Лекция 5. Философия Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Философия Нового времени



Начало формы

Новое время – период возникновения и развития капитализма, который начинается с английской буржуазной революции (сер. XVII в.) и заканчивается в начале XX века.

Характер этой эпохи определили три типа революций:

- промышленная революция, начавшаяся в середине XVIII в. в Англии с изобретения и использования парового двигателя, в результате которой ручной труд заменил машинный, а мануфактура была заменена фабричным производством;

- научная революция XVII в., в результате которой произошла дифференциация наук в соответствии с их предметом исследования и определенными методами научных исследований;

- политическая революция в Англии XVII в. и Франции XVIII в., в результате которых началось крушение феодализма и утверждение капиталистического строя.

В этот период ведущую роль в философском знании играет гносеология. Основу науки составляет убеждение в том, что все природные процессы полностью подчиняются законам классической механики. Такая мировоззренческая установка получает название «механицизм». Природа представляется громадной машиной, которая состоит из машин меньшего размера. В основе мира лежит атом, который считается неделимым и непроницаемым.

Эмпиризм – это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают опыт человека. Основатель эмпиризма – английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). В своих работах «Великое восстановление наук», «Новый Органон» и др. он обратил внимание на те обстоятельства, которые мешают человеку достичь истины, и назвал их идолами. Он выделил 4 группы идолов.

1. Идолы рода. Ошибки в познании связанные с тем, что человек переносит на природные явления свои собственные характеристики.

2. Идолы пещеры. Ограниченность познавательных возможностей человека, обусловленная его образованием, воспитанием, профессией и т.д.

3. Идолы рынка. Неправильное понимание и использование различных терминов и выражений.

4. Идолы театра. Это слепая вера в авторитеты и бездумное подчинение им.

Бэкон определил 3 типа исследователей: ученый-муравей занят бессистемным собиранием фактов; ученый-паук извлекает из себя оторванные от жизни теории и схемы; ученый-пчела собирает факты по определенной системе, вырабатывая из них мед достоверного знания.

Главным методом научного исследования Бэкон называл индукцию. Этот метод предполагал проведение множества экспериментов, на основе которых делаются вероятностные выводы о закономерностях природных процессов. Опыт он считал не случайным наблюдением, а строго регламентированным экспериментом, в ходе которого природный процесс очищается от случайных влияний и используется для научных открытий. В деле преобразования науки мыслитель выступал с позицией материализма. Девизом его деятельности стало выражение «Знание - сила».

Рационализм – это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают разум человека. Основоположник рационализма – французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650). Он стремился обнаружить критерии достоверного знания. В качестве главного критерия Декарт называл очевидность. По его мнению, человек может сомневаться во всем кроме факта своего мышления и существования, исходной точкой познания является тезис «я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Из этого утверждения путем дедукции выводятся частные знания. Таким образом, дедукция – это главный метод познания, который состоит в том, что из общих посылок делаются частные выводы. В ее основе должны быть следующие правила:

1) начинать с простого и очевидного;

2) путем дедукции получать более сложные высказывания;

3) действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений).

Декарт идеалом научных знаний считал математику, а математические методы определял как универсальные. Мир материальных предметов он сводил к пространственным характеристикам, а изменение этого мира – к перемещению. Таким образом, механика служила главным средством объяснения всех явлений природы.

Декарт утверждал, что в основе мира лежат два независимых друг от друга основания (субстанции): материальное и духовное. Материальное характеризуется протяженностью, духовное – мышлением. Таким образом, Декарт стал основателем философского дуализма. Пытаясь установить связь между духовным и материальным, он ввел в свою систему понятие Бога как единства духовного и материального. Декарт не отрицал роли опыта в познании, но недооценивал его, утверждая, что органы чувств нужны для практической ориентации в мире, но они не способны раскрыть сущность природных процессов.

К наиболее существенным признакам философии XVII века следует отнести:

1) наукоцентризм, который исходит из того, что знания и та сфера деятельности, где эти знания производятся, предстают целью человеческой жизни, основой рационального господства человека над миром, основанием и предпосылкой свободы человека, мерилом его возможностей. При этом меняется само понимание науки и создается новый идеал научности. Цель науки – не бесплодное мудрствование, а обеспечение условий для практического успеха. Наука приобретает статус общественного института, предназначенного для решения социально значимых задач;

2) механицизм, который вытесняет из науки схоластику, но одновременно исключает качественное разнообразие природы. Если механика – универсальная наука, то все другие науки только ее продолжение. Поэтому можно и даже необходимо все явления жизни и сознания свести к механическим процессам. Сведенные к механическим процессам явления могут быть описаны с помощью средств механики. Соединение, группирование, измерение, классификация – разнообразные виды комбинаторики – рассматриваются как универсальные способы познания. Механицизм утверждается и в качестве господствующего методологического подхода;

3) научная революция, которой свойственно отрицание идеи конечного, иерархически упорядоченного мира и замена ее идеей бесконечной Вселенной, целостность которой обеспечивается идентичностью ее элементов и однообразием действующих законов. Задача познания этой Вселенной рассматривалась как задача построения идеальной модели мира на основе “первых принципов разума” и в точном соответствии с логическими законами;

4) идеализация, превращающая природу в математически сконструированное бытие, которое и выступает предметом философского исследования. Это, в сущности, мир геометрии, а математика выступает надежным средством его познания, образцом науки и научности. Человеческая проблематика вытесняется из сферы философии. Это обеспечивало необходимый характер знаний, но исключало возможность анализа деятельной природы субъекта познания. Принцип cogito превратился в ту методологическую установку, которая обеспечивала познание всеобщего. Разум становился единым и полновластным сувереном. Только он на основе сомнения мог добывать истинные знания. Разум представал в качестве верховного судьи всех предпосылок. Сам же он оказывался неподвластным никакому суду. Даже существование выводили из разума. Но чем полнее становилась автономия разума, тем отчетливее проявлялась его противоположность бытию. Идеал безпредпосылочных знаний требовал анализа мира вообще, вне его соотнесенности с человеком и его субъективностью;

5)утрата человеческого в мире, противопоставление разума и бытия, сомнение в основательности и объективно-содержательной значимости метафизических конструкций.

Конец формы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.007 с.)