Экологическое управление: понятие, виды, система органов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическое управление: понятие, виды, система органов.



Экологическое управление можно рассматривать как сознательную деятельность по регулированию экосферы в соответствии с практическими целями цивилизации на основе познанных объективных экологических закономерностей естественного или антропогенного характера. Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Управляющие субъекты в экологическом управлении:

· Российская Федерация

· Субъекты Российской Федерации

· Специально уполномоченные органы

· государственной власти

· Муниципальные образования

· Юридические лица

· Физические лица

Управляемые субъекты в экологическом управлении:

·- граждане

·- юридические лица

·- индивидуальные предприниматели, обязанные соблюдать обязательные экологические требования, выполнять предписания органов государственного или муниципального управления.

ФЗ «Об охране окружающей среды» в главе 2. Установил основы управления в области охраны окружающей среды и закрепил полномочия органов государственной власти РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, полномочия органов местного самоуправления.

В зависимости от статуса субъекта осуществляющих управления, его можно разделить на государственное (которое занимает центральное место), местное, производственное и общественное.

Основными функциями государственного экологического управления являются:

- определение стратегии (принятие государственных концепций) и планирование (принятие федеральных, региональных и муниципальных целевых программ);

- информационная функция (осуществляемая в формах мониторинга, ведения кадастров, реестров, экологических паспортов и деклараций);

- экологическое нормирование;

- разрешительная система (разрешения и лицензии на пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду);

- экологическая экспертиза;

- экологическая сертификация;

- экологическое воспитание и образование;

- экологический надзор (контроль);

- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

К вопросам местного значения городского поселения относятся:

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

- организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- создание, развитие и обеспечение охраны лечебнооздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- осуществление муниципального лесного контроля;

Производственное экологическое управление основывается на принципе, закрепленном в ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», обязательности участия юридических лиц в деятельности по охране окружающей среды.

Юридические лица (основная и наиболее многочисленная группа субъектов права природопользования) обязаны соблюдать требования по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Для реализации возложенных на хозяйствующие субъекты обязанностей в области рационального природопользования и охраны окружающей среды на предприятиях должны создаваться структурные подразделения или возлагаться соответствующие обязанности на отдельных работников.

Природопользователи наделены правом разрабатывать и утверждать локальные нормативные правовые акты по экологическому мониторингу и производственному экологическому контролю.

Общественное экологическое управление осуществляется гражданами, общественными организациями и некоммерческими объединениями (в уставах которых закреплено право решения задач по охране окружающей среды).

Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право:

- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

- за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и др.

Органы, осуществляющие государственное экологическое управление, подразделяются на:

- органы общей компетенции (Президент РФ; Правительство РФ, Правительство субъектов РФ)

- органы специальной компетенции (федеральные министерства; федеральные службы и федеральные агентства)

Указ Президента РФ от 15 мая 2018 года № 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определяет специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

· Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

· Федеральное агентства водных ресурсов; Федерального агентства лесного хозяйства;

· Федерального агентства по недропользованию

§ Министерство экономического развития РФ

§ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

o Министерство сельского хозяйства РФ

o Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

o Федеральное агентство по рыболовству

v Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

v Федеральная служба безопасности Российской Федерации

v Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

v Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.006 с.)