенном объекте или предмете действительности;

• Научные исследования используют целый комплекс приемов и средств, адекватно отражающих специфику предмета.

 

Всеобщие методы (универсальные средства познания, которые используются в любых сферах человеческой деятельности):

1. Идеализм – это группа философских учений, основанных на идее о том, что психическое начало (дух, сознание) является первичным по отношению к физическому (материя, природа).

* Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания

* Субъективный идеализм либо вообще отрицает существование какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает его реальность как нечто, полностью зависимое от человеческого разума

2. Материализм – это группа философских учений, основанных на идеях о том, что мир существует объективно, независимо от сознания человека, что материя первична, а сознание и мышление есть свойства материи и что мир и его закономерности познаваемы.

· Диалектический материализм – развернутое теоретическое мышление о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Данное философское учение исходит из того, что материя – это единственная основа мира, сознание – свойство материи, признаёт всеобщую взаимосвязь представлений, развитие мира как результат его внутренних противоречий.

· Исторический материализм – теория развития общества и одновременно всеобщий метод его познания. В рамках данного учения общество рассматривается как целостная развивающаяся система, признается первичной общественного бытия по отношению к общественному сознанию, подчеркивается определяющая роль правовых отношений в общественном прогрессе, история общества трактуется как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной), движущей силой развития общества признается классовая борьба.

 

Общенаучные методы (средства познания, которые используются не во всех, а во многих областях научного познания):

В отличии от других методов, эти методы не охватывают все этапы научного познания.

Обще-логические методы:

· Анализ-условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

· Синтез - объединение составных частей государственно-правового явления;

· Индукция - умозаключение от частного к общему;

· Дедукция - умозаключение от общего к частному.

2. Системно-структурный метод - совокупность приёмов и подходов изучения государственно-правового явления как систему.

3. Функциональный метод - совокупность приемов и правил, посредством которых изучается социальное назначение роли и функций государства между государственно-правовыми явлениями.

Частнонаучные методы:

· Социологический метод позволяет путём анкетирования, наблюдения и других приёмов собрать данные о каких-либо сторонах государственной и правовой жизни общества.

· Статистический метод позволяет получить количественные показатели, характеризующие состояние динамики развития какого-либо явления правонарушения.

· Кибернетический метод, связанный с использованием законов кибернетики (общей науки управления) для познания особенностей процесса правового регулирования.

· Синергетический метод, выражающийся в применениях понятий и законов синергетики (наука о самоорганизации сложных систем) для познания государства и права.

· Математический метод выражается в применениях приемов и правил оперирования с полноценными данными, разработанными в рамках математической науки.

Частно-юридические методы:

· Формально-юридический метод выражается в использовании наиболее общих (общетеоретических) правовых понятий и закономерностей для познания специфики конкретных юридических явлений и процессов.

· C сравнительно-правовой метод заключается в сопоставлении отдельных институтов, явлений и процессов государственно-правового характера с целью выявления их общих и относительных характеристик.

 

 

Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства

 

Ф. Энгельс указал на следующие основные причины появления государства:

Государство в узком смысле - это особая, суверенная, территориальная организация публичной власти, которая на основе права и специально созданного аппарата управления, обеспечивает управление общественными делами, опираясь на национальные ресурсы.

Признаки:

1. Обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление обществом на основе согласования многообразных интересов;

2. Осуществляет публичную власть в лице органов управления и принуждения;

3. Представлено системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов;

4. Обладает суверенитетом, формально представленными государственными символами (герб, гимн, флаг);

5. Обладает монопольным правом на правотворчество.

Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе устойчивых и существенных признаков. В научной литературе предложено несколько типологий государств, среди которых наиболее известными являются следующие: формационная и цивилизационная.

