Парламент Японии: структура, полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парламент Японии: структура, полномочия.



В системе конституционных органов итальянского Государства основное место занимает Парламент. По ныне действующей Конституции только Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.

Парламент состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны, как в плане их законодательных полномочий, так и в том, что касается осуществления конституционного контроля за деятельностью правительства. Парламент избирает президента Республики, консультирует президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда. К компетенции Парламента относится объявление состояния войны и предоставление правительству в этой связи необходимой власти, ратификация международных договоров политического характера, а также договоров, предусматривающих арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов. Палаты ежегодно утверждают бюджет и отчет о расходах. В исполнительную функцию Парламента входит принятие конституционных законов, касающихся изменений в территориальном устройстве страны или изменений границ провинций.

Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием по отдельным избирательным округам пропорционально числу населения каждого округа и состоит из 630 депутатов. Сенат Республики имеет смешанный состав, он включает 315 избранных сенаторов, а также сенаторов, назначенных "по праву". В определении статуса депутатов Парламента Конституция следует утвердившемуся в европейской конституционной практике принципу, согласно которому каждый член Парламента представляет нацию и не связан так называемым "обязывающим мандатом" при выполнении своих парламентских функций (ст. 67). Члены Парламента не могут подвергаться преследованию за выраженные ими мнения и за свое голосование при выполнении парламентских функций. Конституция предоставляет парламентариям самые широкие иммунитеты от уголовной ответственности. Запрещается, в частности, привлекать члена Парламента к уголовной ответственности без санкции соответствующей палаты Парламента. Работа Палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместные заседания Парламент собирается только в случаях, установленных Конституцией. Это — избрание президента Республики, принятие им присяги на верность Республике, рассмотрение обвинений президента в государственной измене и в посягательстве на Конституцию, предание суду Парламента председателя Совета министров и членов правительства за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, формирование Конституционного суда

Глава IV. Парламент

 Статья 41. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным

законодательным органом государства.

 Статья 42. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.

 Статья 43. Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ.

 Число членов каждой палаты устанавливается законом.

Статья 44. Квалификация членов обеих палат, а также квалификация их избирателей

определяются законом. Однако при этом не должна проводиться дискриминация по мотивам

расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного

положения или доходов.

 Статья 45. Срок полномочий членов Палаты представителей - четыре года. Их полномочия,

однако, прекращаются до истечения полного срока в случае роспуска Палаты представителей.

 Статья 46. Срок полномочий членов Палаты советников - шесть лет, причем каждые три года

переизбирается половина членов палаты.

 Статья 47. Избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам

членов обеих палат, определяются законом.

 Статья 48. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

 Статья 49. Члены обеих палат ежегодно получают в соответствии с законом определенное

вознаграждение из государственной казны.

 Статья 50. Члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут

быть арестованы в период сессии Парламента; члены Парламента, арестованные до открытия

сессии, по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период

сессии.

 Статья 51. Члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими

речами, высказываниями и голосованием в палате.

 Статья 52. Очередные сессии Парламента созываются один раз в год.

 Статья 53. Кабинет может принимать решения о созыве чрезвычайных сессий Парламента.

Кабинет должен принимать решение о созыве чрезвычайных сессий Парламента, если этого

потребовали более одной четвертой части общего числа членов одной из палат.

Статья 54. Если Палата представителей распущена, то в течение сорока дней со дня ее роспуска

должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение тридцати дней

со дня выборов должен быть созван Парламент.

 При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания Палата советников.

Однако Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне

необходимо в интересах страны.

 Меры, принятые на чрезвычайной сессии, упомянутой в условии предыдущего абзаца,

являются временными и теряют силу, если они не будут одобрены Палатой представителей в

течение десяти дней с момента открытия следующей сессии Парламента.

 Статья 55. Каждая палата разрешает споры, связанные с квалификацией ее членов. Однако для

того чтобы лишить кого-либо депутатских полномочий, необходимо принятие резолюции об этом

большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

 Статья 56. Каждая палата может проводить работу только при наличии на заседании не менее

одной трети общего числа ее членов.

