Институт стран Азии и Африки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт стран Азии и Африки



Институт стран Азии и Африки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ (СРЕДНИЕ ВЕКА)

«History of Literature of Asian and African countries» (Middle Ages)

(Курс по выбору, часть 2)

Рекомендуется для направления подготовки

Востоковедение и африканистика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Программа утверждена на заседании методического совета филологического отделения

Протокол № … от мая 2016 г.???

 

Заведующий отделением

д.ф.н., профессор В.Б. Иванов

 

_________________________

 

Москва-2016

1.1 Аннотация дисциплины

Дисциплина «История литературы стран Азии и Африки (Средние века)» предназначена для бакалавров филологического отделения, специализирующихся по изучению всех языков и литератур стран Азии и Африки. Данный курс продолжает преподавание серии дисциплин, связанных с изучением литературного процесса в афро-азиатском регионе. В ходе посещения лекционных занятий студенты получают представление об основных закономерностях, жанрах и корпусе главных памятников классических литератур Азии и Африки средневековой эпохи. Лекционный материал курса «История литературы стран Азии и Африки» учитывает новейшие научные достижения в области востоковедного литературоведения как в отечественной, так и в зарубежной науке.

1.2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История литературы стран Азии и Африки» являются формирование у студентов навыков теоретического обобщения результатов развития литературы региона в эпоху зрелого Средневековья, получение системных знаний о своеобразии литературного процесса этого периода, корпусе основных текстов и их влиянии на становление литератур в последующие хронологические этапы.

1.3. Задачи освоения дисциплины

Достижение указанных целей предполагает решение ряда конкретных задач:

– получение базовых представлений о методах исследования литератур и культур Востока;

– получение базовых представлений о теоретических основах литературного процесса и культурной традиции в регионе бытования основных литературных традиций Востока в Средние века, включая общие представления о ведущих религиозно-философских учениях, способствовавших развитию определенных типов художественной словесности;

– знание основных факторов формирования литературных регионов эпохи Средних веков вокруг старых цивилизационных центров древнего мира – корпуса основных памятников;

– понимание основных закономерностей литературного развития региональных традиций Востока в средневековье в приложении к конкретным объектам анализа;

– умение рассматривать памятники отдаленных эпох, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– способность учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей определенной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «История литературы стран Азии и Африки» относится к вариативной части ОПОП, читается в 5 семестре третьего года обучения. Она призвана дополнить знания, получаемые студентами из курсов «Введение в литературоведение» и «Введение в спецфилологию», «История литературы изучаемой страны», изучаемых на уровне бакалавриата. Результаты освоения данного курса существенны при изучении истории литературы региона последующих эпох в курсах «Литература изучаемой страны», «Традиционная литература изучаемой страны» и «Современная литература изучаемой страны», изучении истории литературного развития стран Азии и Африки в курсе «История литературы стран Азии и Африки (Новое время и современность)» и изучении истории изучаемой страны, а также при подготовке студентами квалификационных работ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур (ПК-12);

– умение использовать базовые представления о эволюции литературного процесса и культурных традиций в странах Востока, включая общие представления о ведущих религиозно-философских учениях Востока (СПК-1);

– способность пополнять и использовать знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке (СПК-5);

– готовность пользоваться основными методами литературоведческого анализа (СПК-6).

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 (?) зачётные единицы 36 часов, в том числе самостоятельная работа студента (СРС) 36 часов.