Формационная типология государств. Основным критерием разделения государств на типы здесь выступают особенности общественно-экономической формации, в рамках которых существует конкретное государство. Это исторически сложившаяся форма общественных отношений, охватывающая базис (способ производства) и надстройку (система взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том числе государства и права). По мнению представителей данного подхода (Маркс, Энгельс, Ленин) решающим фактором в развитии общества является экономический базис, т.е. способ производства данного общества. Именно от особенностей базиса зависит характер надстройки. Государство как важнейшая часть надстройки меняет свой тип в зависимости от перемен, происходящих в экономической сфере в области производственных отношений. Истории известны 5 ОЭФ:

* Первобытнообщинная

* Рабовладельческая

* Феодальная

* Капиталистическая

* Социалистическая

Соответственно, в зависимости от типа базиса, выделяют следующим типы государств:

* Рабовладельческое государство - орудие поддержании власти рабовладельцев над рабами, являющимися личной собственностью свободных граждан

* Феодальное государство как средство диктатуры класса феодалов - крупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически-зависимых крестьян

* Буржуазное государство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.

* Социалистическое государство основано на общественной собственности на средства производства и выражает в своей политике интересы широких слоев населения.

 

Цивилизационная типология государств (У. Ростоу, М. Вебер, Тойнби). Данная типология разработана преимущественно в 20 веке. Данный подход при делении государств на типы предлагает ориентироваться прежде всего на культурные характеристики общества (религия, психология, национальное самосознание, мораль). По мнению Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций:

* Египетская

* Китайская

* Западная

* Православная

* Арабская

* Сирийская

* Мексиканская и др.

Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единством целостности мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация определяется как базирующая на равенстве и справедливости совокупность материальных и духовных ценностей достижения общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем.

 

 

ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА:

1. Монократическая форма государства-государственная власть концентрируется в руках либо монарха, либо диктатора; разделение власти на ветви отсутствует; участие населения в формирование органов гос власти не допускается.

2. Поликратическая форма государства - разделение властей, автономность адм.-терр. и иных образований, наличие местного самоуправления; институты гос власти формируются населением путем свободных демократических выборов; политический и идеологический плюрализм, экономика отделена от государства и от политики.

3. Сегментарная форма государства - данная форма государства сочетает в себе признаки двух предыдущих форм, зачастую это страны с авторитарными или полудемократическими режимами.

 

Феодальный тип государства.

- Государственная власть - своеобразный атрибут земельной собственности;

- Наиболее распространена монархия;

- Гос устройства было простым и сложным, централизованным и децентрализованным. Отношение вассалитета и сюзеренитета;

- На гос-правовой режим влияла религия.

Буржуазный тип государства.

- Широкое распространение республиканской формы правления за счет доминирование принципа формального равенства граждан;

- гос устройство осуществляется в простой и сложной формах;

- Широкое распространение демократических режимов.

Признаки монархии:

1. Единоличный носитель власти;

2. Власть не зависит от волеизъявления населения;

3. Концентрирует всю полноту власти в одних руках;

4.монарх не несет юридическую ответственность за свою деятельность.

 

Виды монархии:

1 .Неограниченная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу;

2. Ограниченная - власть монарха ограничена представительным органом:

-дуалистические: власть разделена между правительством, формируемом монархом, и парламентом; исполнительная власть остается за монархом, правительство ответственно перед ним; монарх имеет смещать и назначить отечественных пере ним высших лиц.

-парламентарная: власть монарха ограничена парламентом и правительством; правительства формируется парламентом из представителей партий, победивших на выборах, соответственно оно несет ответственность перед парламентом; повеления монарха приобретают юр силу лишь при одобрении соответствующего министра, по сути монарх не обладает никакими значимыми полномочиями.

Республика - форма правления, при которой гос власть передается народом представительным органам, избранным на определенный срок.

Признаки:

1. Источник власти - народ;

2. Выборность и сменяемость представителей власти;

3. Коллегиальное правление, основанное на разделении властей;

4. Законодательное закрепление подотчетности и ответственности власти за результаты своей деятельности.

Классификация республик:

1.Парламентская;

2.Президентская;

3.Смешанная;

4.Суперпрезидентская;

5.Президентско-монистическая республика - в конституции пожизненное президентство (Туркменистан, Северная Корея, Индонезия)

 

Форма правления в России:

1) Президент как глава государства и гарант конституции обладает значительными полномочиями (глава 4 Конституции РФ, а частности ст. 83,84)

2) Исполнительная власть в России осуществляет Правительство РФ (глава 6 Конституции РФ)

3) ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - законодательный и представительный орган.