 За исключением случаев, особо предусмотренных настоящей Конституцией, в каждой из палат

все вопросы решаются большинством голосов присутствующих членов; при равенстве голосов

голос председательствующего является решающим.

 Статья 57. Заседания каждой палаты являются открытыми. Однако могут проводиться закрытые

заседания в случае, если резолюция об этом принята большинством не менее двух третей голосов

присутствующих членов.

 Каждая палата ведет протоколы своих заседаний. Эти протоколы должны публиковаться и

распространяться для всеобщего ознакомления, за исключением тех протоколов закрытых

заседаний, которые признаются секретными.

 По требованию не менее одной пятой присутствующих членов голосование каждого члена по

любому вопросу должно отмечаться в протоколе.

 Статья 58. Каждая палата избирает председателя и других должностных лиц.

 Каждая палата устанавливает свои правила ведения заседаний, процедуры, внутренней

дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее

дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие

резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Статья 59. Законопроект, за исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией,

становится законом после принятия его обеими палатами.

 Принятый Палатой представителей законопроект, по которому Палата советников вынесла

решение, отличное от решения Палаты представителей, становится законом после его вторичного

одобрения большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов Палаты

представителей.

 Положение предыдущего абзаца не запрещает Палате представителей требовать, в

соответствии с законом, созыва совместного заседания обеих палат.

 Если Палата советников не одобрит окончательного решения по законопроекту, принятому

Палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени перерыва в

работе Парламента, после его получения, то Палата представителей может рассматривать это как

отклонение данного законопроекта Палатой советников.

 Статья 60. Бюджет сначала представляется на рассмотрение Палаты представителей.

 Если Палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения Палаты

представителей, и если соглашение не достигнуто даже с помощью предусмотренного законом

объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла окончательного

решения в течение тридцати дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента,

после получения бюджета, принятого Палатой представителей, решение Палаты представителей

становится решением Парламента.

 Статья 61. Второй абзац предыдущей статьи применяется в отношении одобрения Парламента,

необходимого для заключения договоров.

 Статья 62. Каждая палата может производить расследование по вопросам государственного

управления и вправе при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления

протоколов.

 Статья 63. Премьер-министр и другие государственные министры независимо от того, являются

они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях

любой из палат для выступления по законопроектам. Они также должны присутствовать на

заседаниях, если это необходимо для дачи ответов и разъяснений.

 Статья 64. Парламент образует из числа членов обеих палат суд для рассмотрения в порядке

импичмента нарушений тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении от

должности.

 Вопросы, относящиеся к рассмотрению дел в порядке импичмента, регулируются законом.

В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий (ст. 41, п. 2 Закона о Парламенте): по делам Кабинета министров, местной администрации, по вопросам юстиции, внешней политики, государственных финансов, просвещения, по социальным вопросам, по трудовым вопросам, вопросам сельского, лесного и водного хозяйства, по торговле и промышленности, вопросам связи, транспорта, строительства, общественной безопасности, науки и техники, окружающей среды, а также бюджетную, ревизионную, дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внутрипарламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий (ст. 42 п. 3 Закона о Парламенте) — тех же, кроме комиссий по вопросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей среды. Эти комиссии составляют основу механизма разработки и принятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий пропорционально представительству этих партий в соответствующей палате. Депутаты, как правило, не являются экспертами по обсуждаемым в комиссиях вопросам, поэтому Закон о Парламенте в ст. 43 предусматривает, что в случае, если для деятельности комиссии необходимо участие специально подготовленных членов, в ее состав могут входить специалисты по рассматриваемым ею проблемам. Таким образом, к работе комиссий могут привлекаться непарламентарии. Каждый парламентарий обязан быть членом хотя бы одной комиссии (ст. 42 п. 2 Закона о Парламенте). Заседания комиссий бывают двух видов: рабочие и общие. На рабочих заседаниях обсуждаются наиболее важные вопросы, как правило, в присутствии членов Кабинета. На общих рассматриваются менее важные вопросы с участием парламентских секретарей.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депутатов, а от кворума (1/3 состава палаты — ст. 59 Конституции). Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроекту в течение 60 дней после получения его из Палаты представителей (для бюджетного закона этот срок сокращается в два раза), то решение Палаты представителей считается решением Парламента.

