Предпосылки развития скоростных способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки развития скоростных способностей.



В психологической литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития - задатки. Считают, что задатки, существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие способностей - результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия [13].

Способности - это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта). Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.

Ряд авторов, обсуждающих проблему задатков, рассматривают их как анатомо-физиологическое понятие. Существует такой подход, когда анализируется «задаток» как анатомо-физиологический факт. Возникает вопрос: почему структура задатков, их свойства, механизм их влияния рассматриваются с позиции только двух биологических дисциплин, а именно анатомии и физиологии? Если уж руководствоваться «дисциплинарным» принципом, то число биологических дисциплин, «участвующих» в формировании задатков, может быть значительно расширено: биохимия, эмбриология, генетика и т.д [14].

Как показал анализ научно-исследовательской литературы, посвященный проблеме способностей, основные положения сводятся к следующему:

1) под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого;

2) под способностями разумеются не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности;

3) знания, умения и навыки, т.е. опят человека, преобретаемый в процессе жизни, не входят в структуру способностей;

4) ядро способностей составляют задатки, т.е. врожденные особенности человека.

Итак, способность - это функция «обвитая» различными для каждого индивида задатками, которые и придают своеобразную окраску проявлениям функции. Если убрать стержень - функцию, то останутся задатки, которым не через что будет проявлять себя, т.е. способность исчезнет. То же произойдет, если убрать задатки: все люди станут одинаково способными, и это понятие потеряет смысл.

Наиболее изученными из всех задатков являются типологические особенности проявления свойств нервной системы. Типологические особенности генетически обусловлены, они очень мало и с большим трудом изменяются под влиянием условий жизни и деятельности. Для этого необходимо несколько лет тренировки в направлении развития скоростных способностей.

С определенными типологическими особенностями можно добиться высоких результатов только в определенных видах деятельности, соответствующих имеющимся у человека способностям. «Хороших» типологических особенностей на все случаи жизни нет. Поэтому успехов в спринте чаще добиваются спортсмены с типологическим комплексом «реактивности»: слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов и с преобладанием «внешнего» возбуждения.

Из исследований спортивных психологов следует, что довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Например, если у человека имеется склонность к работе «взрывного» типа, то у него имеются и хорошо выраженные показатели скоростных способностей. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности, и способности имеют общий компонент - типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Так типологический комплекс, включающий в себя слабую нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения или уравновешенность по «внешнему» балансу, с одной стороны, выступает в виде задатков скоростных способностей, а с другой стороны, создает потребность в деятельности кратковременного, взрывного характера. Поэтому среди лиц, занимающихся скоростными видами спорта, преобладают лица с этим типологическим комплексом[21].

Итак, в общем виде скоростные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. В то же время такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.134.107 (0.006 с.)