Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение социальной психологии
Социальная психология имеет свои корни еще в трудах философов античности, которые пытались на основе множества наблюдений объяснить социальное поведение человека, исходя из своих представлений о его природе. Платон объяснял различия между людьми и народами преобладанием в их телесной природе одной из частей – головы, сердца или живота, и соответственно, ума, мужества или телесных вожделений, отсюда – индивидуальные характеры и предназначенное им место в обществе: философов, воинов, ремесленников. Аристотель утверждал, что человек развивается под влиянием внешнего мира, общества, при этом каждый человек имеет врожденный психологический склад, в соответствии с которым он находит себе социальную роль (аристократ (лидера) или человек массы). Таким образом, первые попытки объяснения поведения человека связаны были с апелляцией к его различной врожденной природе, сущности. Является ли человек по своей природе «хорошим» или «плохим» – это интересовало философов и в позднейшие времена. Например, итальянский философ XVI в. Макиавелли считал, что человек по своей природе является порочным, склонным к убийству, обману, вероломству, а общество – аморальным. Исходя из этого, как высшую ценность он рассматривал – власть, которая призвана любыми средствами (силой, угрозами, манипулированием и т.п.) удерживать людей в повиновении. Французские просветители XVIII в., напротив, считали, что человек по своей природе добр, но общество портит его, развивая у него отрицательные черты. Основатель социологии, французский философ XIX в. О. Конт утверждал, что психика человека развивается только в обществе и поведение человека необходимо рассматривать исходя из его социального окружения. Именно в XIX в. возникли предпосылки для выделения предмета социальной психологии – изучения психологических особенностей и поведения человека, обусловленных его включенностью в социальные общности. Выделяют ряд предпосылок возникновения социальной психологии как науки. По М.Р. Битяновой, это возникновение личности и независимого образа «Я» (историческое выделение индивидуальности из социальной общности); формирование «социального заказа» на новую науку (потребности общественной практики в понимании поведения масс, взаимоотношений людей, в управлении этими отношениями); научные предпосылки – социально-философские учения Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, антропологические исследования (М. Лацарус, Г. Штенталь, В. Вундт), эволюционистские (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и социологические (О. Конт, Э. Дюркгейм) взгляды ученых XIX века.
Развитие социальной психологии имеет несколько этапов. Первый этап – XIX в. – н. XX в. (рубеж 10 – 20-х годов) – называемый «описательным», характеризуется описанием массовидных явлений, больших социальных групп людей, механизмов массового воздействия. В основе многих концепций этого периода лежала идея социального подражания (Г. Тард, Г. Лебон, З. Фрейд), идея «народного духа» (В. Вундт), идея инстинктивной основы социального поведения (У. Мак-Дауголл). Второй этап – с конца 10-х – до начала 60-х годов XX в. – «экспериментальный», когда социальная психология стала преимущественно экспериментальной, естественно-научной дисциплиной. В ней сложились основные направления и течения: бихевиоризм, когнитивизм, неофрейдизм, символический интеракционизм. Третий этап – с конца 50-х – начала 60-х годов. Характеризуется критикой естественно-научного статуса социальной психологии, упрощенного понимания социального контекста в американской науке, возвратом в реальный социально-исторический контекст, в гуманитарное русло. Важно понять специфику социально-психологического подхода к объяснению поведения человека в отличие от общепсихологического подхода. Эта специфика обусловлена рождением социальной психологии из двух наук – психологии и социологии. Являясь частью психологии, в то же время социальная психология имеет свою, отличную от общепсихологической, проблематику. Выделение круга этих проблем было связано с многочисленными дискуссиями о предмете социальной психологии. Г.М. Андреева определяет специфику социальной психологии как «изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп». Эта специфика четче будет определена при рассмотрении следующего вопроса – предмета социальной психологии.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.006 с.) |