4.1. Структура дисциплины

 

П/п

 

Наименование разделов и тем дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

 

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции семинары СРС
1. Раздел 1. Введение в курс. Тема 1.1. Типологическая характеристика и периодизация литератур Востока в Средние века.   5 2 0 2  
2. Раздел 2. Литература Дальнего Востока в Средние века. Тема 2.1. Общая характеристика средневековых литератур дальневосточного региона. Тема 2.2.Развитие китайской средневековой поэзии. Тема 2.3 Японская поэзия эпохи Нара и Хэйан. Тема 2.4. Эссеистическая и повествовательная проза Китая и Японии. Тема 2.5. Драматургия и театр в Китае и Японии. Тема 2.6. Развитие крупных форм эпоса в Китае и Японии. 3 12 0 12 Реферат по теме, предложенной преподавателем
3. Раздел 3. Литература Индии в Средние века. Тема 3.1. Общая характеристика индийской литературы в Средние века. Тема 3.2. Индийская придворная литература на санскрите VI-XII вв., период раннего средневековья. Тема 3.3. Индийская средневековая проза. Тема 3.4. Средневековая поэзия бхакти. Тема 3.5. Поэзия вишнуитского бхакти на севере Индии. Тема 3.6. Средневековые поэты-санты. 3 12 0 12 Реферат по теме, предложенной преподавателем
4. Раздел 4. Литература Ближнего и Среднего Востока в Средние века. Тема 4.1. Факторы складывания литературного региона Ближнего и Среднего Востока. Тема 4.2. Арабское завоевание и его культурные последствия Тема 4.3. Становление и развитие персидской классической литературы. Придворная поэтическая служба. Тема 4.4. Развитие эпической поэзии: от героического эпоса к средневековому роману.  Тема 4.5 Развитие мистического направления в персидской классической литературе (XI-XV вв.). Тема 4.6. Формирование молодых литератур в регионе Ближнего и Среднего Востока. Позднее средневековье. 3 10 0 4 Реферат по теме, предложенной преподавателем
5. Промежуточная аттестация 3

4

4 экзамен[1]

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС.

Раздел 3. ЛИТЕРАТУРА ИНДИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 3.1. Общая характеристика индийской литературы в Средние века.

Литературная карта Индии в средние века. Периодизация средневековой индийской литературы. Сохранность памятников и степень их изученности. Проблемы литературного развития при переходе от Древности к Средневековью. Завершение эпической традиции на санскрите, появление эпических поэм на региональных языках, их связь с местными культурными и религиозными традициями. Распространение санскрита на периферийные районы Индии. Роль пракритов. Упадок профессионального театра на санскрите, развитие основных жанров санскритской драмы, перерастание пьесы для сцены в пьесу для чтения.

Становление региональных литератур, их взаимодействие между собой и с литературой на санскрите. Упадок городской культуры и возрастание роли придворной. Иерархия средневековых жанров и значение жанра махакавья. Развитие теоретической мысли (грамматические и поэтологические трактаты). Средневековая проза на санскрите, продолжение традиции «Панчатантры» (обрамленные рассказы). Проза в стиле кавья, средневековый роман (Бана, Дандин). Религиозный фактор в литературном процессе Индии. Возникновение литературных комплексов на религиозной основе (джайнская и буддийская литература, индуистская поэзия бхакти – южная и северная традиции), свод литературы сикхизма, мусульманская литература. Индомусульманский культурный синтез и возникновение литературы урду. Влияние суфизма на поэзию бхакти.

 

Тема 3.2. Индийская придворная литература на санскрите VI - XII вв., период раннего средневековья.

Жанр большой поэмы (махакавья), его формирование в древности при дворах царей и связь с эпосом. Главенствующая его роль в иерархии поэтических жанров. Шедевры древности (поэмы Ашвагхоши и Калидасы) и их влияние на последующую традицию. Структура и основные темы махакавьи (по трактату Дандина), их развитие в поэмах средневековых авторов («Киратарджуния» Бхарави, «Шишупалавадха» Магхи, «Найшадхьячарита» Шрихарши).

Стиль кавья, его особенности. Значение красивой, образной, затейливой речи (термин «субхашита» _ «хорошо сказанное»). Роль словесных украшений и приемов (аланкар). Сравнение и его особенности. Малая форма поэзии на санскрите, отдельная строфа (муктака). Средневековые поэтические антологии: «шатака» (сборник из 100 стихотворений на одну тему), «коща» (политематический сборник). Средневековая любовная лирика, специфика воплощения любовной темы (безымянность героев, стандартный набор ситуаций и образов, акцент на формальных приемах). Поэтическая работа с традиционными мотивами.