При каждой палате действует законодательное бюро, которое помогает депутатам при подготовке законопроектов. Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парламента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или 10 советников. Если речь идет о бюджете страны, то его должны поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников. Народная законодательная инициатива Японии неизвестна.

На первом этапе разработка законов идет преимущественно в департаментах соответствующих министерств. Затем через руководство министерства документы поступают в канцелярию премьерминистра, затем к премьер-министру и только потом представляются в Парламент, где над ними начинается работа в соответствующих комиссиях (часто создаются специальные подкомиссии) и в законодательных бюро палат. Только после принятия комиссией положительного решения, проект выносится на пленарное заседание и обсуждается обычно в двух чтениях. Законопроект, за исключением особых случаев, предусмотренных Конституцией и связанных с наделением Палаты представителей большими возможностями, становится законом после принятия его обеими палатами (ст. 59 Конституции). Если мнения палат расходятся, то помимо вышеперечисленных возможностей Палата представителей может требовать созыва совместного заседания палат или создания паритетной согласительной комиссии (10 депутатов и 10 советников). На совместном заседании решение принимается большинством голосов, а в согласительной комиссии — не менее 2/3 состава; если комиссии не удается преодолеть разногласия палат, то принятым считается решение Палаты представителей.

Парламент наделен исключительными полномочиями по распоряжению государственными финансами: "Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента" (ст. 85 Конституции). Порядок составления и утверждения государственного бюджета определен в Законе о финансах 1947 года. Кабинет составляет и представляет Парламенту на обсуждение и утверждение бюджет на каждый финансовый год. Проект бюджета представляется сначала в Палату представителей (ст. 60 Конституции), председатель которой направляет его на рассмотрение в постоянную бюджетную комиссию. Бюджетные комиссии считаются наиважнейшими, поэтому они являются самыми большими (в бюджетной комиссии Палаты представителей 50 членов, в Палате советников — 45). Обсуждение законопроекта о бюджете проходит при участии премьерминистра и всех членов Кабинета, дабы они могли давать соответствующие разъяснения и отвечать на запросы представителей политических партий. В обсуждении бюджета принимают участие и представители общественности. Любой может подать заявку на участие в обсуждении. Директор бюджетной комиссии отбирает несколько человек для участия в прениях. Если законопроект о бюджете отклоняется бюджетной комиссией Палаты представителей, то Кабинет министров должен подготовить новый проект бюджета, который вновь проходит всю процедуру обсуждения. После одобрения Палатой представителей бюджет направляется в Палату советников, где процедура обсуждения полностью повторяется.

Решения палат обычно принимаются простым большинством голосов. В Японии применяются три формы голосования: вставанием, тайным голосованием и невозражением.

Принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, контрасигнуется премьер-министром и направляется Императору для промульгации. Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и вступает в силу через 20 дней после публикации.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Как уже упоминалось, Кабинет министров Японии по вопросам проводимой политики должен иметь поддержку Парламента. Гарантией этого служит институт парламентской ответственности Кабинета, состоящий из следующих элементов: во-первых, кандидатура на пост премьер-министра формально избирается палатами Парламента (фактически это лидер партии парламентского большинства), во-вторых, нижняя палата может принять большинством голосов резолюцию о недоверии Кабинету. Основной формой контроля является интерпелляция, подать которую может любой депутат Палаты представителей через председателя палаты, отказ председателя депутат может обжаловать на пленарном заседании палаты. Ответ на интерпелляцию должен быть дан в течение 6 дней в устной или письменной форме. В Конституции Японии закреплено право каждой палаты проводить расследования по вопросам государственного управления (ст. 62 Конституции). К формам контроля относится и общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда в Парламенте выступает премьер-министр, а также министры финансов и иностранных дел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.027 с.)