 

 

Признаки федерации:

- Отсутствие права на односторонний выход у субъектов федерации;

- Два уровня гос аппарата;

- Как правило двойной гражданства;

- Наличие собственной Законодательной системы у субъектов;

- Двухканальная система налогов.

Виды федерации:

- Административно-территориальная;

- Национально-государственная;

- Смешанная

 

 

Признаки функций:

1. Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяет сущностью государства его социальное назначение в общественной жизни;

1. Представляет собой исторически-меняющиеся эволюционные направления деятельности, производные от целей и задач;

1. Выражается в устойчиво-сложившейся, повторяющейся и объективно-необходимой предметной деятельности в наиболее важных сферах социальной действительности;

1. Используют властно-принудительные юридические методы организационного воздействия.

Классификация функций

1. В зависимости от продолжительности действия:

− постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);

− временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

2. В зависимости от значимости:

− основные (например, функция охраны общественного порядка);

− неосновные (например, функция рассмотрения споров).

3. В зависимости от сферы осуществления:

− внутренние;

− внешние.

4. В зависимости от принципа разделения властей:

− законодательные (правотворческие);

− исполнительные (управленческие);

− судебные.

 

 

Экономическая функция

1. Установление основных правил и их координация экономических взаимоотношений;

2. Контроль за соблюдением установленных правил и защите участников экономического оборота;

3. Непосредственное участие в экономической деятельности;

4. Поддержка негосударственных органов в экономическом обороте.

Социальная функция

1. Устанавливает и обеспечивает минимальные социальные стандарты жизни (прожиточный минимум, пенсии, пособия, заработная плата и т.д.);

2. Поддержка нетрудоспособного населения (инвалиды, дети, старики);

3. Обеспечение занятости.

Фискальная функция

1. Установление системы налогов и сборов;

1. Формирование государственного бюджета и контроль за ним;

2. Проведение фискальной политики;

Экологическая функция

1. Разработка экологической программы страны;

2. Установление правового режима природопользования;

3. Контроль за соблюдением природоохранного законодательства

1. Функция культуры, науки и образования

1. Государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, кино, театра, музыки и др.

2. Государственная поддержка развития науки

3. Меры по улучшению работы общеобразовательных школ

 

Внешняя оборона

1. Модернизация вооруженных сил;

2. Развитие оборонной промышленности;

3. Охрана государственных границ.

 

Правовые формы:

1. Правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

1. Правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

2. Правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

1. Организационные формы:

1. Организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2. Организационно-хозяйственная - техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

1. Организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

 

 

Социально-политические

1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2. демократизм. Демократизм – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

9.

Организационные

1. Верховенство КРФ и ФЗ над нормативно правовыми актами;

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность гос службы защищать и соблюдать права

3. Профессионализм и компетентность государственной службы;

1. Оптимальное соотношение отраслевых и территориальных начал управления

2. Ответственность в соответствии с компетенцией

3. Целесообразное сочетание коллегиальности и единоначатия, выборности и назначения

 

Понятие и сущность права

В современной юридической науке термин право используется в нескольких значениях:

- во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей (право человека на жизнь, частную собственность и др.)

- во-вторых, под правом понимается система юридических норм, это право в объективном смысле, поскольку нормы создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц (Российское право, трудовое право и др.)

- в-третьих, право обознается в виде официально признанных возможностей, которыми располагает физическое или юридическое лицо (так граждане имеют право на труд, на охрану здоровья и др.; организации располагают правами на имущество в определенной сфере). Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве, которое принадлежит конкретному лицу.

- в-четвертых, термин право используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин - правовая система.

В каком смысле употребляется термин право в каждом случае следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Признаки права:

1)      Нормативность - по своему содержанию право состоит из нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов.

2)      Волевой характер - воля определяет содержание и направление деятельности субъекта, однако для одних право - это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов.