 

Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 4.1. Факторы складывания литературного региона Ближнего и Среднего Востока.

Доисламская и раннеисламский период в развитии арабской литературы. Доисламская арабская поэзия и ее роль в становлении поэтической традиции в литературах Ближнего и Среднего Востока. Типологическая характеристика доисламской поэзии, ее переходный характер. Племенная поэзия как «особый тип социальной памяти» (П.А. Грязневич). Проблема подлинности доисламской арабской поэзии. Статус автора («автор-в-себе» по С.С. Аверинцеву). Отличия доисламской поэзии от фольклора и от письменного авторского творчества. Протокасыда, ее структура. Жанровый состав доисламской арабской поэзии. Легендарные биографии поэтов и отражение в них уклада жизни родоплеменного общества: Имруулькайс (ум. в сер. VI в.), Антара (ум. ок. 615) и др.

Коран как первый письменный памятник арабской литературы. Коран как литературный источник. Трансформация института передатчиков доисламской поэзии (рави) в раннеисламскую эпоху: от хранения к критическому отбору и комментированию. Формирование первых филологических школ и складывание основ арабской поэтики.

Эволюция представления о поэте. Первые панегиристы. Узритская и омаритская линии развития арабской любовной лирики. Маджнун как герой романического предания.

Песенная традиция при дворе Сасанидов (VI вв.) и ее место в арабо-иранском литературном синтезе. Барбад и его «тридцать песен». Репертуар «царских песнопений», их типологическая характеристика.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

Раздел 1.

1. Типологии и периодизации литератур Востока в Средние века.

2. Средневековый Восток на литературной карте мира: специфика формирования литературных регионов.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  Раздел 2.

1. Общая характеристика средневековых литератур Дальневосточного региона.

2. Китайская поэзия Смутных веков (III-VI вв.).

3. Поэзия первых японских антологий и ее типологическое сравнение с китайской поэзией.

4. Книжная героическая эпопея Китая и Японии (XIII-XIV вв.).

5. Китайская поэзия эпохи Тан (VII-X вв.).

6. Эссеистическая проза Китая и Японии (IX-XI вв.).

7. Повествовательная проза Китая (VII-XIII вв.) и Японии (IX-XII вв.).

8. Китайский романс эпохи Сун (X-XIII вв.).

9. Китайский роман XVI в.

10. Музыкальная драма Китая (XIII-XIV вв.) и Японии (XIV-XVI вв.).

Раздел 3.

1. Общая характеристика средневековой индийской литературы.

2. Средневековая индийская обрамленная повесть.

3. Индийский средневековый роман.

4. Средневековая поэзия на санскрите. Стиль кавья. Поэзия антологий.

5. Средневековая любовная лирика на санскрите.

6. Поэзия бхакти. Общая характеристика.

7. Поэзия южноиндийского бхакти.

8. Средневековые варианты «Рамаяны».

9. Кришнаитская религиозная лирика. Гитаговинда и Чондидаш.

10. Кришнаитская религиозная лирика. Творчество Сурдаса.

11. Творчество Кабира.

Раздел 4.

1. Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры).

2. Жанровая система арабской и персидской классической поэзии: сравнительная характеристика.

3. Складывание арабоязычной литературы эпохи Халифата (VIII-IX вв.). Арабо-иранский литературный синтез.           

4. Становление персидской классической литературы. Творчество Рудаки.

5. Особенности раннего этапа становления персидского классического эпоса. «Шах-наме» Фирдоуси.

6. Складывание традиции романического эпоса в персидской классической литературе XI-XII вв.: Гургани и Низами.  

