Понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива



Принципы формирования временного детского коллектива.

 Принцип возраста.

Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Хобби, или увлечение.

В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. В этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности.

У ровень мастерства, степень овладения делом.

Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленностью. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – “более опытную”.

Следует отметить, чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

Понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива

Что такое ВДК? - «Временный детский коллектив».

«Временный» – краткосрочность существования.

«Детский» - младший школьный и подростковый возраст.

«Коллектив» – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности и общения.

В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально-значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, способность обеспечить развитие каждому члену группы, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат.

Основные характеристики: ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр.

 Обычно система коллектива представляет собой: коллектив/пассив à актив à лидер à руководитель.

Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив как система – это:

· органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов;

· относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

· скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

· субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

· носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующий коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп и проявляющееся в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

· субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода.

Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного центра

Временный детский коллектив (ВДК) - группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Специфические особенности ВДК:

    1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (зимой ~12 дней; летом до ~24 дней). Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.

2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

3. Автономность существования от влияния прежнего социума, когда ослабляется воздействие на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Здесь важно упомянуть об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общность. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

5.Интенсивность всех видов деятельности, в т.ч. общения, насыщенность, высокая эмоциональная окрашенность. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.

6. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

 

Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности.

Функции: воспитательная, оздоровительная, коммуникативная, познавательная, развивающая, развлекательная, творческая и т.д

В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

 К процессам ВДК относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы (группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется) и т.д.

Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:

· проживание в условиях демократического детского коллектива;

· самоопределение и самореализация в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

· получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

· расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

· собственное оздоровление и физическая закалка;

· приобретение новых друзей и впечатлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.013 с.)