3)      Формальная определенность - для того, чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Значимость и эффективность действия правовых предписаний во многом определяется точностью словесного выражения интересов и намерений субъектов, лежащих в основе взаимного признания юридических требований.

4)      Общеобязательность - принятое правовое предписание адресуется не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъектов (истец, несовершеннолетний, студент). Они обязательны для исполнения под страхом наказания за нарушения.

5)      Системность и иерархичность строения - нормативные предписания действуют на поведение людей, не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга, поскольку все жизненные ситуации носят сложносоставной системный характер. Отражая потребность общества, скоординированного централизованным управлением право в целом строится как согласованная не противоречивая система, расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации

6)      Регулирующее воздействие - осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью детально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обзязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

7)      Право устанавливается и обеспечивается государством

Право - система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Структура нормы права

Структура правовой норм ы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений.

Выделяют 3 структурных элемента нормы: гипотеза, диспозиция и санкция.

1)      Гипотеза - указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуются нормы в зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простыми, сложными и альтернативными.

2)      Диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъект реализации к другим правовым нормам)

3)      Санкция - указывает на последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовых норм. Бывает абсолютно определенная и относительно определенная. Абсолютно определенной является та санкция, где размер последствий точно указан. Относительно определенная санкция - та, где границы последствий указаны от минимального до максимального. Альтернативная санкция - перечислены несколько видов последствий, из которых правоприменительная выбирает только одно наиболее целесообразное для конкретного случая. Также может быть правовосстановительная санкция - направлена на принудительное исполнение обязанностей и восстановление нарушенных прав.

Классификация норм права

Классификация — это распределение изучаемых объектов по классам или группам по основе общего признака. Существуют разные основания для классификации норм права.

1) по субъектам правотворчества

- исходящие от государства (нормы органов представительной государственной власти)

- исходящие непосредственно от гражданского общества (нормы, принимаемые непосредственно населением. К примеру, референдум)

2) по социальному назначению

- учредительные (отражают исходные начала правового регламентирования правовых отношений, прав — человека в пределах действия государства и т.д. Они служат эталонами, позволяя установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний. ст. 2 Конституции РФ)

- регулятивные (направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами путем предоставления им прав и возложения на них обязательств. Различают 3 вида регулятивных норм: управомачивающие - право на совершение каких-либо действий; обязывающие - обязанности совершения определенных действий; запрещающие - запрет на совершение каких-либо действий)

- охранительные (фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания)

- обеспечительные (содержат предписание, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования)

- декларативные (включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений. ч. 2 ст. 1 Конституции)

- дефинитивные (формулируют определение тех или иных правовых явлений и категорий: понятие преступления в уголовном законодательстве; понятие сделки).

- коллизионные

3) по предмету правового регулирования

- конституционное

- гражданское

- административное

4) по методу правового регулирования

- императивные (имеют строгий властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении - это нормы запрета, характерных для публичных отраслей права - административное и уголовное)

- диспозитивные (предписывают вариант поведения, предоставляя субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению)

- рекомендательные (устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, регулирования общественных отношений)

- поощрительные (предписания, относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государство и обществом полезный для них вариант поведения субъектов, либо достижение результатов, превосходящих обычные требования)

5) по сфере действия

- общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства)

- ограниченного действия (предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, временными и ситуационными факторами. К данному виду норм относятся все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам - военнослужащие, жители крайнего Севера, студенты; нормы, действующие ограниченное время -при ЧС).

- локального (действуют в рамках отдельных государственных структур)

6) по времени

- постоянные

- временные

7) по юридической силе

- нормы законов

- нормы подзаконных актов

8) по содержанию: нормы с

- техническим

- организационным

- экономическим

- политическим

- иным содержанием

Правотворчество – это специфическая, осуществляемая в особом порядке, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием, изменением или прекращением существующих в государстве правовых норм.

Принципы правотворчества – это руководящие начала, требования к их деятельности компетентных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.231 с.)