7. Придворная поэзия на средневековом мусульманском Востоке (принципы творчества, основные функции).

8. Литература мусульманского мистицизма (XI-XV вв.). Жанровая система, символика и источники ее формирования.

9. Факторы развития персидской литературы как регионального лидера. Формирование «молодых» литератур Средневековья на Ближнем и Среднем Востоке в XIV-XV вв.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает написание рефератов по заданным темам, при этом тема реферата дается по литературе страны, отличной от страны изучаемого студентом языка. Тема реферата косвенно соотносится с экзаменационными вопросами и отличается только по формулировке.

Все перечисленные оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины нацелены на формирование следующих компетенций:

– владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур (ПК-12);

– умение использовать базовые представления о эволюции литературного процесса и культурных традиций в странах Востока, включая общие представления о ведущих религиозно-философских учениях Востока (СПК-1);

– способность пополнять и использовать знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке (СПК-5);

– готовность пользоваться основными методами литературоведческого анализа (СПК-6).

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Раздел 1

а) основная литература:

 

1. История всемирной литературы. Т.2, 3 (вводные разделы). М., 1984-1985.

2. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

3. Куделин А.Б. Автор и традиционалистский канон. – Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

 

б) дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Автор и авторитет. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2. Брагинский В.И.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

4. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы (Предисловие, Введение). М., 1983.

Раздел 2

а) основная литература:

1. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.

2. Горегляд В.Н. Японская литератураVIII-XVI вв. СПб., 1997.

3. История всемирной литературы Т. 2 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»), т.3 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»). М., 1984-1985.

7. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974.

8. Литература Востока в средние века. Часть I («Китайская литература», «Японская литература»). М., (МГУ), 1970.

9. Семененко И.И. Цзи Кан. Ода о лютне. – в кн. Проблемы восточной филологии. МГУ, 1979.

10. Сорокин В.Ф. Классическая драма Китая в XIII-XVI вв. – в сб. Изучение китайской литературы в СССР. М., 1973.

 

б) дополнительная литература:

1. Бежин Л.Е. Ду Фу. М., 1987.

2. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.

3. Рифтин Б.Л. Становление китайского романа. – в кн. Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980.

 

                                     в) тексты

1. Гуляка и волшебник. М., 1970.

2. Китайская пейзажная лирика. М., 1984.

3. Классическая драма Востока. М., 1976.

4. Литература Востока в средние века. Тексты. (Китай, Япония). М., (МГУ), 1996.

5. Ло Гуаньчжун. Троецарствие. М., 1984.

6. Манъёсю. Избранное. М., 1987.

7. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Т. 1-2. СПб., 2001.

8. Повесть о доме Тайра. М., 2000.

9. У Чэньэнь. Сунь Укун – царь обезьян. М., 1984.

10. Хрестоматия по литературе Китая. СПб, 2004.

11.  Цветы сливы в золотой вазе. Т. 1-2. М., 1977.

12.  Ши Найань. Речные заводи. Т. 1-2. М., 1955.

13. Яшмовая нить. Антология Японской классической литературы. М., 1998.                         

Раздел 3

а) основная литература:

1. Бычихина Л., А Дубянский. Тамильская литература. М., 1979.

2. История всемирной литературы. Т. 2 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава вторая), т. 3 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава первая). М., 1984-1885.

3. Литература Востока в средние века. Часть I (Литература Индии). М., 1970.

4. Русанов М.А. Поэтика средневековой махакавьи. М., 2002.

5. Серебряный С.Д. Видьяпати. М., 1980.

б) дополнительная литература:

1. Голоса индийского средневековья. М., 2002.

2. Дубянский А.М. Священный идол – древний обряд и средневековая поэма. – Сад одного цветка. М., 1991.

3. Сазанова Н.М. «Океан поэзии Сур Даса». М., 1973.

4. Цветков Ю. В. Сурдас и его поэзия. М., 1979.

5. Цветков Ю.В. Тулсидас. М., 1987.

 

                                         в) тексты

1. Литература Востока в средние века. Тексты. (Индия). М., (МГУ), 1996.

Бана. Кадамбари. М., 1995.

2. Видьяпати. Песни любви. Из индийской средневековой лирики. М., 1977

3. Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1964.

4. Индийская лирика II-X вв. Пер. с пракрита и санскрита Ю. Алихановой и В. Вертоградовой. М., 1978.

5. Индийская средневековая повествовательная проза. М., 1982.

6. Кабир гранхавали. М., 1992.

7. Кабир. Золотые строфы. М., 2004.

8. Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чонди. М., 1980.

9. Сазанова Н.М. Нет жизни без Кришны (из средневековой индийской поэзии). М., 1992.

10. Тулси Дас. Рамаяна или Рамачаитаманаса. М.-Л., 1964.

 

Раздел 4

а) основная литература:

1. Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока (Введение). М., 1985.

2.Ардашникова А.Н., Рейснер М.Л. История литературы Ирана в Средние века (IX –XVII вв.). Учебник. М.: ИСАА МГУ, ИД «Ключ-С», 2010.

3. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Низами и Фузули (монография «Низами»: главы 3-7). М., 1962.

4. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Суфизм и суфийская литература (общие работы, с. 13-84).

5. Ворожейкина З.Н. Литературная служба при средневековых иранских дворах. – Очерки истории культуры средневекового Ирана. М., 1985.

6. История всемирной литературы. Т. 2, 3 (раздел «Литературы Ближнего и Среднего Востока: Введение, Главы 2, 3, 4).

7. Куделин А.Б. Романический эпос о Маджнуне и его арабские корни. – Эпос народов зарубежной Азии и Африки. М., 1996.

8. Куделин А.Б. Аравийская словесность VI-VIII вв.: опыт рассмотрения в фольклорно-мифологическом контексте. – Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999.

б) дополнительная литература:

1. Куделин А.Б. Арабская классическая поэтика

2. Литература Востока в средние века. Часть II. М., (МГУ), 1970.

3. Фильштинский И.М. Арабская литература в Средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем Средневековье. М., 1977.

4.Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. Арабская литература VIII–IX веков. М., 1978.

 

                                       

                                       в) тексты

1. Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Книга песен. Перевод с арабского А.Б. Халидова, Б.Я. Шидфар. М., 1980.

2. Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы. Перевод с арабского. М., 1983.

3. Литература Востока в средние века. Тексты (Иран, Арабские страны, Турция). М., (МГУ), 1996.

4. Калила и Димна. Пер. И.Ю. Крачковского и И.П. Кузьмина. Предисл. И.Ю. Крачковского. М.-Л., 1934.

5. Низами. Лайли и Маджнун. / Введ., пер. с перс. и коммент. Н.Ю. Чалисовой и М.А. Русанова. — М.: РГГУ, 2008.

6. Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей, или Четыре беседы (Глава III – «О природе науки о стихе и о достоинствах поэта»). Перевод с перс. С.И. Баевского и З.Н. Ворожейкиной. М., 1963.

 

Материально-техническое обеспечение курса включает компьютер с проектором (для демонстрации презентаций) и принтером (для распечатки материалов и тестовых заданий).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 41.03.03. Востоковедение и африканистика

                           

Разработчики

Профессор кафедры иранской филологии, д.ф.н. Рейснер М.Л.

Доцент кафедры индийской филологии, к.ф.н. Дубянский А.М.

Доцент кафедры китайской филологии, к.ф.н. Семененко И.И.

                      

 

 


[1] Экзамен проводится в форме индивидуального устного собеседования, в часы, отведённые на него.

Институт стран Азии и Африки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ (СРЕДНИЕ ВЕКА)

«History of Literature of Asian and African countries» (Middle Ages)

(Курс по выбору, часть 2)

Рекомендуется для направления подготовки



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.111 с.)